СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе, 5 класс ("Сказки А.С.Пушкина")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе, 5 класс ("Сказки А.С.Пушкина")»

Открытый урок по литературе, 5 класс

«Сказки А.С.Пушкина»

Цель урока: познакомить учащихся с миром пушкинской сказки; раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина; рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки.

Задачи урока: 1) продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

                                 2) формировать прочную нравственную позицию;

                                  3) учить распознавать истинную красоту .

Методические приёмы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока :  текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», портрет А.С. Пушкина, проектор, рисунки учащихся к сказке.

                                                       Ход урока

                                                                   Лишь добро одно бессмертно.

                                                                                Зло подолгу не живёт.        

I.Организационный момент. (звучит музыка  «В гостях у сказки»).

II.Слово учителя.

  - Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» .Мы с вами говорили о необычайном интересе А.С. Пушкина к народному творчеству.

III. Метод «яркого пятна»

- Сейчас мы предоставим слово Сарандаеву М., который предстанет перед нами в необычном образе и расскажет о замысле написания Пушкиным сказки «Сказка…».

                                  (ученик в образе А.С. Пушкина)

IV. Проверка домашнего задания.

Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро. А что такое Зло? Вам нужно было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетрадь. (ученики зачитывают определение терминов из толкового словаря).

- Я тоже нашла определения этих терминов.

На проекторе: «Добро- это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.»

«Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдание, горе, несчастье».

                                         (Школьный философский словарь)

«Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека».

« Зло – худое. Лихое. Злой человек – причиняет зло другим : вредный, пагубный».

                                («Словарь живого великорусского языка В.И. Даля»)

- Можно ли утверждать, что добро и зло – противоположные понятия.

                                                 (Да, это разные вещи)

   - Мне хотелось бы, чтобы сегодня вы не только усвоили эти понятия, но и увидели бы, как Пушкин показывает добро и зло в «Сказке…»

V. Постановка проблемы . Определение темы и цели урока.    

- В каждой русской сказке (и в фольклорной, и в литературной) добро побеждает зло. В уже прочитали сказку, познакомились с сюжетом и героями сказки.

В любой сказке сказочные герои решают разные проблемы. Наверное, как и в жизни. Герои совершают ошибки. Исправляют их.

 Ребята, как вы считаете, с какой проблемой сталкиваются герои сказки Пушкина?

                    ( Герои сказки сталкиваются со злом,  возникает вопрос, как победить зло?  

                                 И почему в конце сказки добро всё-таки побеждает зло?)

- Это  и будет нашим проблемным вопросом :  ПОЧЕМУ В СКАЗКЕ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО и мы постараемся ответить на этот вопрос. (записать на доске проблемный вопрос, на слайде тоже есть).

-  Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке. Давайте определим тему урока.

(Добро и Зло в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

                                                            (запишем  тему в тетрадь)

- Теперь нам несложно определить цель урока.

(как показано добро и зло в сказке Пушкина «Сказка…

- Или точнее – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере сказки, сравнить образы героев, анализировать текст. ( записать на доске, на слайде есть).

VI. Введение в тему урока.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что «Сказка…»  близка к народной  (фольклорной). В народных сказках герои делятся на «положительных» и «отрицательных».

- Назовите положительных героев народных сказок? (они олицетворяют добро) и отрицательных (они олицетворяют зло).

(Добро – Иван Царевич, Царевна – лягушка;

  Зло – Кощей, Баба Яга )

- Можем ли мы разделить на положительных и отрицательных героев сказки Пушкина «Сказка…)?

(Можем. Царевна, Царь, богатыри, Елисей – положительные

                   Царица – отрицательные )

- Каких героев в сказке больше? (положительных).

- В образах каких героев видна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

             (Царевна и царица)

VII. Работа в группах Класс делится на пять групп. Учащимся предлагаются следующие задания :

1 группа : составить характеристику Царицы;

2 группа : составить характеристику Царевны;

3 группа : составить характеристику богатырей;

4 группа : составить характеристику Соколко

Характеристику литературных героев вписываем в таблицу.

- Что вы можете сказать об образе Чернавки?

(Этот образ нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам)

Обсуждение.

VIII.Фронтальный опрос.

Почему Царица решила погубить Царевну? В чём суть конфликта между ними?

(Царица считает себя самой красивой. Ей зеркало сообщает, что царевна красивее её.

Царевна – её соперница).

-Какими словами мы можем выразить отношение Царицы к Царевне?

                                    (зависть, ненависть, гордыня)

- Может ли добрый человек обладать такими чувствами?

(Нет, это злой человек).

- А как относится Царевна к Царице и Чернавке, которые решили её погубить?

(Она ко всем относится хорошо, с добром, не держит зла, не пытается отомстить)

- Царевна поступает, как русский православный человек. Она воспитана в семье, где верят в Бога. Поэтому мы можем  сказать, что именно эти положительные черты героев сказки приближают её к народной. Как будто Пушкин срисовал героев из жизни.

- А что мы можем сказать про внешность Царевны и Царицы?

(Они очень красивые внешне).

- Про какую из героинь можно сказать, что она обладает внутренней ,душевной красотой?

                                             (Царевна)

(А Царица красивая, но злая, ей интересно только с зеркальцем. Она ещё и одинока.

Душа у неё чёрная. А Царевна по-настоящему красива. Она всех любит, её все любят и помогают. Она не одинока.

IX.Анализ художественного произведения.

- Мы составили словесные портреты героинь сказки, а теперь обратимся к чтению и анализу отрывков.

1. «Царица и зеркало».  (инсценировка : Капранова  К., Сергеева В.) стр.97.

2. «Но Царица молодая…»   стр.97. (Сидорова Л.).

- Что вы можете сказать о Царице?

(Гордая, злая, с ней неприятно общаться)

_ С чем  автор сравнивает Царевну?

(сравнивает с цветком, прекрасна как цветок)

Физкультминутка

Буратино, Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.

Руки в стороны развёл –

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

X.Выразительное чтение отрывка сказки.

«Раз Царевна молодая…» (Сарандаев М.) стр.104.

- Кто приходит к Царевне  с целью погубить её?

                  (Царица, переодетая монахиней)

- На чьей стороне Соколко? Почему?

(Соколко пытается помочь Царевне, он съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной)

- Получается, что Зло восторжествовало? Царица устранила соперницу. Так ли это?

                        (Нет. Помогает Елисей)

XI. Работа в парах.

В сказках  у Добра всегда много помощников, а Зло одиноко. В сказке Пушкина даже природа помогает героям победить Зло.

Будем работать в парах. Найдите в тексте примеры, когда силы природы приходят на помощь положительному герою. (стр. 108-110).

XII. Закрепление изученного материала. Самостоятельный вывод учащихся.

 - Наказана ли злая царица? Найдите строки, в которых рассказывается о последних минутах её жизни.

(Учащиеся зачитывают строки «Злая мачеха, вскочив…» стр.112 , Иванова Я.)

- Пять  раз в сказке Царица названа «злой». И она действительно причиняет зло людям. Но справедливость восстановлена. Добро победило Зло.

Давайте вернёмся к проблемному вопросу (Почему в сказках Добро всегда побеждает Зло?)

Можем ли мы , рассмотрев образы Царевны и Царицы, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели «Лишь Добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт»?

(Да, ведь Царица умирает, а Царевна оживает. Значит, Добро победило)

- Почему в сказках Добро побеждает Зло?

(Добро сильнее. Всегда есть хорошие люди, которые придут на помощь. Пока такие люди есть, добро будет побеждать. Но за добро надо бороться.)

- В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу Добра над Злом. А в жизни всё по- другому, иначе Зло будет торжествовать.

Чему нас научила сказка Пушкина? И считаете ли вы себя добрыми?

XIII. Домашнее задание. Выставление оценок.

1) ответить письменно на вопрос: «Чему нас научила сказка Пушкина?»

2) выучить наизусть отрывок из сказки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!