СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по музыке 6 класс. Тема: "Ночной пейзаж. Ноктюрн"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока музыки по теме: "Ночной пейзаж. Ноктюрн" поможет учителям музыки в подготовке к  уроку, а также будет служить дополнительным материалом для подготовки к открытому уроку по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Составить определение из слов:

Лирического, пьеса, вечернего, небольшая, характера, инструментальная, или, исполнения, ночного, для, предназначенная.

Ответ:

Небольшая инструментальная пьеса лирического характера, предназначенная для ночного или вечернего исполнения.

Выбрать правильные определения слова «НОКТЮРН»

  1. Пьеса, предназначенная для ночного исполнения под открытым небом.

  2. Сочинение, которое передаёт настроение человека.

  3. Произведение лирического, мечтательного характера, музыка которого передаёт настроение ночи.

  4. Песня, исполненная для возлюбленной в вечернее или ночное время под её окном.







Заполнить таблицу

Композитор


Век


Страна


Название произведения


Жанр






























































Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Выбрать правильные определения слова «НОКТЮРН»

  1. Пьеса, предназначенная для ночного исполнения под открытым небом.

  2. Сочинение, которое передаёт настроение человека.

  3. Произведение лирического, мечтательного характера, музыка которого передаёт настроение ночи.

  4. Песня, исполненная для возлюбленной в вечернее или ночное время под её окном.





Выбрать правильные определения слова «НОКТЮРН»

  1. Пьеса, предназначенная для ночного исполнения под открытым небом.

  2. Сочинение, которое передаёт настроение человека.

  3. Произведение лирического, мечтательного характера, музыка которого передаёт настроение ночи.

  4. Песня, исполненная для возлюбленной в вечернее или ночное время под её окном.





Выбрать правильные определения слова «НОКТЮРН»

  1. Пьеса, предназначенная для ночного исполнения под открытым небом.

  2. Сочинение, которое передаёт настроение человека.

  3. Произведение лирического, мечтательного характера, музыка которого передаёт настроение ночи.

  4. Песня, исполненная для возлюбленной в вечернее или ночное время под её окном.





Выбрать правильные определения слова «НОКТЮРН»

  1. Пьеса, предназначенная для ночного исполнения под открытым небом.

  2. Сочинение, которое передаёт настроение человека.

  3. Произведение лирического, мечтательного характера, музыка которого передаёт настроение ночи.

  4. Песня, исполненная для возлюбленной в вечернее или ночное время под её окном.





Выбрать правильные определения слова «НОКТЮРН»

  1. Пьеса, предназначенная для ночного исполнения под открытым небом.

  2. Сочинение, которое передаёт настроение человека.

  3. Произведение лирического, мечтательного характера, музыка которого передаёт настроение ночи.

  4. Песня, исполненная для возлюбленной в вечернее или ночное время под её окном.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Композитор


Век


Страна


Название произведения


Жанр






Композитор


Век


Страна


Название произведения


Жанр






Композитор


Век


Страна


Название произведения


Жанр






Композитор


Век


Страна


Название произведения


Жанр




Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока музыки 6 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №4»













Открытый урок по музыке

6 класс II триместр

Тема: «Ночной пейзаж. Ноктюрн»









Составитель: Анучина Людмила Викторовна,

учитель музыки высшей квалификационной категории.





2019-2020 уч. год



Урок музыки 6 класс

Тема: «Ночной пейзаж. Ноктюрн»

Цель урока: познакомить учащихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – ноктюрн.

Задачи урока:

-углубить знания о творчестве Ф. Шопена, познакомить с творчеством А. Бородина;

-воспитывать интерес к творчеству Ф. Шопена, А. Бородина;

-учить строить цепочки логических рассуждений, умозаключений; устанавливать связи между образами музыкальными, художественными и литературными.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с ноктюрнами А. Бородина и Ф. Шопена.

Личностные: уметь сопоставлять по характеру произведения разных композиторов.

Метапредметные: умение вести учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками в группе и коллективе; умение работать с текстом, выделять главное; совершенствовать навыки устной речи, анализа текста.

Универсальные учебные действия:

регулятивные: ставить учебную задачу, правильно оформлять и вести записи в тетради; планировать свою деятельность;

познавательные: поиск необходимой информации, умение составлять конспект занятия;

личностные: формулировать выводы, выделять главное, кратко излагать свои мысли;

коммуникативные: слушать друг друга, вести диалог, выступать перед аудиторией.

Средства обучения, технические средства: компьютер, презентация, раздаточный материал, портреты композиторов Ф. Шопена и А. Бородина, синтезатор, учебник музыки 6 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Музыкальный материал: А. Бородин Ноктюрн из квартета №2, Ф. Шопен «Ноктюрн», песня А. Городницкого «Атланты»

Художественный материал: К. Фридрих «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и золотое – старый мост Баттерси».



Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Повторение изученного материала.

Учитель:

Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке. (Ф. Шопен)

С каким жанром музыки мы познакомились? (инструментальная баллада)

Какое произведение мы слушали? (Баллада №1 Ф. Шопена)

Что такое инструментальная баллада? (ответы детей)

Эпиграфом к уроку будут строки Афанасия Фета: (стр. 104)

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнёт нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

(А. Фет)

Вот ещё одна поэтическая картина: отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава»

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет

И пышных гетманов сады и старый замок украшает.



Учитель: Как вы думаете, о какой музыке пойдет сегодня речь? Как называются произведения, которые исполняют в вечернее, ночное время? (серенада).

А что такое серенада? (произведение, которое исполняют в вечернее или ночное время под окнами любимой)

Сегодня мы продолжим изучение образов камерной музыки на примере такого жанра как НОКТЮРН. Что это за жанр мы и выясним сегодня на уроке.

Итак, попробуйте сформулировать тему урока (на слайде картина ночи). Какое время суток изображено на картине? (ночь), значит какой это пейзаж? (ночной).

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. («Ночной пейзаж. Ноктюрн»)

Запишите тему урока в тетради.

  1. Основная часть.

Учитель: Откройте учебник на стр. 104. Прочитаем информацию о ноктюрне (1-2 абзац)

Слушаем «Ноктюрн» (фа-минор) Ф. Шопена. Запишите в тетрадь автора и название произведения.

Учитель: Какой образ, состояние души показал Ф. Шопен в этом ноктюрне? (ответы)

Учитель: Музыка, которую мы сейчас услышим, А. Бородин посвятил своей жене, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне. Это струнный квартет, который состоит из четырёх частей, предназначенных для исполнения струнных смычковых: двух скрипок, альта и виолончели.

Ноктюрн представляет собой 3 часть струнного квартета Бородина.

Но перед тем, как мы послушаем ноктюрн, давайте прочитаем фрагмент письма А. П. Бородина к своей жене, которое он написал в немецком городе Гейдельберге. Это поможет нам глубже понять содержание музыки.

Запишите в тетрадь автора и название произведения.



Слушание «Ноктюрн» А. Бородин.

Учитель: подберите слова из таблицы Словаря характеристики музыки, которые наиболее точно передают образ данного произведения (работа в парах) и выпишите их в тетрадь.



Учитель: предлагаю вам выбрать те определения ноктюрна, которые на ваш взгляд правильно отражают содержание произведения. Попробуйте объяснить свой выбор.





Выбрать правильные определения слова «НОКТЮРН»

  1. Пьеса, предназначенная для ночного исполнения под открытым небом.

  2. Сочинение, которое передаёт настроение человека.

  3. Произведение лирического, мечтательного характера, музыка которого передаёт настроение ночи.

  4. Песня, исполненная для возлюбленной в вечернее или ночное время под её окном.









Давайте рассмотрим картины западноевропейских художников: К. Фридриха «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлера «Ноктюрн: Синее и золотое – старый мост Баттерси».

Картина К. Фридриха «Двое созерцающих луну». Мы видим двоих, чей образ предстаёт перед нами практически в виде силуэта. Однако при тщательном рассмотрении мы можем кое-что понять об этих двух людях. Сначала можно предположить, что это два путника, остановившиеся полюбоваться ночным небом. Но если отметить, что оба одеты в соответствии с модой того времени, то становится понятно, что это местные жители, уставшие от города и вышедшие на дальнюю прогулку.

Главным элементом картины «Ноктюрн: синее и золотое – старый мост Баттерси» выступает старый деревянный мост в Баттерси, разрушенный в 1881 году. Этот мост считался довольно опасным местом, поскольку много раз был повреждён судами, с трудом протискивающимися между его тесно поставленными сваями. «Задумчивую» атмосферу Уистлер передал с помощью свободных, широких мазков, благодаря которым дальний берег реки кажется окутанным туманной дымкой.

Подходят ли эти картины музыке, с которой мы сегодня с вами познакомились? (ответы детей)

Так что же такое ноктюрн? Давайте попробуем собрать определение из рассыпанных слов:

Составить определение из слов:

Лирического, пьеса, вечернего, небольшая, характера, инструментальная, или, исполнения, ночного, для, предназначенная.

Учащиеся собирают определение на листках и после самопроверки выписывают его в тетрадь (работа в парах)

Ответ:

Небольшая инструментальная пьеса лирического характера, предназначенная для ночного или вечернего исполнения.





  1. Вокально-хоровая работа.

Упражнение на дикцию и дыхание.

Распевание.

Исполнение песни «Атланты»: работа над дикцией, артикуляцией, чистотой интонирования.











5 Закрепление нового материала

Заполнить таблицу опорных знаний, полученных на уроке.



Композитор

А. Бородин

Век

19

Страна

Россия

Название произведения

Ноктюрн из квартета №2

Жанр

Ноктюрн





Рефлексия:

Учитель: предлагаю каждому оценить свою работу на уроке по предложенной таблице. Ставим в правой колонке + или –. Каждый плюс соответствует 1 баллу. Если у вас 5 баллов, вы отлично усвоили урок, если 4 – вам есть, над чем поработать.

Я слушал(а) внимательно, всё понял(а), мне понравилось.


Я анализировал(а) прослушанную музыку.


Я выполнил(а) творческое задание


Я запомнил(а) название прослушанных произведений и их авторов.


Я поняла идею произведения.




Домашнее задание: (на выбор)

  1. Нарисовать вечерний или ночной пейзаж.

  2. Найти в интернете материал об истории создания жанра «ноктюрн», подготовить сообщение.

  3. Подготовить презентацию по теме «Ночной пейзаж в изобразительном искусстве и в музыке».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!