СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по обществознанию 5 класс "Свободное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка открытого урока включает в себя план-конспект урока с учетом ФГОС,презентацию и видеофрагмент.рассчитана на 5 класс .для урока открытия нового знания

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по обществознанию 5 класс "Свободное время"»

Тема урока: « Свободное время».



1.ОРГ. МОМЕНТ

  • Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня у нас присутствуют гости. Я надеюсь, что вы активно будете работать на уроке и реализуете все свои возможности. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на своих одноклассников и подарите им свои положительные эмоции, улыбнитесь гостям.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Давайте вспомним, какую главу вы изучаете сейчас? ( Семья)

- С какими символами вы можете сравнить свою семью? ( сердце, дом, улыбка и т.д.)

Семью можно сравнить с цветиком-семицветиком, недаром говорят, что семья – это семь я, лепестки могут быть родными людьми, обязанностями детей и родителей, а также понятиями, которые мы уже изучили на уроках.

- Предлагаю вам создать кластер по теме СЕМЬЯ, т.е. собрать воедино все лепестки в один цветок. Лепестки развешены в разных местах кабинета и на них записаны определения тех понятий, которые вы изучили на уроках по данной теме. Желающие могут подойти к лепестку и прочитать определение, а потом назвать понятие, связанное с ним.

Вопросы к кластеру, на лепестках

1. Как называется социальная группа, основанная на родственных связях ( по браку, по крови)? (семья)

2. Как называется сборник законов? (кодекс)

3.Основной закон страны. (Конституция)

4.Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (Потребности)

5. Старательность, разумная бережливость. ( Рачительность)

6. Как называются средства, ценности, запасы, возможности?

( Ресурсы)

7.Хозяйство страны в целом или его часть. ( Экономика)



3.МОТИВАЦИЯ

  • Учитель: Сегодня мы проводим урок, который связан с

главой « Семья», вам предстоит расширить свои познания по данной теме.

-Ребята ,а чем вы любите заниматься,когда выполнили все обязательные дела? (рисовать,танцевать,петь песни)

-Как называется время,в которое вы можете заниматься любимым делом? (свободное время)

- Вам знакомы слова, связанные с данной темой? (да)

- Так ,как же звучит тема нашего урока?( « Свободное время»)

- Запишите дату и тему урока в тетради.

Записывают дату и тему урока

4.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Что нового вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?

  • Сегодня на уроке мы сможем:

- узнать: что такое свободное время, хобби, как наполнить свободное время полезными занятиями.

понять:  особенности отдыха, его влияние на развитие человека.

К этому мы с вами вернемся в конце урока.

5.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

  • Учитель

Проведем исследовательскую работу.

При помощи учебника (1 пункт стр. 40.) сформулируйте понятие «Свободное время»

читают

- Какой у вас получился ответ? (Свободное время – это время, которое остаётся после выполнения обязательных дел. Это время, которым ты сам распоряжаешься, распределяешь по своему усмотрению.)Слайд 3

- Ребята, а какие дела для вас являются обязательными? ( учёба, обязанности в школе и дома, кружки, спортивные секции)

- Скажите, а для чего человеку нужно свободное время? ( для отдыха, занятий по интересам, для развития и получения удовольствия).

Давайте,мы с вами,проверим все ли вы перечислили? Прочитайте пункт 1 стр 40,3 абзац.

Все правильно! Молодцы!

- А теперь, мы посмотрим инсценировку про ученицу Наташу. Задумайтесь над тем, как она проводит своё свободное время.

Инсценировка « Отдых Наташи»



Наташа: Как хорошо, что дома нет родителей и ничего не надо делать( бросает портфель). Сейчас посмотрю телевизор. Здорово, что много каналов, можно переключать то с одного, то на другой.

Ой, мама пришла.

Мама: Так, дочка, ты сделала уроки, ведь уже вечер?

Наташа: Мне не хватило времени.

Мама: Ты и уроки не сделала, и цветы не полила, ничего не читала, книги на полке стоят, собаку не отвела на улицу. А день закончился.

Учитель:

- Как вы думаете, умеет ли Наташа распределять свой время? (нет)

- Что бы вы ей посоветовали? ( научиться распределять время, составить режим дня, начинать делать самые важные дела, сочетать труд с отдыхом)

Сейчас ,проверим,правильно ли вы ответили.И научимся правильно распределять время.Прочитайте стр. 47,48 рубрика «учимся распределять время»

Учитель:

Обществоведы различают следующие основные типы свободного времени:(Слайд 5,6)записать в тетрадь

  • I тип:  отдых и восстановление сил после работы. Примерами такого типа являются: чтение книг, сон, прогулка, игры, телевизор, компьютер. Но надо помнить, чрезмерное увлечение таким типом отдыха может отрицательно сказаться на вашем здоровье. Нужно распределять своё время.

  • II тип: потребительский – с материальной и духовной точки зрения. К нему относятся: посещение театров, музеев, библиотек, поездки, путешествия.

  • III тип: деятельный – совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности. Это спорт, занятия физкультурой, вязание, изготовление чего-либо своими руками.

К этому ,мы с вами еще вернемся.

Вы хорошо поработали и нам нужно отдохнуть.

Я предлагаю вам физ.минутку, связанную с физическим упражнениями.

- Это какой тип отдыха? ( Деятельностный)



Музыкальная физминутка(супер музыкальная физминутка)

Ребята, рассмотрите репродукции картин на с. 45-46и слайд 7, сюжеты которых отражают занятия в свободное время как в прошлом, так и теперь. Что из представленного в них вам ближе?

Определите данные занятия к определенному типу свободного времени. ( бал – рационально-потребительский, игра на клавесине, ловля рыбы, игра на гитаре, в шахматы, катание на коньках – деятельностный.)

А когда занятия становятся увлечением человека? ( когда человек готов много времени посвящать любимому занятию, жертвовать другим ради этого занятия) Как называется увлечение человека? (Хобби)

Учитель

Опережающее задание «Хобби»

У меня очень много любимых увлечений. Я люблю читать, я люблю кататься на велосипеде, и мне очень нравится история. Но мое самое главное хобби – это рисование.

Я начал рисовать, когда был еще маленьким. Мама с папой очень часто дарили мне фломастеры самых разных цветов, цветные карандаши и красивую, белоснежную бумагу для рисования. Мне нравилось изображать на чистом листе что-нибудь красивое, растения, животных, иногда людей. Поэтому я нередко сам делал открытки для мамы и папы.

Однако, первые мои рисунки были не самыми лучшими. Кое-что получалось криво, кое-что вообще не получалось. Но я всегда продолжал рисовать. Теперь, мне кажется, я рисую очень хорошо. Мои работы висят на стенах в моей комнате. Я часто отправляю свои творения на конкурсы детских рисунков и часто получаю дипломы и призы. Более того, я хожу в художественную школу. Мне там очень нравится. В художественной школе царит настоящая атмосфера мастерства и творчества. Мы обычно рисуем натюрморты, иногда людей. Летом мы ходим на пленер и рисуем природу, цветы, леса, деревья, дома.

Сейчас мои рисунки довольно-таки хорошие. Но когда-нибудь я хочу научиться рисовать как великие русские художники И.Шишкин, И.Айвазовский и К.Брюллов! Я уверен, что смогу рисовать еще лучше, если буду стараться.

Учитель

На разноцветных листочках подпишите фамилию и имя и напишите свои увлечения, используя картинки.

Затем прикрепите их к « Дереву интересов».

Работа по заполнению листочков своих увлечений.

Прилепляют к « Дереву интересов» Посмотрите, какое у нас получилось «Дерево интересов». Видно, что у вас много увлечений и в свободное время мы читаете книги, танцуете, занимаетесь спортом, музыкой, домоводством.



(Если остается время: все вы перечислили увлечения,которые встречаются очень часто.Сейчас ,я предлагаю вам посмотреть Хобби,которые встречаются редко)

-Ответить на вопрос: Какие бывают хобби?

Презентация « Необычные хобби»





6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА

Вы сегодня молодцы! Работали активно и продуктивно.А сейчас ,проверим как вы усвоили новый материал.

Раздать листочки с тестами.Выполняют работу.Взаимная проверка и оценивание.

1. Свободное время — это

1) время для выполнения обязательных занятий
2) время, не занятое никакими делами
3) время, которым человек распоряжается сам, по своему усмотрению
4) время для дополнительных занятий

2. Какие занятия из перечисленных относятся к вашим обяза­тельным делам? Запишите цифры, под которыми они ука­заны (можно записать любое количество цифр из предло­женных).

1) учебные занятия
2) просмотр телепередач
3) работа по дому
4) прогулка с собакой
5) занятия в музыкальной школе
6) выполнение домашних заданий

3. Какое из названных занятий нельзя назвать увлечением, хобби?

1) коллекционирование марок
2) игру на гитаре
3) просмотр телевизионных передач
4) занятие баскетболом

4. Верно ли следующее суждение?

Чтобы стать гармонично развитым человеком, нужно не только хорошо учиться, но и делать зарядку, выполнять физическую работу, заниматься спортом.

1) верно
2) неверно

5. Хобби — это

1) любимое занятие, увлечение, которому человек посвя­щает много своего времени
2) интерес к какому-либо конкретному занятию, виду ис­кусства и т.п.
3) необходимое, но нелюбимое дело (например, уборка квартиры)
Укажите номер, лишний в этом перечне.





7.РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ -

Наш урок подошёл к концу, закончите фразу (написаны на доске)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял что….

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне хотелось…

Оценки получают ученики ,которые очень активно работали на уроке.



8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

запишите домашнее задание:

1. § 5. Вопросы « Проверим себя», рубрика « Учимся распределять время.»

2. По выбору – практикум – стр. 48














































































































































Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – обществознание

Класс - 5


Тема урока – «Свободное время»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Применять понятийный аппарат по предмету, определение типов свободного времени.

Описание увлечений людей.

.


Работать с текстом учебника; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное; высказывать собственное мнение, суждения; работа над мини-проектом

понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности труда и разумного отдыха.

Словарь урока: свободное время, хобби

Ресурсы урока: 1.Мультимедийный проектор

2. Экран

3. Презентация «делу время-потехе час»

4.музыкальная физминутка

5.Презентация «необычные хобби»

6. «Дерево интересов»



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

- самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

1) Стимулирует интерес учащихся к уроку

2) Создает для учеников проблемную ситуацию (приемы):

- Предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения

- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

- Задает вопрос (задание), который обнаруживает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

- Дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие – осознают и проговаривают его


Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний.

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой проблемы и темы урока.

3 этап. Актуализация знаний

- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме);

Используются:

- либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

-либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

Что нужно узнать для решения проблемы?

- вспоминают нужную информацию, делают обобщения;

- вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

4 этап.

Целеполагание

и планирование


Суть: планирование учащимися своих действий по выходу из затруднения

Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач).

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)


Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации.

- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы.

Формулирует обобщающие вопросы

- Демонстрирует готовый или организует составление алгоритма.

- Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

- Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

- Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок и т.д.

«Открытие» осуществляется в несколько шагов (в соответствии с пунктами плана), каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.


- Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.)

- Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи.

Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

- Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

- Оценивают правильность своих выводов, решений.

- Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

- Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия

- Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике.

- Вступают в диалог.

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме и т.д.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

На данном этапе происходит

- повторение и закрепление учебного материала,

- тренировка навыков использования нового знания (в том числе в незнакомой ситуации),

- установление связей между новым и ранее изученным материалом.

Таким образом, на данном этапе происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». Формат «нового продукта» задает учитель (ответ на проблемный вопрос, участие в обсуждении, мини-дискуссии, рисунок, мини-проект, мини-эссе и др.)

7 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

- Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

- Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей и т.д.

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Выставляет и комментирует отметки.


- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

8 этап. Домашнее задание

Домашнее задание предполагает

- инвариантную часть (соответствует базовому уровню),

- вариативную часть (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень.

















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!