СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

     

Цель урока: формирование читательской компетентности  учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, обогащать словарный запас, воспитывать доброту , милосердие.

Задачи урока:

Образовательные:

-совершенствовать навыки выразительного чтения, а так же чтения по ролям, обогащать словарный запас.

Развивающие:

 - развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову.

Воспитательные:

 - поддержать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования собственной речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

  Оборудование: презентация; книги с произведениями Д. Мамина-Сибиряка;    карточки с заданиями для работы , иллюстрации животных;

                                                                Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1

2. Психологический настрой.

Прозвенел звонок веселый

  Всех завет он на урок

На места все тихо сядем

 Не нарушим тишины.

 Ну – ка, дети все готовы?

 Начинаем точно в срок 

 Приготовились все слушать

 Я сейчас начну урок.

 

3.  Фонетическая зарядка

Сегодня я приглашаю вас прогуляться по весеннему лесу (учитель включает кассету с записью звуков леса). Итак, мы с вами в лесу. Под ногами у нас шуршит листва и ветки, иглы и шишки: [ш-ш-ш].   И вдруг на нас нападают комары и жужжат: [з-з-з]. А мы их отгоняем вот так: дети хлопают в ладони. Комары испугались и улетели, и мы дальше идем по лесу: [ш-ш-ш].   Вдруг на нас нападают пчелы и жужжат: [ж-ж-ж]. Мы стараемся не делать резких движений, и пчелы улетают, а мы с вами выходим на красивую опушку, на ней много разноцветных бабочек и мы говорим: [вау-вау].  Мы ложимся на травку и отдыхаем: [о-о-о]. И видим…, отгадайте кого

 

Ушки вечно на макушке, Притаился на опушке. Чуть передохну с дороги, Подустали мои ноги. Волка нет, лисы не видно, Трусом все зовут, обидно, Ведь прыгуч я, словно мячик, Знамо дело, я ведь  ( зайчик) Слайд 2

 

А ещё на поляне промелькнул вот кто:

 

Злой и страшный серый зверь, Водится в лесу теперь, Всех зайчат перепугал, Также белок разогнал, Но он бедный и голодный, Хоть и страшный и проворный.  (волк)

 

Как вы думаете, почему именно эти животные встретились нам в лесу??

( Мы будем сегодня о них читать.)

 

4. Объявление темы урока и постановка цели Слайд 3,4,5

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного  русского писателя. Прочитайте, как его зовут? Рассмотрите его портрет. (на слайде)

 

С биографией писателя нас познакомит Мовсар

Родился Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым - Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят языком людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя как люди.

Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка. На столах у вас есть слова, соберите из них название произведения, с которым  сегодня познакомимся.

 (СЛОВА: ПРО, СКАЗКА, ЗАЙЦА, ХРАБРОГО, УШИ, ГЛАЗА, ХВОСТ, ДЛИННЫЕ, КОРОТКИЙ, КОСЫЕ)

 

Слайд 6

“Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост”

Проверьте на слайде. У вас получилось название первой сказки из сборника «Аленушкины сказки», но в этот сборник входит много других сказок.

 

Посмотрите на выставку книг. Здесь  собраны произведения Мамина-Сибиряка. После урока вы можете подойти и познакомиться с произведениями.

 

Слайд 7

- Давайте попробуем определить цели  урока, используя данные слова: 

Вы будете знакомиться…….(с произведением Мамина Сибиряка « Сказка про храброго зайца……)

Будете учиться (читать произв.) и отвечать (на вопросы)

Сможете оценить (поступки героев)

 

Слайд 8

Учитель:  Ребята представят сообщения о зайцах. Внимательно выслушайте их, возможно вы узнаете что-то нового

1 ученик:

У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, этот трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями.  

2 ученик:

Зайцев  ноги спасают, но стоит посмотреть, как он убегает, от гончих собак. Несётся, стелется по земле, заложив назад свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы 3 ученик:

 А глаза у зайца не зря «косые» - он видит ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать.  

4. ученик:

Оказывается, зайцам длинные уши нужны для того, чтобы ими…потеть. Да-да, потеть! Сидит в летний зной заяц под кустом, а пить ему совсем не хочется. Лишнее тепло уходит через тонкие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов. 5 ученик    Зайцы кормятся только растениями, самое излюбленное лакомство – трава и кора.  Они  живут в лесах, степях. Зайцы меняет свою окраску.

 

Слайд 9

- А может ли заяц стать храбрым? (проблемный вопрос)

- Что нам поможет решить эту проблему?

Составим план работы:

1. Прочитать произведение.

2. Рассказать о героях и их поступках.

3. Выявить отношение автора, ваше отношение к героям и их поступкам.

 

Слайд 10

5. Работа над сказкой

Чтение сказки по частям

После каждой части дети по группам задают вопросы и дают на них ответы

 

Чтение 1 части  (До слов «Кричат зайцы про волка…»)

-Каким показан заяц в начале сказки? ( Трусливым)

– Почему он крикнул о том, что никого не боится? ( Надоело ему бояться )

-Как к этому заявлению отнеслись молодые и старые зайцы? ( Стали смеяться)

- Как  они его назвали? ( Смешной и глупый)

 

Чтение 2 части  (До слов «Дальше случилось…»)

-Кто оказался рядом с зайцем? ( Волк)

- Как волк вел себя, когда услышал зайцев? (Остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться)

- Почему волк решил съесть именно этого зайца? ( Больше всех хвастался этот заяц)

 

Чтение 3 части.

- Что произошло, когда заяц увидел волка? (Необыкновенная вещь)

- Каким назван заяц в этой части? (Несчастным)

- Расскажите, что показалось волку и зайцу, когда они побежали в разные стороны? (Что кто- то в него выстрелил)

 

Чтение 4 части

- Где нашли трусишку другие зайцы? (В ямке под кустиком)

 - Каким он был? (Еле жив от страха)

- Как стали называть зайца? (Храбрым). Почему?( Спас зайцев от смерти)

- Во что стал верить заяц? Зачитайте.

- Понравилась ли вам сказка?

- К какому виду сказок относится? (сказка о животных)

 

Слайд 11

6. Физкультминутка

Зайцы скачут:  скок-скок-скок!

(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз)

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

(Присели, руки возле ушей, «прислушиваются)

Не идёт ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – подняться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах.

(Ходьба на месте)

Замер зайка средь травы,

А теперь садимся мы.

 

Слайд 12

7. Работа в группе «Найди меня» 

У вас на партах слова и выражения, которые подходят к героям сказки. Внимательно прочитайте. Определите, кому из героев сказки они подходят.

Заяц

Другие зайцы

Волк

Действия зайца

- взобрался на пенёк;

-язык точно примёрз;

-задал стрекоча;

-выбился из сил;

-начал верить, что никого не боится.

 

Действия других зайцев

-собрались, сбежались, приплелись;

- все слушают; ушам не верят;

 - начали кувыркаться;

 - не могли прийти в себя;

- начали выглядывать.

 

Действия волка.

- ходил; проголодался;

 - остановился; понюхал воздух;

 - начал подкрадываться;

- близко подошёл; 

- бежал в другую сторону;

(Один ученик каждой группы выходит и защищает проект).

Вывод о характерах героев.

- По этим действиям можно дать характеристику героям сказки.

   - Прочитайте действия зайца и скажите, какой он?

 (Хвастливый и трусливый)

 - Прочитайте действия зайцев. Что можно сказать о них. Какие они?

(Дружные, любопытные, доверчивые, робкие и трусливые)

 - Что можно сказать о волке?

(Злой, хитрый, вечно голодный, осторожный и трусливый)

  Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

 

Слайд 13

Вы сейчас поработали над текстом, а скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова или выражения,  которые вам были не понятны?

Фразеологизмы:

 «Душа в пятки убежала»  он очень сильно испугался

«Язык у хвастуна точно примёрз»  он не мог говорить от страха

«Задал такого стрекача»  очень быстро бежал, во весь дух

 

Слайд 14

8. Чтение по ролям. ( отрывок «Начали искать…») по времени.

 

9. Оценки за урок. (Поднимите руки те, кто сегодня отлично поработал).

 

Слайд 15

10. Домашнее задание

С. 147-148 чит., перес.

 

11. Подведение итогов.

- С какой сказкой познакомились на уроке?

- Как вы думаете, зачем  писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)

- Ребята я хочу пожелать, чтобы вы верили в свой успех и в свои силы.

 

Слайд 16

12. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.

- Кто считает, что заяц храбрый – прикрепите фигурку на пенек, а кто считает что заяц на самом деле трус – рядом с елочкой.

- У каждого свое мнение и это ваше право считать зайца храбрым или трусливым.

Большинство считает его…. (смотреть по количеству…)

(На место не садятся)

 

Слайд 17

 Рефлексия

Дети встают в круг, передают игрушку-зайца и делятся своими впечатлениями от урока, настроением.

 

Слайд 18

В конце урока учитель благодарит детей за работу.

 

 

 

                                                                                                                       I.            

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по литературе»


Цель урока: формирование читательской компетентности учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, обогащать словарный запас, воспитывать доброту , милосердие.

Задачи урока:

Образовательные:

-совершенствовать навыки выразительного чтения, а так же чтения по ролям, обогащать словарный запас.

Развивающие:

- развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову.

Воспитательные:

- поддержать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования собственной речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: презентация; книги с произведениями Д. Мамина-Сибиряка; карточки с заданиями для работы , иллюстрации животных;

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1

2. Психологический настрой.

Прозвенел звонок веселый

Всех завет он на урок

На места все тихо сядем

Не нарушим тишины.

Ну – ка, дети все готовы?

Начинаем точно в срок

Приготовились все слушать

Я сейчас начну урок.


3. Фонетическая зарядка

Сегодня я приглашаю вас прогуляться по весеннему лесу (учитель включает кассету с записью звуков леса). Итак, мы с вами в лесу. Под ногами у нас шуршит листва и ветки, иглы и шишки: [ш-ш-ш].
  И вдруг на нас нападают комары и жужжат: [з-з-з]. А мы их отгоняем вот так: дети хлопают в ладони. Комары испугались и улетели, и мы дальше идем по лесу: [ш-ш-ш].
  Вдруг на нас нападают пчелы и жужжат: [ж-ж-ж]. Мы стараемся не делать резких движений, и пчелы улетают, а мы с вами выходим на красивую опушку, на ней много разноцветных бабочек и мы говорим: [вау-вау]. Мы ложимся на травку и отдыхаем: [о-о-о]. И видим…, отгадайте кого


Ушки вечно на макушке,
Притаился на опушке.
Чуть передохну с дороги,
Подустали мои ноги.
Волка нет, лисы не видно,
Трусом все зовут, обидно,
Ведь прыгуч я, словно мячик,
Знамо дело, я ведь  ( зайчик) Слайд 2


А ещё на поляне промелькнул вот кто:


Злой и страшный серый зверь,
Водится в лесу теперь,
Всех зайчат перепугал,
Также белок разогнал,
Но он бедный и голодный,
Хоть и страшный и проворный. (волк)


Как вы думаете, почему именно эти животные встретились нам в лесу??

( Мы будем сегодня о них читать.)


4. Объявление темы урока и постановка цели Слайд 3,4,5

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного русского писателя. Прочитайте, как его зовут? Рассмотрите его портрет. (на слайде)


С биографией писателя нас познакомит Мовсар

Родился Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым - Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят языком людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя как люди.

Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка. На столах у вас есть слова, соберите из них название произведения, с которым сегодня познакомимся.

(СЛОВА: ПРО, СКАЗКА, ЗАЙЦА, ХРАБРОГО, УШИ, ГЛАЗА, ХВОСТ, ДЛИННЫЕ, КОРОТКИЙ, КОСЫЕ)


Слайд 6

“Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост”

Проверьте на слайде. У вас получилось название первой сказки из сборника «Аленушкины сказки», но в этот сборник входит много других сказок.


Посмотрите на выставку книг. Здесь собраны произведения Мамина-Сибиряка. После урока вы можете подойти и познакомиться с произведениями.


Слайд 7

- Давайте попробуем определить цели урока, используя данные слова:

Вы будете знакомиться…….(с произведением Мамина Сибиряка « Сказка про храброго зайца……)

Будете учиться (читать произв.) и отвечать (на вопросы)

Сможете оценить (поступки героев)



Слайд 8

Учитель: Ребята представят сообщения о зайцах. Внимательно выслушайте их, возможно вы узнаете что-то нового

1 ученик:

У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, этот трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями.

2 ученик:

Зайцев ноги спасают, но стоит посмотреть, как он убегает, от гончих собак. Несётся, стелется по земле, заложив назад свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы

3 ученик:

А глаза у зайца не зря «косые» - он видит ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать.

4. ученик:

Оказывается, зайцам длинные уши нужны для того, чтобы ими…потеть.
Да-да, потеть! Сидит в летний зной заяц под кустом, а пить ему совсем не хочется. Лишнее тепло уходит через тонкие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов.

5 ученик Зайцы кормятся только растениями, самое излюбленное лакомство – трава и кора.
Они живут в лесах, степях. Зайцы меняет свою окраску.


Слайд 9

- А может ли заяц стать храбрым? (проблемный вопрос)

- Что нам поможет решить эту проблему?

Составим план работы:

1. Прочитать произведение.

2. Рассказать о героях и их поступках.

3. Выявить отношение автора, ваше отношение к героям и их поступкам.


Слайд 10

5. Работа над сказкой

Чтение сказки по частям

После каждой части дети по группам задают вопросы и дают на них ответы


Чтение 1 части (До слов «Кричат зайцы про волка…»)

-Каким показан заяц в начале сказки? ( Трусливым)

– Почему он крикнул о том, что никого не боится? ( Надоело ему бояться )

-Как к этому заявлению отнеслись молодые и старые зайцы? ( Стали смеяться)

- Как они его назвали? ( Смешной и глупый)


Чтение 2 части (До слов «Дальше случилось…»)

-Кто оказался рядом с зайцем? ( Волк)

- Как волк вел себя, когда услышал зайцев? (Остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться)

- Почему волк решил съесть именно этого зайца? ( Больше всех хвастался этот заяц)


Чтение 3 части.

- Что произошло, когда заяц увидел волка? (Необыкновенная вещь)

- Каким назван заяц в этой части? (Несчастным)

- Расскажите, что показалось волку и зайцу, когда они побежали в разные стороны? (Что кто- то в него выстрелил)


Чтение 4 части

- Где нашли трусишку другие зайцы? (В ямке под кустиком)

- Каким он был? (Еле жив от страха)

- Как стали называть зайца? (Храбрым). Почему?( Спас зайцев от смерти)

- Во что стал верить заяц? Зачитайте.

- Понравилась ли вам сказка?

- К какому виду сказок относится? (сказка о животных)


Слайд 11

6. Физкультминутка

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз)

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

(Присели, руки возле ушей, «прислушиваются)

Не идёт ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – подняться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах.

(Ходьба на месте)

Замер зайка средь травы,

А теперь садимся мы.


Слайд 12

7. Работа в группе «Найди меня»

У вас на партах слова и выражения, которые подходят к героям сказки. Внимательно прочитайте. Определите, кому из героев сказки они подходят.

Заяц

Другие зайцы

Волк

Действия зайца

- взобрался на пенёк;

-язык точно примёрз;

-задал стрекоча;

-выбился из сил;

-начал верить, что никого не боится.


Действия других зайцев

-собрались, сбежались, приплелись;

- все слушают; ушам не верят;

- начали кувыркаться;

- не могли прийти в себя;

- начали выглядывать.


Действия волка.

- ходил; проголодался;

- остановился; понюхал воздух;

- начал подкрадываться;

- близко подошёл;

- бежал в другую сторону;

(Один ученик каждой группы выходит и защищает проект).

Вывод о характерах героев.

- По этим действиям можно дать характеристику героям сказки.

- Прочитайте действия зайца и скажите, какой он?

(Хвастливый и трусливый)

- Прочитайте действия зайцев. Что можно сказать о них. Какие они?

(Дружные, любопытные, доверчивые, робкие и трусливые)

- Что можно сказать о волке?

(Злой, хитрый, вечно голодный, осторожный и трусливый)

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.


Слайд 13

Вы сейчас поработали над текстом, а скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова или выражения, которые вам были не понятны?

Фразеологизмы:

«Душа в пятки убежала» он очень сильно испугался

«Язык у хвастуна точно примёрз» он не мог говорить от страха

«Задал такого стрекача» очень быстро бежал, во весь дух


Слайд 14

8. Чтение по ролям. ( отрывок «Начали искать…») по времени.


9. Оценки за урок. (Поднимите руки те, кто сегодня отлично поработал).


Слайд 15

10. Домашнее задание

С. 147-148 чит., перес.


11. Подведение итогов.

- С какой сказкой познакомились на уроке?

- Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)

- Ребята я хочу пожелать, чтобы вы верили в свой успех и в свои силы.


Слайд 16

12. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.

- Кто считает, что заяц храбрый – прикрепите фигурку на пенек, а кто считает что заяц на самом деле трус – рядом с елочкой.

- У каждого свое мнение и это ваше право считать зайца храбрым или трусливым.

Большинство считает его…. (смотреть по количеству…)

(На место не садятся)


Слайд 17

Рефлексия

Дети встают в круг, передают игрушку-зайца и делятся своими впечатлениями от урока, настроением.


Слайд 18

В конце урока учитель благодарит детей за работу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!