Технология проблемного обучения
«Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени»
Организационный момент (1-2 мин)
Приветствую класс, проверяю готовность к уроку
Постановка учебной задачи, актуализация субъективного опыта учеников
Здравствуйте, ребята! На протяжении учебного года мы с вами изучали историю развития стран Европы: Англии, Франции, Германии. А сейчас переместимся с вами на Восток. “Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всём величии своего огромного пространства, хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима, мощна по своему объёму и человеческим массам – нечто длящееся, медленно движущееся”. (Немецкий философ Карл Ясперс)
Что вы знаете об этих странах Востока: Китай, Япония, Индия?
Ребята, посоветуйтесь с рядом сидящим и выберете ассоциативный ряд со странами Индия, Китай, Япония. (Время 3 минуты).
А теперь, ребята, попрошу поделиться своим мнением. Например, вы, Влад. Озвучьте ваше мнение и оформите ваш ассоциативный ряд на доске.
Ребята, а в конце урока мы снова вернемся к вашему изначальному мнению.
Ребята, ведь данное действие имело глубокий смысл. Как вы считаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
Да, действительно, тема нашего урока «Китай, Япония и Индия в эпоху нового времени».
Чтобы дойти к цели, нам нужно выполнить определенные задачи. Какие?
Совместное исследование проблемы
- Ребята, вы верно, заметили, что перед вами сравнительная таблица. Она индивидуальна для каждого. По ходу моего выступления, вы должны заполнять данную таблицу
Обратимся к презентации:
Китай – страна загадок и чудес с древней историей, уникальными традициями и утончённой философией.
Китай расположен в Восточной и Центральную части Азии.
Китай – очень древнее государство. Учёные нашли в одной из его пещер остатки предков человека, обитавшего несколько сотен тысяч лет назад.
Вопрос:
– Посоветовавшись в паре, вспомните, что изобрели китайцы?
Япония – это «игрушечная страна» с гейшами и бумажными фонариками, с цаплями, драконами и многочисленными старинными традициями, страна самураев, беспрекословного повиновения и дьявольской хитрости.
К востоку от тихоокеанского побережья Азии протянулась цепь островов – Хоккайдо, Хонсю, Сиккоку, Кюсю – самые крупные из них. Острова вытянуты с севера на юг.
Большая часть всей площади японских островов занята высокими и крутыми горами.
Вопрос:
– Кто знает, какая самая высокая гора в Японии, которая ещё является и вулканом?
Индия – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня.
Индия отличается причудливым переплетением различных народов, языков, религий, культурных и прочих традиций.
С древности Индию представляли страной чудес, несметных богатств.
От Китая Индию отделяет цепь высочайших на Земле гор – Гималаев. На склонах гор ещё сохранились густые вечно-зелёные леса – джунгли.
Вопрос:
– Вспомните, за какими индийскими товарами приходили корабли из других стран?
– Назовите современные столицы стран Китая, Японии, Индии (Пекин, Токио, Дели). Запишите.
– древних столицах этих стран.(Сиань, Киото, Хампи. Запишите
Роль государства в них – регулировать хозяйственную жизнь традиционных обществ Востока
– А теперь рассмотрим, что представляла собой хозяйственная жизнь в традиционных обществах Востока, таких государствах, как Китай, Япония, Индия?
вспомним, что же такое традиционное общество?
– Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных обществ Востока?
После обсуждения обратим внимание на слайд и начинаем заполнять таблицу.
Государстово – собственник земли;
Сельская община
Сословный строй стран Востока
Китай | Япония | Индия |
Императорская семья – проводила время в развлечениях, “купалась” в роскоши, принимала участие в оригинальных церемониях | Воины-самураи Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. Это – высшие военачальники: – князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие чиновники, низшие чиновники. Носили два меча, получали пайки риса. Самураи разделялись на ранги. Подчинялись кодексу чести “бусидо” | Древние индусы подразделяли людей на четыре главные социальные группы – касты. КАСТА (в словарь!) – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов. К наивысшей касте относились учёные и жрецы. |
Чиновники (мандарины) – умели читать и писать. Вели учёт населения, собирали налоги, следили за исполнением законов, организовывали строительные работы | Крестьяне – основная масса населения, их жизнь протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, хлопок, табак, чай, одевались в одежду, сделанную из конопли и шёлка | За ними следовали сановники, воины (кшатрии) |
Крестьяне- обрабатывали вручную небольшие наделы, занимались сельским хозяйством | Ремесленники Жили в городах. Сын наследовал профессию отца | Затем купцы и землевладельцы |
Ремесленники – трудились, не зная отдыха, у них не было выходных. Изготовляли оружие и кухонную утварь, украшения из бронзы и яшмы, керамику и изящную мебель. За свой труд они получали одежду, пищу или деньги | Купцы Их считали “паразитами”, которые сами ничего не производят | И к самой низшей касте относились крестьяне (вайшии) и слуги |
Торговцы – наживались на торговле, ничего не производя. В обществе их не уважали. | | Ниже последней стояла так называемая “каста неприкасаемых” Это неквалифицированные, презиравшиеся обществом профессии – уборщики. Работники на кладбищах, палачи |
Вопрос: Объясните, почему в Китае и Японии крестьяне стояли по иерархической лестнице выше, чем купеческое сословие и торговцы?
Физ. Минутка
-Ребята, вы устали. Нам необходимо отдохнуть! Я в данном классе разместила жетоны, которые относятся к трем странам. Вам нужно найти их и прикрепить на нужную позицию (на классной доске) время: 3 минуты.
– Понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока необходимо познакомившись с их религиозными учениями. (обращаем внимание на записи в таблицах)
-Вспомним, что же такое ценности?
– Какая из данных религий лежит в основе национальных религий этих стран?
– Если во всех странах исповедовался буддизм, то, что вы знаете о буддизме?
Перенесёмся в удивительный мир памятников культуры стран Востока и пусть каждый памятник архитектуры расскажет сам за себя.( Просмотр презинтации)
Контроль на этапе учебной темы
– Наше путешествие подходит к концу. Любой путешественник в конце пути подводит итоги. Итогом нашего с вами путешествия является багаж знаний, накопленный на уроке. Давайте проверим ваш багаж знаний.
Используя таблицу, скажите, какие общие черты были между Индией, Китаем и Японией?
Давайте вновь обратимся к изначальному заданию: разместить символы стран. Были ли у ребят ошибки?
Рефлексия
Итак, ребята, нами сегодня было изучено?
Мы узнали?
- нам нужно подробней изучить?