-научатся объяснять ключевые слова «Семья», «Поколение», определять ее функции;
- сравнивать особенности семей двухпоколенных и трехпоколенных.
Познакомить учащихся с понятием «Семья», выяснить функции семьи и её роль в жизни человека. Отвечать на поставленные вопросы: Почему большинство людей создают семью? Что семья даёт человеку? Что человек даёт семье? Нужна ли семья ребёнку? Подвести к пониманию, что семья это частичка общества, первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека .
Раздаточный результат. Интерактивная доска.
ЭТАПЫ УРОКА | ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ФОРМА КОНТРОЛЯ | Время |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
Организационный | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку предлагая детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. | Коммуникативные: планирование работы в сотрудничестве учителем Регулятивные: организация своей учебной деятельности Быстрое включение в деловой ритм Личностные: мотивация к получению новых знаний | - | 1-м. |
Мотивация. | Фронтальная | Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу с оценочными листами Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!” Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, подпишите их и в графе «Начало урока» дорисуйте смайлик в соответствии со своим настроением (Приложение 1) | Слушаю учителя. Отвечают на поставленные вопросы. Заполняют оценочные листы. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение, мотивация к получению новых знаний Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | - | 3- м. |
Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Знакомит учащихся с притчей о семье и организует беседу по вопросам. (Слайд 2) | Участвуют в беседе. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать). | | 5 мин |
Постановка цели и задач урока | | Вопросы к классу: - Как вы думаете, какой теме мы посвятим наш сегодняшний урок? О чём мы будем с вами говорить? -Какова, по- вашему, цель нашего сегодняшнего занятия? Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях. Тема урока «Семья и семейные отношения» (Слайд 3(1)) - Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске Цель: узнать что такое семья, семейные отношения. (Слайд 3 (2)) Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске Задачи: 1. Узнать, что такое семья, какую роль она играет в нашей жизни 2. Познакомится с видами семей 3. Узнать о роли государства в жизни семьи (Слайд 3 (3)) | Формулируют тему урока и ставят учебную задачу совместно с учителем. Записывают тему урока. Отвечают на заданные вопросы. | Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: Ставят перед собой учебную задачу Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. | | 3 м |
Усвоение новых знаний |
1 Зачем люди создают семью.(Постановка проблемы.) | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Организует беседу с классом для выявления затруднений в теме и работу с оценочным листом. Постановка проблемы «Почему большинство людей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?» - Сможете ли вы сейчас быстро и правильно ответить на эти вопросы? Возьмите, пожалуйста, оценочный лист и оцените сейчас ваши знания по теме урока. | Участвуют в беседе, выявляют причины затруднений, работают с оценочными листами | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: осуществляют анализ иллюстративного материала, делают выводы. Коммуникативные: высказывают свое мнение | Беседа, работа в группах | 2 м |
Построение плана устранения возникшего затруднения) | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Организует беседу для построения плана выхода из затруднения - Как вы думаете, почему мы изучаем эту тему? (ответы детей) - Хотите узнать ответы на эти вопросы? (да). - Что же нам для этого нужно сделать? (прочитать параграф, послушать рассказ учителя, обсудить вместе вопросы, посмотреть в Интернете и т.д.)Для т | Участвуют в беседе | Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы. | Беседа, работа в группах Заполнить таблицу | 3 м |
2Игра «перевоплощенье»( | фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с иллюстрациями, документами | Давайте попробуем ответить на эти вопросы с помощью игры «Перевоплощенье». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья от имени детей, вторая группа- от имени родителей, третья группа- от имени пожилых людей (бабушки и дедушки). | Работа в группах Участвуют в беседе | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: осуществляют анализ иллюстративного материала, делают выводы. Коммуникативные: высказывают свое мнение | беседа | 5 мин |
4.физкультминутка | видеоролик | Организует проведение физкультминутки | Выполнение движений Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Личностные: знание основ здорового образа жизни. | | 1 мин |
Понятие «Семья» | Работа с учебником | Учитель организует беседу, работу в группах, корректирует ответы ребят, задает наводящие вопросы, осуществляет контроль за качеством выполненных заданий, заполнением схемы и таблицы. 1. Что такое семья Беседа - Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей) - Что общего у них всех? (ответы детей: кровь - родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…) - Молодцы! Так что же такое семья? Игра «Продолжите фразу» «Семья – это…» (Слайд 4) (ответы детей, (Слайд 4(1)). Учитель корректирует ответы и окончательный ответ записывают в тетрадь) Семья - это группа людей, объединенных кровным родством и близкими отношениями, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и взаимной ответственностью (Слайд 4 (2)) | | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: осуществляют анализ иллюстративного материала, делают выводы. Коммуникативные: высказывают свое мнение | | 5 м |
Как образуются семьи? | | Прием «Мозговой штурм» - Как и когда образуются семьи? Что является их основой? (по ходу размышления детей создается схема на доске | | Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения: организовывать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками при работе в группах. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст, проявлять интерес к новому содержанию. Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам, иметь мотивацию к получению новых знаний Регулятивные: планировать свою деятельность для достижения цели, проводить анализ и самоанализ деятельности, осознавать полноту своих знаний | | |
Первичное закрепление знаний | Проблемный | Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки о семье. Проверим? Ваша задача правильно соединить половинки пословицы и поговорки о семье. -На что и клад, коли в семье лад -Любовь да совет – так и горя нет -Вся семья вместе – так и душа на месте -Семья сильна, когда над ней крыша одна -Добрая семья прибавит разума-ума (Проверка выполнения задания) (Слайд 5) Беседа - В чем же главный смысл этих поговорок? - В чем основа семьи, ее главная особенность? (Ответы детей). Правильно – основа семьи – любовь и привязанность Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону А теперь давайте проверим насколько хорошо вы поняли тему урока. Вопрос | Ответ (Да/Нет) | | Члены семьи, в отличие от ученического коллектива, связаны родственными узами | | | Члены семьи, так же как и члены спортивной команды, общаются друг с другом | | | Семья, в которой живут сын, мама, папа и бабушка, называется двухпоколенной | | | В высказывании «Семья – это та среда, где человек учиться творить добро» - говорится о том, что главная обязанность семьи – рождение детей | | | В высказывании «От наших родителей мы получили жизнь. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их» - го говорится о том, что одна из обязанностей членов семьи – забота о своих родных | | | В высказывании «Семья – это та среда, где человек учиться творить добро» - говорится о том, что главная обязанность семьи – рождение детей | | В высказывании «От наших родителей мы получили жизнь. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их» - го говорится о том, что одна из обязанностей членов семьи – забота о своих родных | | Игра «Да - нет-ка» Возьмите листочек с заданием. Подпишите фамилию и во втором столбике впишите ответы. Прочитайте предложения и если вы с ними согласны впишите слово «Да», если не согласны – «Нет». Далее организуется взаимопроверка по эталону (Слайд 9) Беседа. Посмотрите на тему урока (Слайд 2) - Что мы сегодня изучали? - Достигли ли цели урока? - Какие задачи выполнили? Какая задача осталась на следующий урок? | Работают в learning apps | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: усваивают новую информацию, актуализируют уже имеющиеся знания; строят логическую цепочку рассуждений. Выделяют общее и частное. Коммуникативные: осуществляют учебное взаимодействие с учителем, одноклассниками; высказывают своё мнение | Беседа | 4 м |
Информация о домашнем задании | фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Задает домашнее задание, комментируя его. (Слайд 10) Всем: п. 3 Опережающее задание: ответить на вопросы: На выбор Существует не мало пословиц и поговорок о семье. Нарисуйте наиболее понравившуюся пословицу или поговорку Выучить стихотворение о семье, маме. Нарисуйте фантики для конфет «Моя семья» | Воспринимают задание. Уточняют. | Регулятивные: принимают учебную задачу | Проверка заданий в тетрадях, творческих работ, заданий повышенного уровня.(на следующем уроке) | 5 |
Рефлексия | Индивидуальный | Предлагает учащимся оценить результативность урока. Подводит итоги работы, организует заполнение оценочного листа. Благодарит учащихся за работу на уроке. - Урок наш подходит к концу. В оценочным листе заполняем графу «В конце урока». Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцениваем свои знания и работу на уроке. Сравниваем результаты. - Поднимите руку те, у кого оценка стала выше. У кого осталась на том же уровне. Продолжите фразу (Слайд 11) Учитель выставляет оценки за урок, организует обсуждение. - Молодцы! Спасибо большое всем за работу! (Слайд 12) | Заполняют таблицу. Отвечают на вопрос учителя, приводя аргументы | Регулятивные: оценивают собственную деятельность, работу учителя и класса на уроке. Познавательные: актуализируют уже имеющиеся знания. Коммуникативные: формируют навык письменной монологической речи. | Ознакомление с заполненными таблицами (вне урока) | 3 |