Дербентский район
МКОУ «Сабновинская СОШ»
Открытый урок по обществознанию на тему :
«Самопознание»
(10-а класс)
Провел учитель истории и обществознания
МКОУ «Сабнавинская СОШ»
Фарманов Найил Зульфугарович
09.03.2019 год
Тема урока: Самопознание.
Цель:
Раскрытие сущности самопознания, сложности и глубины этого процесса и осознание решающего значения самопознания в духовно-нравственном становлении личности.
Формирование у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми, толерантными.
Развитие у детей наблюдательности, навыков самоанализа.
Оборудование, мультимедийная установка, раздаточный материал (рабочие листы к уроку, тест «Твоя самооценка» , домашнее задание).
На доске
Эпиграф: Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Ф. Вийон
Франсуа
Ход урока
I. Организационный момент
На экране – первый слайд1, звучит музыка. барбарики
- Добрый день, ребята! Меня зовут Найил Зульфугарович. Я сегодня проведу в ваше классе урок обществознания
У нас на уроке присутствуют гости, можете развернуться посмотреть. Улыбнуться гостям.
Для плодотворной работы на уроке нам сегодня понадобится хорошее настроение. Так улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
II. Изучение нового материала
Тема нашего урока: Самопознание. Слайд2
Таким образом, этот урок мы посвятим познанию особого объекта – самих себя. Мы постараемся сегодня раскрыть сущность самопознания, сложность и глубину этого процесса; будем учиться объективно характеризовать себя и адекватно оценивать других.
- Трудно не согласиться со словами французского поэта XV века Франсуа Вийона (обращаясь к эпиграфу, написанному на доске) – каждому человеку приходится всю жизнь, порой, не отдавая себе в том отчета, познавать самого себя, узнавать что-то новое.
Беседа о самопознании: слайд 3
- Ребята, как вы думаете, когда начинается процесс самопознания? С какого возраста?
(В самом раннем детстве).
- Вы, наверное, слышали, что малышей нельзя подносить к зеркалу. Почему? Ведь они уже отлично узнают папу и маму, близких людей, радостно им улыбаются…
(Ребенок не узнает себя и может испугаться).
- И вот наступает момент открытия, узнавания себя любимого! Вспомните, как это происходит, в чем выражается.
(Ребенок с особым удовольствием, с восторгом смотрит в зеркало, узнает себя (в первую очередь!) на фотографиях).
- Так с чего же начинается самопознание?
(С самоузнавания, выделения себя из внешнего мира).
- До двух - трехлетнего возраста главным источником знаний о самом малыше являются…(родители). В чем это выражается?
(Они дают ребенку имя, говорят что он мальчик, сынок, братик, внук и т.д.)
- А когда ребенок приобретает первые навыки самостоятельности, какую знаменитую фразу он произносит?
(Я сам!) (это я)
- С этого времени ребенок начинает словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя. Как это бывает?
- Итак, назовите первые этапы самопознания?
(1 – самоузнавание. 2 - способность словами характеризовать себя.)
- Таким образом, на основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». И процесс этот продолжается всю жизнь. Слайд 4
2. Понятие самооценки
Групповая работа по 5-6 человек
- Каждый из нас, глядя в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к самосовершенствованию, Вам предстоит ответить на вопрос: «как формируется самооценка личности? 3 МИН
Слайд5
- А каково ваше отношение к самим себе, эмоциональное отношение к собственному образу - то есть ваша самооценка?
Проведем тестирование.
Тестирование проходит на фоне музыкального клипа Ю. клип и слайд 6Савичевой «Если в сердце живет любовь».
- А теперь познакомьтесь с результатами и выслушайте советы.
Я желаю вам, как поется в песне, оставаться самими собой, но при этом, помогая природе, ухаживать за собой, поддерживая красоту лица и тела, и души.
- А о чем всегда надо помнить, работая над самооценкой (нужно быть самокритичными)
(Наша самооценка складывается не только из мнения о собственной внешности, но и из мнения о нас окружающих людей. Значение мнения окружающих в самопознании человека велико. Все мы разные и точки зрения у нас разные. Поэтому нужно быть терпимыми, толерантными к другим людям. Стараться не делать поспешных выводов о незнакомых людях.)
, я предлагаю немного отдохнуть, выполнив несколько движений. Игра «Зеркало» Все встают, подходят к каждому однокласснику и говорят о достоинствах его!!!!
Т.е.– помогают таким образом друг другу увидеть в себе хорошее, полюбить себя.
6. «Я»-концепция и образ «Я»
Мы рассмотрим образ я . представим наше самосознание рассмотреть в виде круга, состоящего из четырех частей. В то же время – это одно целое .В каждом из вас есть ваши секреты, о которых никто другой не знает (есть у вас такие секреты?) Это я скрытое дальше прокомментировать слайд
Все люди до конца не знают своих способностей , своей реакции в определенных ситуациях. Свои скрытые возможности, даже от самого человека. Каждый человек по разному реагирует. Давайте посмотрим, вспомним себя. дальше прокомментировать слайд Я неизвестное. Пояс
Есть моменты нашего образа которые нам неизвестны – те..е. скрыты от нас самих. Мы их не замечаем или не хотим замечать, а другие люди – товарищи близкие их видят.
Раскрывая свои возможности для себя и для других мы подходим еще к одному образу я – открытому. Когда наши способности не секрет для нас мы можем показать их другим потому, что научились скрытое я раскрывать . комментарий слайда
- «Я» человека как объект познания – сложное и динамичное образование. «Я»-концепция (или образ «Я») – что это такое? Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его.
). Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.
Подобное деление «Я» на 4 равные сектора в реальной жизни невозможно. Наша индивидуальность непременно создаст неравные секторы. Так из чего же складывается, прежде всего, образ «Я» у молодых людей, у подростков? который складывается из представлений о себе, своих внутренних и внешних качествах
- Давайте попробуем выяснить то, что вы знаете, а другие не знают («Я»скрытое).
В рабочих листах найдите задание № 3 и запишите в левый столбик все, что вам нравится в себе (нос, ухо, глаза, походка, черты характера и т.д.), а в правый столбик – все, что вам не нравится в себе
Проверка:
- Какой столбик получился больше?
- Нравитесь ли вы себе?
У кого левый столбик получился больше – любит себя, у кого – правый, тот не очень хорошо к себе относится.
А может, он просто плохо себя знает? обменяться с соседом по парте, пуст ваш сосед подчеркнет те черты которые он считает этому человеку присуще. Верните листочки обратно.
поднимите руку у кого совпали качества вашей оценки и оценки вашего товарища – скрытое я и открытое я совпали.
У кого правый столбик – отрицательные качества
Нашлись смельчаки?
Похвалить
Советую приглядеться друг к другу
Кто что то открыл в своем соседе. Чего не замечал.
Можно будет определить я – слепое вы не знаете, другие знают.
Вывод
Итак, наше «Я» состоит из нескольких частей. Мы отдаём предпочтение одной или другой стороне. Но наша сила, красота в единстве и многообразии нашего Я.
Наше я – многогранное. слайд 10Слова Достоевского.
У вас вся жизнь впереди, вам еще три года учиться вместе бок о бок, вам предстоит узнать еще много понятий в ходе изучения обществознания, раскрыть для себя понятия слепого я , открытого,, как к ним прийти
Надеюсь, что кто- то заинтересовался. Вы можете помочь себе, помочь друг другу в самопознании и становлении личности.
Любите и принимайте себя такими, какие вы есть.
Будьте интересны себе и окружающим. Пусть у вас много будет разных «Я».
Я желаю, чтобы ваша жизнь сложилась счастливо, и вам никогда не было бы стыдно и больно за свои поступки. Пусть все у вас сложится хорошо!
III. Закрепление.
А в конце урока я предлагаю вам проверить свои знания, и поиграть в игру закончи фразу
Самопознание характеризуется… формированием собственного образа
Самопознание характеризуется способностью отнестись к себе объективно
3. Какой признак относится к понятию «самопознание»? формирование «Я» - концепции
4.Установите соответствие между признаками и образами «Я».
ИЗВЕСТНО МНЕ открытое «Я»
Скрытое
ИЗВЕСТНО ДРУГИМ неизвестное «Я»
слепое «Я»
оценить!!!!
IV. Запись домашнего задания
V. Итог урока.
1. «Как важно в жизни, помня о желаниях,
Возможностей своих не забывать!» (Э. Асадов)
2. «Я – семья.
Во мне, как в спектре, живут семь «Я»,
Невыносимых, как семь чертей,
А самый синий – свистит в свирель!
А весной,
Мне мнится, что я восьмой!» (Р. Рождественский)
3. «Я – такой же, как вы,
Я – такой же прохожий,
Я – такой, как и все,
Ни на кого не похожий!» (Р. Быков)
4. «И чувствую –
«Я» для меня мало!
Кто – то из меня
Вырывается упрямо» (В. Маяковский)
5..«Вглядись, как в зеркало, в другого человека». (К. Маркс)