Конспект урока____ Обучение грамоте (ЧТЕНИЕ) 1 класс Дата____
Тема урока: Веселые стихи К.И. Чуковского
Тип урока: Урок открытия нового знания (из раздела «Букварный период », урок №___72). Вид урока: инсценировка Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная, групповая, в парах.
Цели урока:
Образовательные: познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведений.
Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
Побуждать «помогать» героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
Закреплять умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать творческие способности детей.
Развивающие: Развивать образное мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы, связную речь учащихся, упражнять в чётком произношении звуков в слогах, расширять словарный запас учащихся.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к отечественной литературе, прививать любовь к самостоятельному чтению.
Ход урока
I.МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Солнце доброе встаёт, светит к нам в окошко.
Значит с вами мы должны стать добрей немножко.
Лучик солнышка поймайте, его друг другу передайте.
-Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь и подарите им тоже лучик солнышка
- Ожидания: что вы ожидаете от урока, отметьте на листочках которые лежат у вас на партах, кто ожидает от урока положительных эмоций, кто увлекательного хода урока, а кто-то новых открытий
2. Включение в учебную деятельность Откройте Азбуку на странице предыдущего урока
-Творчество, какого писателя мы изучали на предыдущем уроке?
-Чему он посвятил свою жизнь? (Свою жизнь он посвятил педагогике, науке о воспитании детей)
-Чему учат его рассказы? (Помогать друг другу, вежливо обращаться друг с другом, уметь быть терпеливым, дружелюбным)
II. Сообщение темы, цели урока
– Угадайте, какое слово у меня зашифровано? (На одной из створок доски шифр, (доска закрыта двумя створками))
1 3 4 5 9 8 2 6 7 ч к о в й и у с к (Чуковский)
(открываю одну створку, центральная часть доски завешена шторочками)
У меня трижды написана его фамилия. Выберите ту, на которой фамилия написана без ошибок: (на другой створке доски три листочка с написанием фамилии, переворачиваю их)
чуковский Чюковский Чуковский
- Какие ошибки допущены в остальных случаях?
- Какие правила вы знаете?
(открываю вторую створку доски, открываю центральну часть доски, где висит портрет и цветные буквы «Весёлые стихи К.И.Чуковского»)
-Я надеюсь, что мы будем весь урок работать с лучиком добра в наших сердцах, так как сегодня будем говорить о Корнее Ивановиче Чуковском. Тема нашего урока «Весёлые стихи Чуковского».
Сегодня мы с вами вспомним известные произведения К.И. Чуковского, познакомимся с творчеством писателя, с героями его книг, продолжим учиться читать выразительно.
III. Знакомство с новым материалом.
А сейчас откройте Азбуку на стр.96 и прочитайте, что рассказал нам автор о Чуковском
Вступительное слово учителя.
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Обращение к портрету
Взгляните на портрет. На нем изображен Корней Иванович Чуковский. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына.
А вы знаете, как Чуковский стал детским поэтом и сказочником? А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки для детей.)
Артикуляцинная гимнастика, речевая разминка.
- Сделаем артикуляционную гимнастику (картинки на доске)
-Давайте вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в чистоговорках чётко.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
-А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорок? (К. Чуковский) .
Я приготовила вам выставку книг, где собраны многие произведения К.И.Чуковского. Есть в отдельных изданиях, есть сборники. (висит корзина. Ой, А что это в корзинке?)
Игра «Корзинка потерянных вещей»
– А в корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку К.И.Чуковского и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике) «Тараканище»
Мыло (Вот и мыло подскочило) «Мойдодыр»
Пирог («Буду, буду я добрей, да, добрей! Напеку я для детей, для детей Пирогов и кренделей, кренделей! )«Бармалей»
Блюдце (А за ними блюдца) «Федорино горе»
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) «Муха-цокотуха»
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку) «Айболит»
Термометр (И ставит им градусник) «Айболит» (входит доктор Айболит)
Физкультминутка:
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?
Учитель: Нет, дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо.
Доктор Айболит: Ну, тогда встаньте и покажите мне. Какие вы крепкие и сильные.
Доктор Айболит: Я вижу, какие вы сильные и крепкие.
(раздаётся звук телефона)
Доктор Айболит: Ой, кажется у меня звонит телефон. Я пойду ребята, а то вдруг что-то случилось, вдруг кто-то заболел. До свидания. (Айболит уходит)
Работа по учебнику.
Молодцы, дети, я вижу, вы хорошо отдохнули, а сейчас мы познакомимся с очень интересной сказкой Чуковского, в которой тоже зазвонил телефон.
- Иллюстрацию к какому произведению нарисовал художник? (Вывешивается иллюстрация на доске к стихотворению «Телефон»)
послушайте отрывок этого произведения, которое читает сам Корней Иванович Чуковский. (Прослушивание аудиозаписи)
Учитель: – Какое настроение вызвало это стихотворение? (Весёлое, радостное)
– А о ком идёт речь в этом стихотворении? (О слоне, о авторе)
-Какое слово непонятное? Объясним его значение.
Пуд – старинная русская мера веса = 16,38 кг. Этак – примерно, приблизительно;
Учитель: Сколько персонажей в разговоре?
Ученики: Два.
Учитель: Как называется разговор 2-х лиц?
Ученики: Диалог.
-Как нужно читать слова героев?
Работа в парах.
Учитель: Вы сейчас поработаете в парах, поучитесь читать диалог по ролям. Распределите роли.
- Давайте проверим.
Чтение вслух. Упражнение в чтении сказки «Телефон»( отрабатывается выразительное чтение).
-Чему учит сказка? (нельзя просто так болтать по телефону, отвлекая других от дел) Физкультминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
У моря остановилась,
Над водою покружилась.
- Сегодня мы будем читать отрывок из произведения Чуковского «Путаница». Как вы понимаете слово «путаница»? Путаница – это один из жанров устного народного творчества и название произведения тоже «Путаница».
- Первичное чтение (учитель)
-Какое событие произошло в этой сказке?
– А что было дальше, вы можете узнать, взяв в библиотеке книгу и прочитав её.
Чтение вполголоса
Чтение с элементами инсценирования
– Мы с вами сейчас попробуем читать по ролям. Какие герои встретились в сказке? (Свинки, утята, кошечки и т. д.)
IV. Закрепление .
Ребята, русская народная пословица гласит «Кто много читает, тот много знает». Мы сейчас будем отгадывать загадки, вспомним сказки К.И.Чуковского, а если что не отгадаем, значит сделаем вывод для себя «Чтобы много знать, нужно всем нам читать». Работа в парах (Вспомните, какими словами оканчивается строчка, поднимайте карточки-иллюстрации из произведения, отрывок которого я читаю).
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»
У меня зазвонил телефон
- Кто говорит?
- … (Слон).
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки захрюкали,… (хрю- хрю)
(«Путаница)
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Инсцинирование «Краденное солнце» А вот мы вспомнили ещё одну сказку, выйдите ко мне, кто знает её наизусть и может рассказать.
V. Итог урока. Рефлексия
- Еще много раз мы с вами будем встречаться с произведениями К.Чуковского. Сейчас К.Чуковского нет с нами, но его книги живут
- Ожидания: посмотрите на листочки которые лежат у вас на партах с начала урока и скажите оправдались ли ваши ожидания, поднимите руку кто ожидает от урока положительных эмоций…, а кто увлекательного хода урока…, а кто-то новых открытий. А может и многое другое что вы ожидали
Оценивание А теперь оцените себя пожалуйста. 1 ряд подойдите и прикрепите смайлики: помните, верхняя звезда – все понятно, все получилось. Звезда посередине – не все получалось, но я буду стараться. 2 ряд… и 3 ряд…
Урок окончен, подарите, пожалуйста, нашим гостям частичку добра
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?
Учитель: Нет, дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо.
Доктор Айболит: Ну, тогда встаньте и покажите мне. Какие вы крепкие и сильные.
(Дети делают физминутку)
Доктор Айболит: Я вижу, какие вы сильные и крепкие. (звонит телефон)
Ой, кажется у меня звонит телефон. Я пойду ребята, а то вдруг что-то случилось, вдруг кто-то заболел. До свидания. (уходит)