СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок окружающего мира "Кто такие птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока с применение ЗСТ

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок окружающего мира "Кто такие птицы?"»

План-конспект урока по учебнику «Окружающий мир. 1 класс»

(Автор: А.А. Плешаков)

Тема: «Кто такие птицы?»

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;

  • развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;

Познавательные:

  • учить выявлять признаки данного вида животных;

  • отличать новое от уже известного;

  • продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.

Регулятивные:

  • ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;

  • использовать жизненный опыт;

  • работать с дополнительной литературой,

  • учить отличать, верно выполненное задание от неверного.

  Коммуникативные:

  • умение работать в паре, вести учебный диалог;

  • формирование уверенности в себе;

  • учить оценивать свою работу и работу группы.

 Личностные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;

  • привлекать семью к проблеме помощи животным;

  • развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся: 

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), перья птиц, ножницы, лупа, стаканчик с водой,; карточки «Найди лишнее».

1.     Здоровьесберегающие  технологии: психологический настрой, зрительная и пальчиковая гимнастикафизкультминутки, смена динамических поз и деятельности,   технология сотрудничества (снятие тревожности) и развивающего обучения (снятие нервно- психического напряжения), стратегии критического мышления(ассоциация, разрядка психического напряжения, работа на свободной волне),  коррекционная гимнастика для мышц глазного яблока,  рефлексия.

Ход урока

I.  Организационный этап. Мотивация 

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!


- Посмотрите вверх, вниз, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

- На уроке мы будем работать под девизом:

 Только вперед и ни шагу назад,

Все на пути нам нужно узнать!


II. Этап повторения изученного  

- Сегодня вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий на этом уроке.

- Ответьте мне: «Кто такие учёные?» (ответы детей)

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Учитель. А теперь давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились на прошлых уроках? (Рыбы.  Насекомые)

- Распределите по группам животных и назовите их  

- Назовите главные отличительные признаки насекомых и рыб.

- Посмотрите, каких рыбок нарисовали ваши одноклассники  (рисунки детей)

- Вспомните название этих рыб и место их обитания  (Определяют)

- Чем покрыто тело большинства рыб?

Учитель. А сейчас проведём игру «Найди лишнее».  (Хромотерапия-ЗСТ)

- У вас на партах лежат маленькие конверты. Откройте их, достаньте карточки и геометрические фигуры. Какие это геометрические фигуры? (прямоугольники)

- Сейчас вы будете работать в парах, выполняя задание.

- Зелёными прямоугольниками закройте рыб, синими прямоугольниками – насекомых. Проверьте друг у друга работу. Если все верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки. Выполняем работу.

(учитель проверяет работу во время выполнения)

- Замечательно. Скажите, а всех ли вы животных закрыли фишками? (нет)

- Кто остался? (птичка).

Физкультминутка «Снегири» (ЗСТ)

Снегири летят, крыльями машут.
Им на месте не сидится,
Завертелись как волчок ,
Прыг — скок, прыг — скок.
Полетели пообедать,
Но кругом лишь снег да снег.
Хорошо, что им кормушку,
Сделал добрый человек!

IV. Этап актуализации знаний.

Учитель. Ну что же, мои маленькие ученые-орнитологи! Как думаете, почему я вас так назвала? (ответы детей)

-А каких птиц знаете? Назовите (дети называют)

-Учитель. Молодцы! Много птиц знаете!

Учитель. А на какие группы можно разделить птиц? (дикие и домашние)

V. Этап изучения новых знаний.

1) - Кто-нибудь догадался, какая тема урока будет? (кто такие птицы)

- Чему мы будем учиться на уроке?

- А теперь откройте учебники на стр. 36 и прочитайте, какие учебные задачи мы будем решать на уроке? (читающие дети читают стр.36)

Учитель. - Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птиц, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.

2)  Определение главного признака птиц.

Учитель: Ребята, кто из вас знает, как отличить птиц от других животных? (Они умеют летать)

Учитель: Давайте понаблюдаем и скажем, действительно  ли главным признаком птиц является  умение летать?

- Перед вами рисунки четырёх животных. Назовите их. Какие из этих животных умеют летать? (летучая мышь, белка-летяга, бабочка)

- Птицы ли они?

Учитель: А курица? Умеет ли курица летать? (Умеет, но очень плохо)
- Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летают–птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак? Учитель (обобщает ответы и делает вывод): Курица летает  плохо, но её учёные,  так же как и вы,  относят к группе птиц. Почему? (потому что самый главный признак этой группы – перья)

Учитель:   Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? Посмотрите на других птиц  

- Чем похожи птицы? (Все покрыты перьями)

Учитель. Важный ли признак для птиц - умение летать? ( Нет)

Учитель. Какой же главный признак птицы? ( Перья).

Учитель. Птицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми.

Учитель. А для чего нужны перья птицам? (Для того, чтобы птицам не было холодно, летать.)

Учитель: Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Своё оперение птицы чистят и укладывают. Но всё равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые и отращивают новые перья. Давайте познакомимся со строением птицы.

3)  Строение птицы.

Учитель: Посмотрите, что это за птица?

Дети: Голубь.



Пальчиковая гимнастика «маленькие птички»

Маленькие птички
Птички невелички
По лесу летают
Семена собирают
Вот буйный ветер налетел
Птичек унести хотел
Птички спрятались в дупло
Там и сухо и тепло 
(дети выполняют действия в соответствии со словами)

Учитель: Дети, назовите все части тела птицы.

Дети: Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв.

Учитель. - Поработайте в паре: рассмотрите картинку стр.36, покажите друг другу, из каких частей состоит тело голубя?  (голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)
Учитель. А теперь проверим.  Правильно ли вы назвали части тела птицы (проверка по учебнику)

Учитель: Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.)

- Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)

- Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт) 

4)   Знакомство со строением перьев. Практическая работа. (ЗСТ)

- Чем же покрыто тело птиц? (Перьями)

Учитель. А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?

А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать).

А если рассмотреть перо, то о чем мы можем узнать? (зачем оно нужно птице)

У вас на партах в файлах лежат разные перья. Достаньте их. Рассмотрите их внимательно. Сравните перья. Чем различаются?  Чем похожи? (Формой, цветом, размером)

- Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья. 
- Учитель. Для чего же нужны перья птице? (летать, сохранять тепло)

Физминутка (ЗСТ)

Лебеди летят, крыльями шумят. (Дети шагают, машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой. (Наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)

Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)
И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)

4.   Практическая  работа. (ЗСТ) (На  столах  у  детей лежат  перья).

Учитель. - Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование. 

Учитель:   Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу.

- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его. 

- Найдите  бородки, покажите их. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

 ( показывают)

- Что случится, если сейчас подует  ветерок?

Дети: Перья полетят. Они лёгкие.  

Учитель. Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)

Коррекционная гимнастика для мышц глазного яблока. (ЗСТ)

Проследить за траекторией полета пера по указанию учителя (перо влетело в дверь, зацепилось за плафон, упало на стол учителя, перелетело на подоконник и тд…)


Учитель: - Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего.  Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие). Давайте проверим,  возьмите ножницы и среднее перо разрежьте. Что вы видите внутри?

Дети: Ничего. Пусто.

Учитель  (приглашает 1 человека) Он будет проводить наблюдение по инструкции:

  • Опусти перо в воду.

  • Вынь перо и посмотри, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?

  • Попробуй сделать вывод: от чего перья защищают птицу?

Учитель. Опустите перо в воду. Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? (нет)

Учитель. Намокло ли перо? (нет)

Учитель. Что происходит с капельками воды?

Дети: Нет, вода скатилась капельками.

Учитель: Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу? (Перья защищают птицу от воды и сырости)

Учитель. Действительно, перья защищают птицу от воды и сырости. Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания?

Учитель. Спасибо за помощь (обучающийся садится за парты)

Учитель. Может, вы знаете, почему у птиц перья не намокают от воды? (ответ детей)

Учитель. Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.

Для чего нужны птицам большие перья?

Дети: Чтобы летать.

Учитель: Для чего нужны маленькие пёрышки?

Дети: Для тепла.

Учитель. - Итак, для чего же птице нужны перья? (Летать, сохранять тепло, украшать)
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.

Учитель: Обратите внимание. Почему на рисунке перо нарисовано рядом с чернильницей?

Дети: Перьями раньше писали.

Учитель: Да, много лет назад не было ручек, и люди писали гусиным пером. А.С.Пушкин писал свои сказки таким пером.

5. Сравнение птиц: вороны, галки и грача.

Выполнение заданий в тетради.

Учитель: Откройте тетради. Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.

- Чем эти птицы похожи? ( Имеют чёрное оперение.)

- Чем отличаются? ( Размером.)

У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.

У галки серый только затылок, всё остальное оперение чёрное.

Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглён, оперение синевато-чёрного цвета.

6.     Описание птицы по плану.

- Посмотрите на картинки в учебнике и назовите птиц (с. 37). Каких птиц вы видели у нас в Белебее или в  Башкортостане?
- Что вы знаете об этих птицах? Где вы их встречали? 
- Опишите в парах одну из этих птиц по плану:

  • Название

  • Размеры (большая, средних размеров, маленькая)

  • Окраска оперения

  • Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста)

Учитель. Опишите одну птицу по плану: название, размер, окраска оперения, особенности частей тела (клюв, глаза, хвост) (Дети описывают птицу)

Заслушиваются выступления.

7)  Яркое оперение птиц. (ЗСТ)

Учитель. - Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике. Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина). У павлина очень красивый и яркий хвост.

- Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье?

Учитель. Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок — таким образом, они привлекают внимание подруги.

Яркая окраска перьев важна птицам для маскировки.

IX. Этап коррекции.

Велико значение птиц для человека. Без птиц мы не сможем представить наш мир.

- Сегодня к нам в класс пришло тревожное письмо от птички-синички. Как вы думаете, о чем оно? (Высказывания детей). Беседа о бережном отношении к пернатым.

- Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.

X. Этап подведения итогов. Рефлексия. (Хромотерапия-ЗСТ)

- Сегодня на уроке вы были маленькими учёными.  Какие важные для себя открытия вы сделали на этом уроке?

- Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
– У вас на столе птички. Оцените цветом свою работу на уроке.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите розовую птицу.
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – оранжевую птицу.
- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Было ли трудно?

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

- Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия». (ЗСТ)

  Спасибо за работу. Молодцы! А дома, по желанию, нарисуйте или слепите из пластилина самую любимую вашу птицу. На следующем уроке мы устроим выставку ваших работ.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!