Цель урока: формирование читательской компетентности учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, обогащать словарный запас, воспитывать доброту , милосердие.
Задачи урока:
Образовательные:
-совершенствовать навыки выразительного чтения, а так же чтения по ролям, обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову.
Воспитательные:
- поддержать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования собственной речи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: презентация; книги с произведениями Д. Мамина-Сибиряка; карточки с заданиями для работы , иллюстрации животных;
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1
2. Психологический настрой.
Прозвенел звонок веселый
Всех завет он на урок
На места все тихо сядем
Не нарушим тишины.
Ну – ка, дети все готовы?
Начинаем точно в срок
Приготовились все слушать
Я сейчас начну урок.
3. Фонетическая зарядка
Сегодня я приглашаю вас прогуляться по весеннему лесу (учитель включает кассету с записью звуков леса). Итак, мы с вами в лесу. Под ногами у нас шуршит листва и ветки, иглы и шишки: [ш-ш-ш].
И вдруг на нас нападают комары и жужжат: [з-з-з]. А мы их отгоняем вот так: дети хлопают в ладони. Комары испугались и улетели, и мы дальше идем по лесу: [ш-ш-ш].
Вдруг на нас нападают пчелы и жужжат: [ж-ж-ж]. Мы стараемся не делать резких движений, и пчелы улетают, а мы с вами выходим на красивую опушку, на ней много разноцветных бабочек и мы говорим: [вау-вау]. Мы ложимся на травку и отдыхаем: [о-о-о]. И видим…, отгадайте кого
Ушки вечно на макушке,
Притаился на опушке.
Чуть передохну с дороги,
Подустали мои ноги.
Волка нет, лисы не видно,
Трусом все зовут, обидно,
Ведь прыгуч я, словно мячик,
Знамо дело, я ведь ( зайчик) Слайд 2
А ещё на поляне промелькнул вот кто:
Злой и страшный серый зверь,
Водится в лесу теперь,
Всех зайчат перепугал,
Также белок разогнал,
Но он бедный и голодный,
Хоть и страшный и проворный. (волк)
Как вы думаете, почему именно эти животные встретились нам в лесу??
( Мы будем сегодня о них читать.)
4. Объявление темы урока и постановка цели Слайд 3,4,5
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного русского писателя. Прочитайте, как его зовут? Рассмотрите его портрет. (на слайде)
С биографией писателя нас познакомит Мовсар
Родился Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым - Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят языком людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя как люди.
Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка. На столах у вас есть слова, соберите из них название произведения, с которым сегодня познакомимся.
(СЛОВА: ПРО, СКАЗКА, ЗАЙЦА, ХРАБРОГО, УШИ, ГЛАЗА, ХВОСТ, ДЛИННЫЕ, КОРОТКИЙ, КОСЫЕ)
Слайд 6
“Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост”
Проверьте на слайде. У вас получилось название первой сказки из сборника «Аленушкины сказки», но в этот сборник входит много других сказок.
Посмотрите на выставку книг. Здесь собраны произведения Мамина-Сибиряка. После урока вы можете подойти и познакомиться с произведениями.
Слайд 7
- Давайте попробуем определить цели урока, используя данные слова:
Вы будете знакомиться…….(с произведением Мамина Сибиряка « Сказка про храброго зайца……)
Будете учиться (читать произв.) и отвечать (на вопросы)
Сможете оценить (поступки героев)
Слайд 8
Учитель: Ребята представят сообщения о зайцах. Внимательно выслушайте их, возможно вы узнаете что-то нового
1 ученик:
У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, этот трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями.
2 ученик:
Зайцев ноги спасают, но стоит посмотреть, как он убегает, от гончих собак. Несётся, стелется по земле, заложив назад свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы
3 ученик:
А глаза у зайца не зря «косые» - он видит ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать.
4. ученик:
Оказывается, зайцам длинные уши нужны для того, чтобы ими…потеть.
Да-да, потеть! Сидит в летний зной заяц под кустом, а пить ему совсем не хочется. Лишнее тепло уходит через тонкие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов.
5 ученик Зайцы кормятся только растениями, самое излюбленное лакомство – трава и кора.
Они живут в лесах, степях. Зайцы меняет свою окраску.
Слайд 9
- А может ли заяц стать храбрым? (проблемный вопрос)
- Что нам поможет решить эту проблему?
Составим план работы:
1. Прочитать произведение.
2. Рассказать о героях и их поступках.
3. Выявить отношение автора, ваше отношение к героям и их поступкам.
Слайд 10
5. Работа над сказкой
Чтение сказки по частям
После каждой части дети по группам задают вопросы и дают на них ответы
Чтение 1 части (До слов «Кричат зайцы про волка…»)
-Каким показан заяц в начале сказки? ( Трусливым)
– Почему он крикнул о том, что никого не боится? ( Надоело ему бояться )
-Как к этому заявлению отнеслись молодые и старые зайцы? ( Стали смеяться)
- Как они его назвали? ( Смешной и глупый)
Чтение 2 части (До слов «Дальше случилось…»)
-Кто оказался рядом с зайцем? ( Волк)
- Как волк вел себя, когда услышал зайцев? (Остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться)
- Почему волк решил съесть именно этого зайца? ( Больше всех хвастался этот заяц)
Чтение 3 части.
- Что произошло, когда заяц увидел волка? (Необыкновенная вещь)
- Каким назван заяц в этой части? (Несчастным)
- Расскажите, что показалось волку и зайцу, когда они побежали в разные стороны? (Что кто- то в него выстрелил)
Чтение 4 части
- Где нашли трусишку другие зайцы? (В ямке под кустиком)
- Каким он был? (Еле жив от страха)
- Как стали называть зайца? (Храбрым). Почему?( Спас зайцев от смерти)
- Во что стал верить заяц? Зачитайте.
- Понравилась ли вам сказка?
- К какому виду сказок относится? (сказка о животных)
Слайд 11
6. Физкультминутка
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз)
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
(Присели, руки возле ушей, «прислушиваются)
Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – подняться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах.
(Ходьба на месте)
Замер зайка средь травы,
А теперь садимся мы.
Слайд 12
7. Работа в группе «Найди меня»
У вас на партах слова и выражения, которые подходят к героям сказки. Внимательно прочитайте. Определите, кому из героев сказки они подходят.
Заяц
Другие зайцы
Волк
Действия зайца
- взобрался на пенёк;
-язык точно примёрз;
-задал стрекоча;
-выбился из сил;
-начал верить, что никого не боится.
Действия других зайцев
-собрались, сбежались, приплелись;
- все слушают; ушам не верят;
- начали кувыркаться;
- не могли прийти в себя;
- начали выглядывать.
Действия волка.
- ходил; проголодался;
- остановился; понюхал воздух;
- начал подкрадываться;
- близко подошёл;
- бежал в другую сторону;
(Один ученик каждой группы выходит и защищает проект).
Вывод о характерах героев.
- По этим действиям можно дать характеристику героям сказки.
- Прочитайте действия зайца и скажите, какой он?
(Хвастливый и трусливый)
- Прочитайте действия зайцев. Что можно сказать о них. Какие они?
(Дружные, любопытные, доверчивые, робкие и трусливые)
- Что можно сказать о волке?
(Злой, хитрый, вечно голодный, осторожный и трусливый)
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Слайд 13
Вы сейчас поработали над текстом, а скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова или выражения, которые вам были не понятны?
Фразеологизмы:
«Душа в пятки убежала» он очень сильно испугался
«Язык у хвастуна точно примёрз» он не мог говорить от страха
«Задал такого стрекача» очень быстро бежал, во весь дух
Слайд 14
8. Чтение по ролям. ( отрывок «Начали искать…») по времени.
9. Оценки за урок. (Поднимите руки те, кто сегодня отлично поработал).
Слайд 15
10. Домашнее задание
С. 147-148 чит., перес.
11. Подведение итогов.
- С какой сказкой познакомились на уроке?
- Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)
- Ребята я хочу пожелать, чтобы вы верили в свой успех и в свои силы.
Слайд 16
12. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.
- Кто считает, что заяц храбрый – прикрепите фигурку на пенек, а кто считает что заяц на самом деле трус – рядом с елочкой.
- У каждого свое мнение и это ваше право считать зайца храбрым или трусливым.
Большинство считает его…. (смотреть по количеству…)
(На место не садятся)
Слайд 17
Рефлексия
Дети встают в круг, передают игрушку-зайца и делятся своими впечатлениями от урока, настроением.
Слайд 18
В конце урока учитель благодарит детей за работу.
I.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок по литературе»
Цель урока: формирование читательской компетентности учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, обогащать словарный запас, воспитывать доброту , милосердие.
Задачи урока:
Образовательные:
-совершенствовать навыки выразительного чтения, а так же чтения по ролям, обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову.
Воспитательные:
- поддержать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования собственной речи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: презентация; книги с произведениями Д. Мамина-Сибиряка; карточки с заданиями для работы , иллюстрации животных;
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1
2. Психологический настрой.
Прозвенел звонок веселый
Всех завет он на урок
На места все тихо сядем
Не нарушим тишины.
Ну – ка, дети все готовы?
Начинаем точно в срок
Приготовились все слушать
Я сейчас начну урок.
3. Фонетическая зарядка
Сегодня я приглашаю вас прогуляться по весеннему лесу (учитель включает кассету с записью звуков леса). Итак, мы с вами в лесу. Под ногами у нас шуршит листва и ветки, иглы и шишки: [ш-ш-ш].
И вдруг на нас нападают комары и жужжат: [з-з-з]. А мы их отгоняем вот так: дети хлопают в ладони. Комары испугались и улетели, и мы дальше идем по лесу: [ш-ш-ш].
Вдруг на нас нападают пчелы и жужжат: [ж-ж-ж]. Мы стараемся не делать резких движений, и пчелы улетают, а мы с вами выходим на красивую опушку, на ней много разноцветных бабочек и мы говорим: [вау-вау]. Мы ложимся на травку и отдыхаем: [о-о-о]. И видим…, отгадайте кого
Ушки вечно на макушке,
Притаился на опушке.
Чуть передохну с дороги,
Подустали мои ноги.
Волка нет, лисы не видно,
Трусом все зовут, обидно,
Ведь прыгуч я, словно мячик,
Знамо дело, я ведь ( зайчик) Слайд 2
А ещё на поляне промелькнул вот кто:
Злой и страшный серый зверь,
Водится в лесу теперь,
Всех зайчат перепугал,
Также белок разогнал,
Но он бедный и голодный,
Хоть и страшный и проворный. (волк)
Как вы думаете, почему именно эти животные встретились нам в лесу??
( Мы будем сегодня о них читать.)
4. Объявление темы урока и постановка цели Слайд 3,4,5
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного русского писателя. Прочитайте, как его зовут? Рассмотрите его портрет. (на слайде)
С биографией писателя нас познакомит Мовсар
Родился Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым - Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят языком людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя как люди.
Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка. На столах у вас есть слова, соберите из них название произведения, с которым сегодня познакомимся.
(СЛОВА: ПРО, СКАЗКА, ЗАЙЦА, ХРАБРОГО, УШИ, ГЛАЗА, ХВОСТ, ДЛИННЫЕ, КОРОТКИЙ, КОСЫЕ)
Слайд 6
“Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост”
Проверьте на слайде. У вас получилось название первой сказки из сборника «Аленушкины сказки», но в этот сборник входит много других сказок.
Посмотрите на выставку книг. Здесь собраны произведения Мамина-Сибиряка. После урока вы можете подойти и познакомиться с произведениями.
Слайд 7
- Давайте попробуем определить цели урока, используя данные слова:
Вы будете знакомиться…….(с произведением Мамина Сибиряка « Сказка про храброго зайца……)
Будете учиться (читать произв.) и отвечать (на вопросы)
Сможете оценить (поступки героев)
Слайд 8
Учитель: Ребята представят сообщения о зайцах. Внимательно выслушайте их, возможно вы узнаете что-то нового
1 ученик:
У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, этот трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями.
2 ученик:
Зайцев ноги спасают, но стоит посмотреть, как он убегает, от гончих собак. Несётся, стелется по земле, заложив назад свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы
3 ученик:
А глаза у зайца не зря «косые» - он видит ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать.
4. ученик:
Оказывается, зайцам длинные уши нужны для того, чтобы ими…потеть.
Да-да, потеть! Сидит в летний зной заяц под кустом, а пить ему совсем не хочется. Лишнее тепло уходит через тонкие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов.
5 ученик Зайцы кормятся только растениями, самое излюбленное лакомство – трава и кора.
Они живут в лесах, степях. Зайцы меняет свою окраску.
Слайд 9
- А может ли заяц стать храбрым? (проблемный вопрос)
- Что нам поможет решить эту проблему?
Составим план работы:
1. Прочитать произведение.
2. Рассказать о героях и их поступках.
3. Выявить отношение автора, ваше отношение к героям и их поступкам.
Слайд 10
5. Работа над сказкой
Чтение сказки по частям
После каждой части дети по группам задают вопросы и дают на них ответы
Чтение 1 части (До слов «Кричат зайцы про волка…»)
-Каким показан заяц в начале сказки? ( Трусливым)
– Почему он крикнул о том, что никого не боится? ( Надоело ему бояться )
-Как к этому заявлению отнеслись молодые и старые зайцы? ( Стали смеяться)
- Как они его назвали? ( Смешной и глупый)
Чтение 2 части (До слов «Дальше случилось…»)
-Кто оказался рядом с зайцем? ( Волк)
- Как волк вел себя, когда услышал зайцев? (Остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться)
- Почему волк решил съесть именно этого зайца? ( Больше всех хвастался этот заяц)
Чтение 3 части.
- Что произошло, когда заяц увидел волка? (Необыкновенная вещь)
- Каким назван заяц в этой части? (Несчастным)
- Расскажите, что показалось волку и зайцу, когда они побежали в разные стороны? (Что кто- то в него выстрелил)
Чтение 4 части
- Где нашли трусишку другие зайцы? (В ямке под кустиком)
- Каким он был? (Еле жив от страха)
- Как стали называть зайца? (Храбрым). Почему?( Спас зайцев от смерти)
- Во что стал верить заяц? Зачитайте.
- Понравилась ли вам сказка?
- К какому виду сказок относится? (сказка о животных)
Слайд 11
6. Физкультминутка
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз)
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
(Присели, руки возле ушей, «прислушиваются)
Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – подняться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах.
(Ходьба на месте)
Замер зайка средь травы,
А теперь садимся мы.
Слайд 12
7. Работа в группе «Найди меня»
У вас на партах слова и выражения, которые подходят к героям сказки. Внимательно прочитайте. Определите, кому из героев сказки они подходят.
Заяц
Другие зайцы
Волк
Действия зайца
- взобрался на пенёк;
-язык точно примёрз;
-задал стрекоча;
-выбился из сил;
-начал верить, что никого не боится.
Действия других зайцев
-собрались, сбежались, приплелись;
- все слушают; ушам не верят;
- начали кувыркаться;
- не могли прийти в себя;
- начали выглядывать.
Действия волка.
- ходил; проголодался;
- остановился; понюхал воздух;
- начал подкрадываться;
- близко подошёл;
- бежал в другую сторону;
(Один ученик каждой группы выходит и защищает проект).
Вывод о характерах героев.
- По этим действиям можно дать характеристику героям сказки.
- Прочитайте действия зайца и скажите, какой он?
(Хвастливый и трусливый)
- Прочитайте действия зайцев. Что можно сказать о них. Какие они?
(Дружные, любопытные, доверчивые, робкие и трусливые)
- Что можно сказать о волке?
(Злой, хитрый, вечно голодный, осторожный и трусливый)
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Слайд 13
Вы сейчас поработали над текстом, а скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова или выражения, которые вам были не понятны?
Фразеологизмы:
«Душа в пятки убежала» он очень сильно испугался
«Язык у хвастуна точно примёрз» он не мог говорить от страха
«Задал такого стрекача» очень быстро бежал, во весь дух
Слайд 14
8. Чтение по ролям. ( отрывок «Начали искать…») по времени.
9. Оценки за урок. (Поднимите руки те, кто сегодня отлично поработал).
Слайд 15
10. Домашнее задание
С. 147-148 чит., перес.
11. Подведение итогов.
- С какой сказкой познакомились на уроке?
- Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)
- Ребята я хочу пожелать, чтобы вы верили в свой успех и в свои силы.
Слайд 16
12. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.
- Кто считает, что заяц храбрый – прикрепите фигурку на пенек, а кто считает что заяц на самом деле трус – рядом с елочкой.
- У каждого свое мнение и это ваше право считать зайца храбрым или трусливым.
Большинство считает его…. (смотреть по количеству…)
(На место не садятся)
Слайд 17
Рефлексия
Дети встают в круг, передают игрушку-зайца и делятся своими впечатлениями от урока, настроением.
Слайд 18
В конце урока учитель благодарит детей за работу.