Предмет: биология.
Учитель МКОУ Губаревской СОШ Войнова Л.А.
Класс: 5
Тема урока: «Лишайники»"
Тип урока: урок открытия нового знания
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровьесбережения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, итерактивные технологии.
Оснащение урока: Интерактивная доска , учебник, мультимедиапроектор, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные : Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; выделять у лишайников признаки растений и признаки грибов; различать типы слоевищ лишайников; описывать места обитания лишайников; объяснять значение лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные УУД:
Познавательные: работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.
Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их.
Личностные: Понимать важность знаний. Формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение живой природы, на изучение предмета «биология». Формировать представление о лишайниках как организмах, сочетающих в себе признаки растений и грибов; Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; их роль в природе и в жизни человека.
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования – лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.
Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами, а также привить практические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.
Воспитательная: воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе.
ХОД УРОКА
Оргмомент
(Слайд 1) Учитель: Здравствуйте друзья, уважаемые гости. Присаживайтесь.
- Ребята, вы готовы начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
Учитель зачитывает стихотворение:
Любя природу страстью нежной,
Жизнь, проживая безмятежно,
В познанье, отворяя дверь,
Ты в биологию поверь!
Она расскажет вам, ребята,
О рыбах, водорослях, мхах,
И о растениях, о грибах.
И вы узнаете однажды
Даль неизведанных дорог,
И утолите жажду знаний.
Итак, начнем скорей урок!
(Слайд 2) Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина:
“Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса”
(Слайд 3 ) Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие и познакомимся с очень интересным организмом, а каким организмом вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд, а по диагонали будет ключевое слово, которое и определит тему нашего урока.
Вопросы:
Хвойное растение из символов Нового года.
Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному, так и другому.
Организмы, которые питаются другими живыми организмами.
Тонкие белые нити, образующие тело гриба.
Как называется тело низших растений.
Низшие растения, живущие в основном в воде.
(Слайд 4)Учитель: Ребята, о каком представителе у нас сегодня пойдёт речь? (ответы детей) Молодцы! Записали число и тему урока: “Лишайники» в рабочую тетрадь страница 44.
(Слайд5) Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»
В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках!
- А кто такие сфинксы?
Учащимся было дано опережающее задание.
Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.
Учитель: Какие цели на уроке мы сегодня поставим? (Ответы учащихся)
Учитель: Нам предстоит узнать сегодня на уроке почему лишайники сравнивают с сфинксами.
Итак, мы c вами отправляемся в увлекательное путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы? (ответы детей)
Итак, в путь!
(Слайд 6) Уважаемые пассажиры, мы вылетаем из аэропорта МКОУ Губаревской СОШ, через несколько секунд приземлимся в аэропорту “Легенда”. Здесь вы узнаете о легенде лишайников, слушаем очень внимательно.
(Слайд 7)Ученик (Меркулова Виктория) Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.
– Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки это позволило им закончить путь.
Учитель: Ребята, понравилась вам легенда? Слушаем дальше.
(Слайд 8 )(Перегудова Елионора) В 1772 году, русский ботаник Т.С.Паллас доказал, что это лишайник. И назвал этот лишайник съедобный. Он очень вынослив и не погибает даже тогда, когда жара в пустыне достигает 70С. Лишайник может высохнуть, а потом опять, впитав влагу из воздуха, продолжать свою жизнь. Они появились на Земле более 100 млн. лет назад. На сегодняшний день их 26 тысяч видов.
Как вы думаете о каком организме шла речь в легенде?
Какой русский ботаник доказал, что лишайник съедобный?
Сколько миллионов лет назад лишайники появились на Земле?
Сколько видов лишайников насчитывается на сегодняшний день?
Молодцы, внимательно слушали легенду.
(Слайд 9 )(Учитель: Итак, мы с вами вылетаем из аэропорта “Легенда” и держим путь в аэропорт “Лишайник” Пока мы находимся в полёте, я хотела бы спросить, знаете ли вы, как называется наука, которая изучает лишайники?. На прошлом уроке, я вас просила найти в словаре науку, которая занимается изучением лишайников. (Ответы детей)
(Слайд 10 ) Лихенология— это наука о лишайниках.
Давайте с вами запишем это определение в тетрадь.
(Слайд 11 )Учитель: Уважаемые пассажиры, мы приземлились в аэропорту “Лишайник”. Здесь мы с вами познакомимся со строением, питанием лишайников. Вашему вниманию представляем мини – спектакль (Действующие лица читают свои роли). И так внимание!
Действующие лица: автор - учащийся, гриб – мальчик в шапочке гриба, водоросль – девочка с длинными зелеными волосами.
Автор: Более ста миллионов лет тому назад на нашей маленькой планете жил безрадостный гриб. Он обошел всю Землю в поисках друга. И вот однажды, когда силы были исчерпаны, а надежды потеряны, он увидел хрупкое, нежное, беззащитное создание.
Гриб: Кто ты, прекрасная незнакомка? – радостно воскликнул Гриб.
Водоросль: Я – одинокая Водоросль.
Гриб: Как долго я искал тебя, ты – моё спасение. Я полюбил тебя с первого взгляда ?
Водоросль: Неужели так бывает?! И я тебя полюбила, и ты моё спасение.
Гриб: Давай жить вместе. Я всю жизнь буду помогать тебе добывать своей грибницей воду и минеральные вещества из почвы.
Водоросль: А я буду кормить тебя, мой Грибочек, готовыми органическими веществами, которые образуются в моих зеленых клетках.
Гриб и Водоросль: Ой, как здорово!!! (взявшись за руки)
Учитель: Друзья, как одним словом можно назвать отношения гриба и водоросли? (Учащиеся отвечают)
Ребята, а что такое симбиоз? (учащиеся отвечают на вопрос)
Ученик: Два организма взаимно полезны, Куксова Анастасия
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть симбиоз- это взаимодействие двух и более разных организмов, от которого все получают пользу.
Учитель: Молодцы. Значит это взаимополезное сожительство гриба с водорослью.
(Гончарова Алена)Тело лишайника – слоевище – состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Тело образовано – нитями грибницы, между которыми расположены зеленые водоросли. Нити гриба поглощают воду и минеральные вещества и отдают их водоросли, а водоросль образует органические вещества и отдает их грибу.
Давайте с вами сформулируем понятие, что такое лишайник?
(Слайд 12 ) (Ответы детей)
Лишайники ((Гончарова Алена)— это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом. (Запись в тетрадь определения)
(Слайд 13 )Учитель: В ваших рабочих листах, найдите рисунок под №1 рассмотрите и подпишите как называются клетки изображенные зелёным цветом (клетки водорослей), а переплетения, которые обхватывают водоросли это гифы грибов. (Дети подписывают рисунок и осуществляют взаимопроверку. Если все правильно 2 балла, неправильно 0 баллов)
(Слайд 14 )Соберите схему под номером №2, отражающую строение лишайника и особенности его жизнедеятельности.
Схема (в заполненном виде)
ЛИШАЙНИК
Вода и минеральные вещества
ГРИБ
ВОДОРОСЛЬ
+ =
Органические вещества
Слова для заполнения схемы:
ГРИБ
ЛИШАЙНИК
ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
ВОДОРОСЛЬ
Найдите в схеме место значку солнышко и объясните, почему вы его туда поставили.
Ребята осуществляют взаимопроверку (меняются листочками. Если все правильно 5 баллов, если ошибки то баллы начисляются согласно 5-ти бальной шкале от 1до 5)
(Слайд 15) Учитель: Сейчас предлагаю отгадать головоломку, в которой зашифрована отличительная черта лишайников. Какая группа быстрее. (Особенность: живут атмосферными осадками. Лишайники поглощают воду всей поверхностью тела в основном из атмосферных осадков (дождь, град, снег, роса, иней), влажность слоевищ непостоянна и зависит от влажности окружающей среды).
(Слайд 16) Учитель: Уважаемые пассажиры наше путешествие в аэропорту лишайник окончено, мы летим в аэропорт “Исследовательский”, где нам предстоит выполнить самостоятельную работу и узнать:
Какие выделяют лишайники по внешнему виду и окраске?
Как размножается лишайник?
Какова продолжительность жизни лишайников
Найдите в параграфе ответ на этот вопрос (учащиеся работают с книгой, по группам )
Учитель: - Ребята, а где обитают лишайники? (Ответы учащихся)
Лишайники в природе первыми поселяются в самых бесплодных местах. Выделяют особые кислоты и тем самым медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.
Учитель: Внимание! Внимание! Всем пассажирам приготовиться к вылету из аэропорта “Исследовательский”. Во время пути следования выполним физкультминутку.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
( дети садятся за парты.)
(Слайд 17 ) Нас принимает аэропорт “Значимый”. Здесь мы с вами прослушаем сообщение о значении лишайников в природе и жизни человека и одновременно составим схему.
Сообщение учащихся (Хлебникова Ксения)
1. Значение лишайников в природе и жизни человека велико. Во-первых, это важнейшие кормовые растения. Ягель или олений мох, служит основным кормом для северных оленей, играющих большую роль в жизни народов Крайнего Севера. Олени охотно поедают лишайники и зимой и летом. Но зимой лишайники — почти единственный источник пищи для этих животных. Олени выкапывают лишайники из-под снега, а когда снежный покров бывает слишком глубок, скусывают лишайники, растущие на скалах, на стволах и ветвях деревьев. Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных — марала, косули, лося.
2.Человек использует в пищу лишайники. Например, в Японии одним из деликатесов является листоватый лишайник умбиликария съедобная.
3. Другая область применения лишайников — медицина. Еще древние египтяне за 2000 лет до н. э. употребляли лишайник. Чай из исландского мха эффективен при кашле, желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита и даже при лечении туберкулёза.
4. Лишайники широко используют и как сырье для парфюмерной промышленности. В древности в Египте из сухих лишайников получали порошки, которые употребляли для изготовления пудры. В настоящее время в парфюмерии используют экстракты этих лишайников.
5. Со времен глубокой древности лишайники служили сырьем для получения красителей. Эти красители использовали для окраски шерсти и шелка. Основной цвет красителей, получаемых из лишайника темно-синий. Но добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные и желтые тона.
6. Также лишайники являются индикаторами загрязнения воздуха и окружающей среды.
Значение лишайников |
В природе | В жизни человека |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Корм, пища, индикаторы загрязнения воздуха, медицина, парфюмерия, красители, индикаторы загрязнения воздуха, почва, убежище для насекомых |
(Слайд 18 ) Учитель: Внимание пассажиры, мы вылетаем из аэропорта “Значимый”, в аэропорт “Экология”. Здесь нас встречает ботаник, и мы послушаем сообщение на тему: “Лишайники индикаторы окружающей среды”
Сообщение учащихся. Лишайники являются индикаторами состояния окружающей среды. Они чувствительны к чистоте. Если воздух отравлен заводами, фабрикам, выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари, копоти они болеют и погибают. Лишайники оказались точным “прибором” по определению чистоты воздуха. Благодаря уникальным свойствам лишайников их используют для оценки степени загрязнённости атмосферного воздуха. На этой основе стало развиваться особое направление индикационной экологии — лихеноиндикация.
Учитель: Ребята, какой вывод можем сделать прослушав это сообщение?
(Лишайники являются индикаторами загрязнения окружающей среды)
Ученик: Мы все должны любить природу!
И в ясный день, и в непогоду.
Природа наша так нежна
И человеку так важна.
А все дымящие заводы
Вредны для нашей вот природы.
Коль воздух свеж, и чист, и ясен
Он мхам, лишайникам приятен.
А, если задымлен и грязен, –
То для растений он опасен.
Учитель: Мы с вами должны оберегать нашу природу для себя и для своих потомков.
(Слайд 19 )(Закрепление урока:
На ваших столах находятся сигнальные карточки, я буду вам зачитывать утверждение, если оно верное, то поднимаете зеленую, если неверно, то красную.
Наука, которая изучает лишайники называется Лихенология? (ДА- зеленый)
Лишайник состоит из гриба и бактерий ? (нет- красный)
Лишайники живут в симбиозе? (ДА- зеленый)
Растут лишайники очень быстро? (нет- красный)
Лишайники бывают : кустистые, листоватые, накипные? (ДА- зеленый)
Размножаются лишайники спорами? (нет- красный)
(Слайд 20 )Учитель: Ребята, сейчас предлагаю вернуться к вопросу который я задавала вам в начале урока: почему великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники «растениями – сфинксами» (Ответы учащихся
1 Сфинксы в древнегреческой мифологии – мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крылья орла
2. Как и в сфинксе, в лишайнике объединены два организма: водоросль и гриб
3. Водоросль и гриб существуют вместе, находятся в симбиозе, то есть не могут существовать друг без друга)
Заключение. Лишайники являются частью природы, ценной, незаменимой, полезной и красивой. И пока наш глаз будут радовать разноцветные лишайники, мы можем спокойно дышать чистым свежим воздухом.
Рефлексия. Наш урок подходит к концу и мне бы хотелось услышать, что нового и интересного вы сегодня узнали
(Слайд 21 ) Поставьте восклицательный знак в конце предложения
Урок полезен, все понятно
Лишь кое-что чуть-чуть неясно
Еще придется потрудиться
Да трудно все-таки учиться
Учащийся: Кочетов Матвей
Я сегодня на уроке про лишайники узнал,
И от этого намного образованнее стал,
И когда иду я в школу
И вокруг на все гляжу,
Я о нашей о природе очень грамотно сужу.
Знаю, что такое ягель,
И в лишайниках я – “ас”,
Не желаете послушать?
Расскажу про них сейчас.
Гриб и водоросль вместе очень дружно так живут.
Образуют слоевище. Их лишайники зовут.
(Слайд 22 ) Домашнее задание:
1. Изучить § 19, выучить основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа.
2. Творческое задание. Попробовать получить краску из лишайников.
Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку.
(Они часто встречаются на стенах старых домов, на камнях).
Отделить от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник следует положить
в стаканчик с раствором пищевой соды, понаблюдайте некоторое время (3-5 мин)
и вы увидите, что раствор приобрел ярко-красный цвет. Профильтруйте его и
попробуйте окрасить им бумагу или ткань. Результаты запишите в тетрадь.
Оценки за урок (аргументация)
Учитель : Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно полетать. Наше путешествие подошло к концу.
Спасибо всем за внимание.