СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКРЫТЫЙ УРОК окружающего мира во 2 классе ТЕМА: Заглянем в кладовые Земли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОТКРЫТЫЙ  УРОК   окружающего мира во 2 классе 

ТЕМА: Заглянем в кладовые Земли. 

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК окружающего мира во 2 классе ТЕМА: Заглянем в кладовые Земли.»

ОТКРЫТЫЙ  УРОК   окружающего мира во 2 классе 

ТЕМА: Заглянем в кладовые Земли. 

Учитель Магомедова Н.Н. 

Предметные результаты: 

  • иметь представление о камнях, как части неживой природы; 

  • познакомиться с горными породами и минералами; 

  • различать  и узнавать горные породы и минералы; 

  • научиться различать составные части гранита; 

  • узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде. 

Метапредметные результаты: 

  • определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника; 

  • рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них; 

  • соотносить  изделия  и природные камни, из которых они изготовлены; 

  • высказывать своё отношения к изделиям из камня; 

  • предлагать собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы. 

Личностные результаты: 

  • осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме; 

  • делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия  образцов камней; 

  • обсудить поучительную историю одной коллекции камней. 

Предварительная работа.  

Учитель  готовит коллекцию минералов и горных пород ; дети заранее готовят пересказ рассказа «Моя коллекция» 

Оборудование: 

мультимеа, интерактивная доска,  презентация «Кладовые Земли», атласы-определители «От земли до неба», лупы, коллекция камней (гранит), тексты для учащихся, цветные карандаши, учебники, рабочие тетради на печатной основе; модели созвездий. 

Ход  урока. 

I.Орг. момент 

II. Актуализация знаний. 

Проверка домашнего задания. 

- Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? 

           Выставка фрагментов из пластилина «Звёздное небо» (на доске) 

Ночью звёзды загораются 

И в созвездья собираются. 

- Назовите, какие созвездия вы моделировали с помощью пластилина? 

- Сколько зодиакальных созвездий существует? 

- Кто подготовил материал о созвездии, под которым родился? 

(выслушиваются рассказы детей) 

 

III. Мотивация учебной деятельности. 

- А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли. (слайд №1) 

- Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока.  

(Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю одной коллекции камней) 

 

IV. Работа по теме. 

  1. Начальные представления о горных породах. 

- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы. 

- С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими: (слайд №2) 

Этот мастер белый-белый 

В школе не лежит без дела: 

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (МЕЛ) 

              Он очень нужен детворе,  

                                                 Он на дорожках во дворе, 

                                                 Он и на стройке, и на пляже, 

                                                 Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК) 

Если встретишь на дороге, 

То увязнут сильно ноги. 

А сделать миску или вазу - 

Она понадобится сразу. (ГЛИНА) 

                                                 Он очень прочен и упруг, 

                                                 Строителям – надёжный друг. 

                                                 Дома, ступени, постаменты 

                                                 Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ) 

  

- Дайте общее название всем этим предметам.  

(Полезные ископаемые) Читаем хором. 

- Что такое полезные ископаемые?  Прочитайте об этом первые три абзаца в тексте, который лежит у вас на столах. 

(слайд №3) 

- А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?     (Известняк, гранит, кремень) (слайд №4) 

Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ. 

 

2. Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями. 

- Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно. 

-  Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал  называется графит. 

- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал. 

- Есть среди минералов и редкие вещества:  серебро, золото, алмазы.  

- Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым. 

- Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.  

- Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 - 17.  Какие вы здесь увидели минералы?  

- Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите. 

Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий.  

- Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе. 

- Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка. 

 

3. Практическая работа. (слайд №5) 

- Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы. 

- Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. 

- Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. 

- Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда. 

  (слайд №6) 

Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит. 

- Давайте откроем рабочие тетради на с. 32  и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках? 

- Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый. 

- Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?  

- Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.  

 

4. Чем отличаются горные породы от минералов?  (слайд №7) 

5. Где используют богатство земных кладовых?  (слайд 8) 

6. История о коллекции камней. 

- Давайте послушаем одну историю о коллекции камней, которую приготовили мои помощники Вова и Юра.  

Обсуждение: 

 - Кем стал автор этого рассказа? 

- Что помогло ему определиться с выбором профессии? 

- Как вы думаете, можно ли назвать эту историю поучительной? Почему так думаете? 

- А кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых? (Геологи. В С-Петербурге горный институт) 

VДомашнее задание. 

-  Прочитайте задание №2 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома после чтения текста учебника и статьи «Горные породы», что лежат у вас на столах.  

ГОРНЫЕ   ПОРОДЫ 

Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы. 

Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые? 

Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы. 

Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря. 

Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей. 

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, - это и есть известняк. 

Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев. 

В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.  

Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы. 

Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.  

Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов. 

Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово. 

До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.  

Геологи изучают  горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.  

- Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.  

- У кого дома есть такая книга?  

- А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?  

- Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна. 

- И еще отметьте задание №3. Вам придется поработать дома с атласами – определителями и приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.  

 

VI. Рефлексия учебной деятельности. 

 

- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли? 

- Что нового и интересного узнали? 

- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете? 

- Из чего состоит гранит? 

- Чем отличаются горные породы от минералов? 

- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках. 

- Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы? 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!