СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый Урок по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведён с помощью приложения  LearningApps

Просмотр содержимого документа
«Открытый Урок по обществознанию»

Технологическая карта урока «Семья и семейные взаимоотношения» обществознание 5 класс

Педагогические цели:

Способствовать: Формированию у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): Содействовать: формированию здоровьесбережения

продолжить: формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

Тип урока: урок открытия нового знания

Предметные результаты:

-Учащиеся овладеют целостными представлениями о семье;

-научатся объяснять ключевые слова «Семья», «Поколение», опреде­лять ее функции;

-показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело­века;

- сравнивать особенности семей двухпоколенных и трехпоколенных.



Метапредметные результаты:

Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Регулятивные: составлять план действий; формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. Уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

Личностные результаты:

  1. Формирование умения сознательно организовывать и регулировать свою модель поведения;

  2. Развитие творческих способностей через активные формы деятельности;

  3. Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убеждённости в важности ответственного поведения.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Познакомить учащихся с понятием «Семья», выяснить функции семьи и её роль в жизни человека. Отвечать на поставленные вопросы: Почему большинство людей создают семью? Что семья даёт человеку? Что человек даёт семье? Нужна ли семья ребёнку? Подвести к пониманию, что семья это частичка общества, первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека .

Технологии построения урока:

Развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ

  1. Образовательные ресурсы: Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградов, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.

  2. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс – М.: ВАКО, 2015. – 208 с.

  3. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. 5 класс / Сост. К.В. Волкова – М.: ВАКО, 2016 – 64 с.

Раздаточный результат. Интерактивная доска.

































ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМА КОНТРОЛЯ


Время

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

Организационный

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку предлагая детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке

Приветствуют учителя.

Организуют рабочее место.

Коммуникативные: планирование работы в сотрудничестве учителем

Регулятивные: организация своей учебной деятельности Быстрое включение в деловой ритм

Личностные: мотивация к получению новых знаний

-

1-м.

Мотивация.


Фронтальная

Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу с оценочными листами

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 

Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, подпишите их и в графе «Начало урока» дорисуйте смайлик в соответствии со своим настроением (Приложение 1)

Слушаю учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

Заполняют оценочные листы.


Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение, мотивация к получению новых знаний

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

-

3- м.

Актуализация знаний

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Знакомит учащихся с притчей о семье и организует беседу по вопросам. (Слайд 2)

Участвуют в беседе.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).


5 мин

Постановка цели и задач урока


Вопросы к классу:

- Как вы думаете, какой теме мы посвятим наш сегодняшний урок? О чём мы будем с вами говорить?

-Какова, по- вашему, цель нашего сегодняшнего занятия? Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях.

Тема урока «Семья и семейные отношения» (Слайд 3(1))

- Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске

Цель: узнать что такое семья, семейные отношения. (Слайд 3 (2))

Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске

Задачи:

1. Узнать, что такое семья, какую роль она играет в нашей жизни

2. Познакомится с видами семей

3. Узнать о роли государства в жизни семьи (Слайд 3 (3))



Формулируют тему урока и ставят учебную задачу совместно с учителем. Записывают тему урока. Отвечают на заданные вопросы.


Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

Регулятивные: Ставят перед собой учебную задачу

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.



3 м

Усвоение новых знаний

1 Зачем люди создают семью.(Постановка проблемы.)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Организует беседу с классом для выявления затруднений в теме и работу с оценочным листом.

Постановка проблемы «Почему большинство людей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?»

- Сможете ли вы сейчас быстро и правильно ответить на эти вопросы?

Возьмите, пожалуйста, оценочный лист и оцените сейчас ваши знания по теме урока.

Участвуют в беседе, выявляют причины затруднений, работают с оценочными листами

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: осуществляют анализ иллюстративного материала, делают выводы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Беседа, работа в группах

2 м

Построение плана устранения возникшего затруднения)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Организует беседу для построения плана выхода из затруднения

- Как вы думаете, почему мы изучаем эту тему? (ответы детей)

- Хотите узнать ответы на эти вопросы? (да).

- Что же нам для этого нужно сделать? (прочитать параграф, послушать рассказ учителя, обсудить вместе вопросы, посмотреть в Интернете и т.д.)Для т

Участвуют в беседе

Отвечают на поставленные вопросы.

Делают выводы.

Беседа, работа в группах

Заполнить таблицу

3 м

2Игра «перевоплощенье»(

фронтальная. Словесный, наглядный, творческий.

Работа с иллюстрациями, документами

Давайте попробуем ответить на эти вопросы с помощью игры

«Перевоплощенье». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья от имени детей, вторая группа- от имени родителей, третья группа- от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

Работа в группах

Участвуют в беседе

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: осуществляют анализ иллюстративного материала, делают выводы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

беседа

5 мин

4.физкультминутка

видеоролик

Организует проведение физкультминутки


Выполнение движений

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Личностные: знание основ здорового образа жизни.


1 мин

  1. Понятие «Семья»

Работа с учебником

Учитель организует беседу, работу в группах, корректирует ответы ребят, задает наводящие вопросы, осуществляет контроль за качеством выполненных заданий, заполнением схемы и таблицы.

1. Что такое семья

Беседа

- Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей)

- Что общего у них всех? (ответы детей: кровь - родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…)

- Молодцы! Так что же такое семья?

Игра «Продолжите фразу» «Семья – это…» (Слайд 4)

(ответы детей, (Слайд 4(1)). Учитель корректирует ответы и окончательный ответ записывают в тетрадь)

Семья - это группа людей, объединенных кровным родством и близкими отношениями, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и взаимной ответственностью (Слайд 4 (2))





Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: осуществляют анализ иллюстративного материала, делают выводы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение


5 м

Как образуются семьи?


Прием «Мозговой штурм»

- Как и когда образуются семьи? Что является их основой? (по ходу размышления детей создается схема на доске




















Коммуникативные:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения: организовывать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками при работе в группах.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст, проявлять интерес к новому содержанию.

Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам, иметь мотивацию к получению новых знаний

Регулятивные: планировать свою деятельность для достижения цели, проводить анализ и самоанализ деятельности, осознавать полноту своих знаний




Первичное закрепление знаний

Проблемный

Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки о семье. Проверим? Ваша задача правильно соединить половинки пословицы и поговорки о семье.

-На что и клад, коли в семье лад

-Любовь да совет – так и горя нет

-Вся семья вместе – так и душа на месте

-Семья сильна, когда над ней крыша одна

-Добрая семья прибавит разума-ума

(Проверка выполнения задания) (Слайд 5) Беседа

- В чем же главный смысл этих поговорок?

- В чем основа семьи, ее главная особенность? (Ответы детей).

Правильно – основа семьи – любовь и привязанность

Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

А теперь давайте проверим насколько хорошо вы поняли тему урока.

Вопрос

Ответ (Да/Нет)


Члены семьи, в отличие от ученического коллектива, связаны родственными узами



Члены семьи, так же как и члены спортивной команды, общаются друг с другом



Семья, в которой живут сын, мама, папа и бабушка, называется двухпоколенной



В высказывании «Семья – это та среда, где человек учиться творить добро» - говорится о том, что главная обязанность семьи – рождение детей



В высказывании «От наших родителей мы получили жизнь. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их» - го говорится о том, что одна из обязанностей членов семьи – забота о своих родных



В высказывании «Семья – это та среда, где человек учиться творить добро» - говорится о том, что главная обязанность семьи – рождение детей


В высказывании «От наших родителей мы получили жизнь. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их» - го говорится о том, что одна из обязанностей членов семьи – забота о своих родных


Игра «Да - нет-ка» Возьмите листочек с заданием. Подпишите фамилию и во втором столбике впишите ответы. Прочитайте предложения и если вы с ними согласны впишите слово «Да», если не согласны – «Нет».

Далее организуется взаимопроверка по эталону (Слайд 9)

Беседа.

Посмотрите на тему урока (Слайд 2)

- Что мы сегодня изучали?

- Достигли ли цели урока?

- Какие задачи выполнили? Какая задача осталась на следующий урок?



Работают в learning apps

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: усваивают новую информацию, актуализируют уже имеющиеся знания; строят логическую цепочку рассуждений. Выделяют общее и частное.

Коммуникативные: осуществляют учебное взаимодействие с учителем, одноклассниками; высказывают своё мнение

Беседа

4 м

Информация о домашнем задании

фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Задает домашнее задание, комментируя его. (Слайд 10)

Всем: п. 3

Опережающее задание: ответить на вопросы:

  • Как государство поддерживает семью?

  • Какие документы гарантируют помощь семье?

  • Какие права имеешь ты?

На выбор

  1. Существует не мало пословиц и поговорок о семье. Нарисуйте наиболее понравившуюся пословицу или поговорку

  2. Выучить стихотворение о семье, маме.

  3. Нарисуйте фантики для конфет «Моя семья»



Воспринимают задание.

Уточняют.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Проверка заданий в тетрадях, творческих работ, заданий повышенного уровня.(на следующем уроке)

5

Рефлексия

Индивидуальный

Предлагает учащимся оценить результативность урока.

Подводит итоги работы, организует заполнение оценочного листа.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

- Урок наш подходит к концу. В оценочным листе заполняем графу «В конце урока». Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцениваем свои знания и работу на уроке. Сравниваем результаты.

- Поднимите руку те, у кого оценка стала выше. У кого осталась на том же уровне.

Продолжите фразу (Слайд 11)

  • было трудно…

  • я научилась (научился)…

  • меня удивило …

  • мне захотелось …

  • мне понравилось (не понравилось) …

  • мне было интересно…

Учитель выставляет оценки за урок, организует обсуждение.

- Молодцы! Спасибо большое всем за работу! (Слайд 12)


Заполняют таблицу.

Отвечают на вопрос учителя, приводя аргументы

Регулятивные: оценивают собственную деятельность, работу учителя и класса на уроке.

Познавательные: актуализируют уже имеющиеся знания.

Коммуникативные: формируют навык письменной монологической речи.

Ознакомление с заполненными таблицами (вне урока)

3




























Приложения

Приложение 1.

Оценочный лист


Ученика(цы) 5 класс ________________________________________________



В начале урока

После постановки вопросов

В конце урока


С каким настроением ты пришёл(а) на урок?



Мне интересно

Мне непонятно

Мне всеравно

Я хорошо разобрался(лась) в теме урока

Остались вопросы и неясности

Было трудно, ничего не понял(а)







Приложение 2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!