СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по обществознанию в 11 классе "Экономика и ее роль в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по обществознанию в 11 классе "Экономика и ее роль в жизни человека"»

Открытый урок по обществознанию: «Повторение по разделу Экономика»

Цель урока; закрепить и обобщить знания учащихся по теме.


Образовательная:

  • обобщить и систематизировать знания по разделу «Экономика»;

  • устранить пробелы в знаниях;

  • добиться усвоения учащимися понятий;

Развивающая:

  • применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Воспитательная:

  • создать условия для объективной оценки значимости экономики в жизни человека и общества и показать значение экономических знаний на современном этапе; сформировать уважительное отношение к чужой собственности



  1. Этап- мотивация.

Мультфильм «Как старик на рынке корову продавал»

Вопросы к мультфильму:

-Что такое рынок?

-Какие признаки характерны рынку вы увидели в мультфильме.?

-Пример какого вида рынка мы увидели в мультфильме? (рынок товаров и услуг)

-Приведите примеры других видов рынка (рынок ценных бумаг, рынок капитала, рынок труда и др..)

-Назовите функции рынка, которые увидели в мультфильме?

-перечислите термины связанные с рыночными отношениями которые вы увидели в мультфильме. (деньги,спрос.предложение, цена, реклама, конкуренция)

Скажите пожалуйста, вот эти все термины к какому разделу вы отнесете в обществознании.?

  1. Этап – целеполагание и планирование.

Скажите пожалуйста что мы должны изучит на уроке.?



  1. Этап – индивидуальная работа.

Раздаются карточки с заданиями.

Задание 1. Выбор позиций из списка.

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой факторные доходы.

 

1) выигрыш в лотерею; 2) земельная рента; 3) заработная плата; 4) пособие по безработице; 5) процент; 6) прибыль.


Ответ: 14

2.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «центральный банк».

 

1) эмиссия денег; 2) лицензирование финансовых организаций; 3) установление учётной ставки; 4) принятие законов; 5) открытие депозитов; 6) обеспечение расчётов правительства.


Ответ: 45


3.Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.

2)  Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности.

3)  Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.

4)  Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.

5)  Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.

Ответ: 14



4.Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие экстенсивные факторы экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  расширение таксомоторного парка

2)  повышение квалификации работников здравоохранения

3)  создание автоматизированной системы обработки телефонных вызовов

4)  внедрение энергосберегающих технологий

5)  введение в строй дополнительной сборочной линии на заводе

6)  увеличение добычи нефти


Ответ: 156

5.В структуре экономики страны Z в равной мере представлены промышленность и сельское хозяйство. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  преобладание интенсивных факторов экономического роста

2)  директивное ценообразование

3)  государственная собственность на большинство средств производства

4)  развитая инфраструктура

5)  необходимость решать проблему ограниченности ресурсов

6)  централизованное управление экономикой


Ответ:236



Критерии оценивания:

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4-3 правильных ответов

«3» - 2 правильных ответов

После взаимопроверки правильные ответы выводятся на экран. При необходимости устраняются пробелы в знаниях учащихся.

  1. Этап - Работа в группах.

Ребята, теперь предлагаю разделиться на группы. Делим класс на 3 группы.

Работа с интерактивной доской.

1.Задание по Киму № 6. Установление соответствия.

1.Установите соответствие между примерами и соответствующими им видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)  в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтёры остались без работы

Б)  выпускники творческих вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую

В)  полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу

Г)  в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров

Д)  в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие различные товары и услуги, сократили численность персонала

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

1)  сезонная

2)  структурная

3)  фрикционная

4)  циклическая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д



2.Установите соответствие между частями экономической науки и изучаемыми проблемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ИЗУЧАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ

A)  безработица

Б)  взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг

B)  экономический рост

Г)  роль государства в экономике

Д)  экономические отношения между потребителями

ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

1)  макроэкономика

2)  микроэкономика


3.Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента в предусмотренный ею срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или имущественного эквивалента

Б)  ценная бумага, в которой содержится распоряжение плательщика своему банку уплатить получателю указанную в ней сумму денег в течение срока ее действия.

В)  держатель этой ценной бумаги имеет право на получение дивидендов.

Г)  денежный документ, удостоверяющий внесение средств на определенное время, имеющий обычно фиксированную ставку процента

Д)  ценная бумага, из суммы номиналов которой складывается уставный капитал коммерческой организации

ВИД ЦЕННЫХ БУМАГ

1)  акция

2)  облигация

3)  сберегательный сертификат

4)  чек



2.Задание – выбор позиций из списка.

1.Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  рынок услуг

2)  совершенная конкуренция

3)  региональный рынок

4)  рынок товаров

5)  олигополия

6)  рыночный дефицит

Ответ: 345

Пояснение.

1)  рынок услуг  — нет, неверно.

2)  совершенная конкуренция  — нет, неверно.

3)  региональный рынок  — да, верно, область.

4)  рынок товаров  — да, верно, спортивная одежда.

5)  олигополия  — да, верно, несколько крупных компаний.

6)  рыночный дефицит  — нет, неверно.

 

Ответ: 345.


2.На рынке сотовой телефонной связи страны А. действуют три крупных оператора, диктующих цены на тарифные планы. Выберите из перечня характеристики данного рынка.

 

1)  национальный

2)  олигополия

3)  монополия

4)  услуг

5)  финансовый

Чтобы не уступить рынок японским производителям, американские автомобильные компании «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» стали усиленно работать над повышением качества своих машин. Какие экономические явления могут быть проиллюстрированы данной ситуацией? Запишите цифры в порядке возрастания, под которыми эти явления указаны.

 

1)  факторы производства

2)  конкуренция

3)  олигополия

4)  специализация

5)  инфляция

6)  стагнация

Пояснение.

1)  факторы производства  — нет, неверно.

2)  конкуренция  — да, верно, соперничество с японскими фирмами.

3)  олигополия  — да, верно, три американские компании пытаются не пустить японцев на свой рынок.

4)  специализация  — да, верно, выпуск автомобилей.

5)  инфляция  — нет, неверно.

6)  стагнация  — нет, неверно.

 

Ответ: 234.


3.Чтобы не уступить рынок японским производителям, американские автомобильные компании «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» стали усиленно работать над повышением качества своих машин. Какие экономические явления могут быть проиллюстрированы данной ситуацией? Запишите цифры в порядке возрастания, под которыми эти явления указаны.

 

1)  факторы производства

2)  конкуренция

3)  олигополия

4)  специализация

5)  инфляция

6)  стагнация

Пояснение.

1)  факторы производства  — нет, неверно.

2)  конкуренция  — да, верно, соперничество с японскими фирмами.

3)  олигополия  — да, верно, три американские компании пытаются не пустить японцев на свой рынок.

4)  специализация  — да, верно, выпуск автомобилей.

5)  инфляция  — нет, неверно.

6)  стагнация  — нет, неверно.

 

Ответ: 234.


Задание 21.

1. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке роликовых коньков в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1)  ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;

2)  ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: благодаря появлению на рынке трех новых производителей спортивных товаров и атрибутики, увеличилось общее количество производимых спортивных товаров, предложение роликов выросло;

(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.)

Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.

Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства/фактора и объяснения).

3)  ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения спроса и равновесной цены.)

Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках


2.На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке овощей в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке в условиях удорожания минеральных удобрений при прочих равных условиях?

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1)  ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшается;

2)  ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: в государстве Z экономический кризис  — происходит падение реальных доходов населения, это приводит к тому, что люди начинают экономить на покупке овощей, сокращается спрос на них;

(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.)

Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.

Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства/фактора и объяснения).

3)  ответ на третий вопрос: удорожание минеральных удобрений приведёт к сокращению предложения и увеличению равновесной цены.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения спроса и равновесной цены.)

Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

3. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке обуви в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастет число потребителей при прочих равных условиях?

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1)  ответ на первый вопрос: равновесная цена выросла;

2)  ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: из-за резкого удорожания используемого сырья и фурнитуры издержки на производство обуви выросли, что привело к сокращению их предложения;

(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.)

Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.

Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства/фактора и объяснения).

3)  ответ на третий вопрос: рост числа потребителей приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения спроса и равновесной цены.)

Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках






Работа по заданию задача. №22

1. Статистические службы страны Х на протяжении последних пяти лет констатируют рост числа незанятых трудоспособных граждан страны в возрасте от 18 до 30 лет в сочетании с общим падением уровня производства во всех отраслях экономики страны, в том числе в сфере услуг, удельный вес которой составляет более 60%. Исследователи отмечают, что власти страны Х предпринимают меры по борьбе со сложившимися социально- экономическими проблемами.

Какое социально-экономическое явление проиллюстрировано описанной в тексте ситуацией?

Какой вид данного социально-экономического явления описан в тексте?

Используя обществоведческие знания, приведите два других вида данного социально-экономического явления.

Какой тип общества существует в стране Х?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  ответ на первый вопрос: безработица;

2)  ответ на второй вопрос: циклическая;

3)  ответ на третий вопрос:

— фрикционная;

— структурная;

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух видов явления.)

4)  ответ на четвёртый вопрос:

— постиндустриальное (информационное).


2.В стране Z на протяжении последнего десятилетия наблюдается экономический рост: государство привлекает население к разработке месторождений нефти и газа; используя проверенные временем модели станков и оборудования, создаёт промышленные предприятия по пере-работке полезных ископаемых. Развитие промышленности позволило многим сельским жителям найти работу, и численность населения, занятого в промышленном производстве, сравнялась с численностью тех, кто работает в сельском хозяйстве. Цены на продукты питания и товары первой необходимости, установленные государством, не изменялись уже несколько лет. Политический лидер государства Z получил власть по наследству после смерти своего отца. Его старший сын является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства и главой правительства.

К какому типу общества осуществляется переход в стране Z? Какая форма правления установлена в Z? Какие факты в условии задания свидетельствуют о существовании командной экономики в стране Z? (Укажите два факта.) Какой тип экономического роста представлен в условии задачи?

Пояснение.

1.  К обществу индустриального типа.

2.  Монархия.

3.  Государство создаёт промышленные предприятия, государство устанавливает цены.

4.  Экстенсивный.


3. В целях поддержки отечественного производителя в государстве Z действуют повышенные пошлины на ввоз ряда товаров и ограничено их ввозимое количество. Одним из условий успеха в экономической сфере эксперты назвали особенности системы образования, в частности, принцип информатизации образования. Какие факты из условия задачи свидетельствуют об экономической глобализации? (Укажите два факта.) Какую политику проводит государство Z в международной торговле? Какие два направления (метода) этой политики описаны в условии задания? (Назовите направление и приведите соответствующие описание.) Как может проявляться принцип информатизации образования в школах государства Z? (Приведите один пример.)





Пояснение.

1.  Вступление в валютный союз, создание дочерней фирмы автомобильного предприятия.

2.  Политику протекционизма / протекционистскую.

3.  

— тарифное регулирование (установление повышенных пошлин на ввоз товаров);

— нетарифное регулирование (установление количества ввозимого товара / квоты на ввоз товаров).

4.  Школы оснащены персональными компьютерами и имеют доступ к интернету / в преподавании различных предметов используются информационные технологии / большее количество учебных часов отведено изучению информатики, навыкам работы с информацией.



Итог урока. Скажите, что было полезного для вас на сегодняшнем уроке, что у вас получилось, какие задания вызвали затруднение. (каждый ученик говорит, что для него было полезным на уроке. Выставление оценок. Я надеюсь, что закрепленные сегодня умения и навыки помогут вам успешно сдать ЕГЭ по обществознанию. Спасибо за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!