СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен открытый урок по дисциплине ОБЖ " Структура ВС РФ, виды и задачи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»»

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова»







Методическая разработка

открытого учебного занятия

по дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности»






Тема: «Структура ВС РФ. Виды и рода войск. История создания и предназначения. Другие войска РФ»





















2023

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». Тема: «Структура ВС РФ. Виды и рода войск. История создания и предназначения. Другие войска РФ». ЧЭнК, 2023. - 19 с.



Одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № __ от __.__.23

Председатель ____________________И.А. Москаленко



Разработчик: Касымов Н.Н., преподаватель Основ безопасности жизнедеятельности ГБПОУ ЧЭнК







Данная методическая разработка открытого учебного занятия по теме «Структура ВС РФ. Виды и рода войск. История создания и предназначения. Другие войска РФ» в курсе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для преподавателей и является примером практического применения элементов современных педагогических технологий (информационные технологии, технология развития критического мышления, технология организации работы в малых группах) при изложении материала. В разработке представлено полное методическое обеспечение учебного занятия по указанной теме.













СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ………………………………………………………………… 4

  2. Технологическая карта учебного занятия ……………………………. .6

  3. Конспект учебного занятия ……………………………………………. .9

  4. Библиографический список ……………………………………………..14

  5. Приложение …………………………………………………………….. 15

  1. Введение

В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» тема «Структура ВС РФ. Виды и рода войск. История создания и предназначения. Другие войска РФ» обучающимися 1 курса изучается согласно КТП во 2 семестре. Номер занятия по КТП – 22, количество часов - 2.

Вид занятия урок.

Тип занятия: комбинированный урок, изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель учебного занятия:

- формирование у обучающихся знаний о военной организации государства, составе ВС РФ, их руководстве и управлении; изучение структуры вооруженных сил, ее организацию; формирование представления об основных видах вооруженных сил и родах войск.

Задачи занятия:

Обучающая:

  • сформировать у обучающихся представление о структуре вооруженных сил РФ, составе ВС РФ, их руководства и управления;

Развивающая:

  • расширить кругозор учащихся в вопросах представления о ВС РФ;

  • развивать умение работать в коллективе и индивидуально.

Воспитывающая:

  • воспитывать ответственность студентов за выполнение своих гражданских обязанностей.

Образовательные ресурсы: приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).

Учебное оборудование: раздаточный материал, проектор.

Формы и методы обучения:

  • фронтальная, индивидуальная, групповая;

  • объяснительно-иллюстративный метод, учебная дискуссия, самостоятельная работа с печатным материалом.

Формируемые ОК, З,У:

  • ОК 01- 07, ОК 09;

  • Уметь различать виды и рода войск;

  • Знать структуру ВС РФ их предназначение и задачи.

Элементы СОТ: информационные технологии, технология формирования критического мышления.

Особенности группы: обучающиеся I курса, группа ИСП 8-22, уровень компетенции в области безопасности жизнедеятельности – средний.

В результате учебного занятия обучающиеся смогут:

Знать: структуру Вооруженных сил Российской Федерации, виды и рода войск их предназначения и задачи.

Уметь:

  1. рассуждать в связи с изученной тематикой.

  2. описывать события, излагать факты, делать сообщения;

  3. понимать структуру ВС РФ;

  4. различать разные рода войск и их виды.

Ход учебного занятия:

  1. Организационный этап – 2 мин.

  2. Мобилизующий этап: объявление темы занятия, ее актуализация, постановка целей перед учащимися – 5 мин.

  3. Изучение нового материала с поэтапным закреплением– 65 мин.

3.1. Актуализация опорных знаний обучающихся – 25 мин.

3.2. Изучение нового материала по теме учебного занятия, запись в рабочих тетрадях структуры ВС РФ – 40 мин.

  1. Закрепление изученного материала: первичный контроль. Выставление оценок за урок – 15 мин.

  2. Рефлексия учебно-познавательной деятельности – 3 мин.

  1. Технологическая карта занятия

Ход занятия



Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ОК

1. Организационный

Подготовка учащихся к работе, мотивации на познавательную деятельность.

Приветствие учащихся. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Мы с вами поделимся опытом работы на уроках ОБЖ. Будем работать как в группе, так и в парах с информационными картами и таблицами, которые лежат у вас на столе.

Урок будет носить творческий характер.



Слушают, организовывают работу.


ОК 01-07; 09.

2. Мобилизующий этап: самоопределение к деятельности, этап постановки учебной задачи.

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Предлагает посмотреть видеоролик и подумать над вопросом: о какой профессии идёт речь?

Включает видеоролик: отрывок из фильма «Офицеры».


Где служат военные?


Из чего состоит армия?


Смотрят.

Ориентация в материале.


Отвечают на вопрос: речь идёт о профессии военного.


В армии.


Из вооружённых сил.

ОК 01-07; 09.

Формирование умений организации деятельности учащихся: формулировка темы, цели урока.

Какие виды ВС вы знаете, приведите примеры.

Сформулируйте тему нашего урока.( Слайд №1)


А что мы должны с вами узнать сегодня на уроке?

Но видов ВС много. Значит, чему нам нужно ещё научиться? (Слайд №2)


Предполагаемые ответы: танки, десантники, моряки, лётчики и т.д.


Познакомиться с видами ВС.


Научиться их различать.


ОК 01-07; 09.

3. Изучение нового материала:

3.1. актуализация опорных знаний обучающихся





3.2. изучение нового материала по теме учебного занятия, запись в рабочих тетрадях структуры ВС РФ












Выбор способа и средств реализации цели.

Составляет совместно с обучающимися план действий на уроке, чтобы достичь цели, и записывает его в информационный лист.

Задаёт наводящие вопросы (вопросно-ответная беседа):

Чтобы различить виды ВС, что нам нужно о них выяснить? (характеристику, выяснить их роль)

Роль - это предназначение.

Из чего состоят ВС?

- определить особенности видов войск,

- определить предназначение родов войск,

- определить состав войск.









Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия.

Организует работу по решению цели занятия, анализ путей ее достижения.


Предлагает обучающимся взять информационный лист № 1 , который называется «Вооружённые силы РФ» и, используя раздаточный материал «Виды ВС», заполнить таблицу. Группа делится на подгруппы. Каждая подгруппа работает с определённым видом войск. Время на работу 3-4 мин.


Вывод: С какими видами ВС вы познакомились?



Каждый вид ВС РФ имеет свою эмблему. Я предлагаю вам соотнести название и эмблему с видами ВС (слайд № 3).

По каким признакам вы определили эмблемы видов ВС?


Мы определили виды ВС. Сколько их?

Но в ВС РФ существуют ещё два самостоятельных рода войск, которые не входят ни в Сухопутные войска, ни в ВВС, ни ВМФ.

Сейчас мы с ними познакомимся.

Перед вами таблица № 2 с этими родами войск. Сопоставьте эти рода войск с их предназначением и сделайте выводы, дайте правильные ответы. 2мин.


Давайте ознакомимся с правильным вариантом (слайд № 4). О каких родах войск вы узнали?


Мы представляем, какие виды вооружения применяются в разных видах войск. Перед вами примеры вооружения разных видов войск (слайд №5). Назовите их.

А что стоит на вооружении в РВСН?

Космических войсках? ВДВ?


Давайте проверим, правы ли вы оказались.

Так что же входит в состав вооружения этих родов войск?

Преобразуют информацию в нужную форму (таблицы). Учащиеся строят собственные высказывания. Демонстрируют умения договариваться о совместных действиях, принимать общее решение (работа в мини-группах).



Группы заполняют таблицу и представляют результаты своей работы по своему виду. Остальные группы вносят в свою таблицу информацию по видам ВС по представленному материалу других групп.




Сухопутные, воздушно-космические войска, военно-морской флот.



Отвечают фронтально на вопросы.


По характерным для каждого вида войск элементам ( якорь, пропеллер, меч и граната).


Три.





Работают в парах, соотносят виды войск и их предназначение. Делают вывод: В таблице не правильно представлено предназначение.



Отвечают фронтально на вопросы.



Отвечают фронтально на вопросы (могут использовать информационный материал).






Смотрят видео о видах вооружения.

Фронтальные ответы.

ОК 01-07; 09.

4. Закрепление изученного материала: первичный контроль

Анализ и оценка успешности достижения целей.


Проводит первичное закрепление изученного материала. Предлагает обучающимся заполнить лист самоконтроля на основе полученных знаний (слайд № 6). Время 2мин.

Обращает внимание обучающихся на доску (слайд № 7). Критерии оценки: 5 – нет ошибок, 4 – 1,2 ошибки, 3 – 3 ошибки. В конце урока листы самоконтроля сдадите.


Предлагает вернуться к плану урока для осмысления достижения цели и задач занятия. Какие существуют виды ВС РФ?


А что мы ещё узнали?

Выставляет оценки.

Заполняют лист самоконтроля. Проводят самооценку.








Анализируют выполнение плана.

  1. Выяснить, какие виды ВС РФ существуют.

  2. Определить предназначение видов ВС.

  3. Определить состав ВС.


Рода войск, их предназначение и вооружение.


5. Этап рефлексии учебной деятельности

Осмысление собственной деятельности с целью дальнейшего целенаправленного совершенствования.

Организует рефлексию, задаёт вопросы: Какова была основная цель? Удалось ли нам её достичь?

Предлагает вам закончить фразу: «Я считаю, что все мужчины должны служить в армии, потому что….»

Я не знаю, как сложится ваша дальнейшая жизнь. Но юношам служить в армии придётся, потому что это долг и обязанность каждого гражданина РФ. Любить свою Родину, гордиться своей страной, служить ей и защищать своё Отечество это достойно глубокого уважения.

Д/З Каждой группе подготовить информацию по теме:

1гр. Оборона государства,

2гр. Обороноспособность государства,

3гр. Безопасность государства.

Делают самоанализ изученного материала.






  1. Конспект учебного занятия

1. Организационный этап (2 мин).

а) приветствие

б) определение отсутствующих

в) организация внимания.

2. Мобилизующий этап: объявление темы занятия, ее актуализация, постановка целей перед учащимися (5 мин).

Просмотр видеоролика (отрывок из фильма «Офицеры»), обучающиеся отвечают на вопрос: о какой профессии идёт речь?

Какие виды ВС вы знаете, приведите примеры.

Сформулируйте тему нашего урока.( Слайд №1)

А что мы должны с вами узнать сегодня на уроке?

Но видов ВС много. Значит, чему нам нужно ещё научиться? (Слайд №2)

3. Изучение нового материала с поэтапным закреплением (65 мин).

3.1. Актуализация опорных знаний обучающихся (25 мин).

Вопросно-ответная беседа (актуализация знаний обучающихся, связь с ранее изученным материалом):

- Как называется Федеральный закон, который определил дни воинской славы России?

- Какие основные формы деятельности предусмотрены для увековечивания памяти российских воинов?

- Какое значение имеет знание истории подвигов российского народа при защите своего

Отечества для проведения патриотического воспитания?

- Какие формы увековечивания памяти русских воинов считаются основными?

Составление совместно с обучающимися плана действий на уроке для достижения цели занятия. Запись плана урока в информационный лист.

3.2. Изучение нового материала по теме учебного занятия, запись в рабочих тетрадях структуры ВС РФ (40 мин.)

Преподаватель раздаёт обучающимся информационный лист № 1 , который называется «Вооружённые силы РФ» и, используя раздаточный материал «Виды ВС», они должны заполнить таблицу. Вся группа делится на подгруппы. Каждая подгруппа работает с определённым видом войск. Время на работу 3-4 мин.

Преподаватель задаёт вопрос: с какими видами ВС вы познакомились?

Каждый вид ВС РФ имеет свою эмблему. Я предлагаю вам соотнести название и эмблему с видами ВС (слайд № 3). По каким признакам вы определили эмблемы видов ВС? Мы определили виды ВС. Сколько их? Но в ВС РФ существуют ещё два самостоятельных рода войск, которые не входят ни в Сухопутные войска, ни в ВВС, ни ВМФ.

Сейчас мы с ними познакомимся.

Перед вами таблица № 2 с этими родами войск. Сопоставьте эти рода войск с их предназначением и сделайте выводы, дайте правильные ответы. 2мин.

Давайте ознакомимся с правильным вариантом (слайд № 4). О каких родах войск вы узнали?

Мы представляем, какие виды вооружения применяются в разных видах войск. Перед вами примеры вооружения разных видов войск (слайд №5). Назовите их. А что стоит на вооружении в РВСН? Космических войсках? ВДВ?

Давайте проверим, правы ли вы оказались.

Так что же входит в состав вооружения этих родов войск?

Военная организация нашего государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро, и другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений (военных округов, флотов, армий, флотилий, корпусов), соединений (дивизий, бригад), воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

Личный состав Вооруженных Сил России включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала.

СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

Национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Об этом нам постоянно напоминает история России — история ее войн и вооруженных конфликтов. Во все времена Россия боролась за свою независимость, с оружием в руках отстаивала свои национальные интересы, защищала народы других стран.

И сегодня России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны.

Состав и организационная структура вооруженных сил России

Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведавших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из трех видов вооруженных сил: Сухопутных войск, Воздушно-Космических Сил Военно-Морского Флота — и двух родов войск: Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-десантных войск, а также Тыла Вооруженных Сил и специальных войск.

Сухопутные войска - вид Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенный для прикрытия государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника. Оснащенные различными видами военной техники и оружия, они включают в себя органы военного управления, мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны (ПВО), являющиеся родами войск, а также специальные войска, воинские части и учреждения тыла, другие воинские части, учреждения, предприятия и организации.

Военно-Воздушные Силы - вид Вооруженных Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения противника с воздуха, повышения мобильности и обеспечения действий формирований видов Вооруженных Сил, ведения комплексной разведки и выполнения специальных задач.

Военно-Морской Флот России (ВМФ России) - вид Вооруженных Сил, предназначенный для обеспечения военной безопасности государства с океанских (морских) направлений, защиты стратегических интересов Российской Федерации в океанских, морских районах (зонах). Для управления и всестороннего обеспечения боевой и повседневной деятельности сил флот имеет системы управления, базирования и обеспечения. Флот возглавляется командующим.

Ракетные войска стратегического назначения - самостоятельной род войск, предназначенный для реализации мер ядерного сдерживания и поражения стратегических объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.

Космические войска — это принципиально новый самостоятельной род войск, который предназначен для вскрытия начала ракетного нападения на Российскую Федерацию и ее союзников; борьбы с баллистическими ракетами противника, атакующими обороняемый район; поддержания в установленном составе орбитальных группировок космических аппаратов военного и двойного назначения и обеспечения применения космических аппаратов по целевому назначению; контроля космического пространства; обеспечения выполнения Федеральной космической программы России, программ международного сотрудничества и коммерческих космических программ.

Воздушно-десантные войска - высокомобильный самостоятельной род войск, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу.

Воздушно-десантные войска способны самостоятельно или в составе группировок Сухопутных войск решать оперативные и тактические боевые задачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных

конфликтах.

Специальные войска предназначены для обеспечения боевой деятельности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и решения присущих им задач.

Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президенту Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны военное положение. Президент как Верховный главнокомандующий в пределах своих полномочий может издавать приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерство обороны.

Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе).

Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач.

Кроме того, имеются самостоятельные рода войск.

В Вооруженных Силах России — это Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска.

Военное искусство в России, как и во всем мире, подразделяется на три уровня:

- Тактика (искусство ведения боя). Отделение, взвод, рота, батальон, полк решают тактические задачи, т. е. ведут бой.

- Оперативное искусство (искусство ведения сражения, битвы). Дивизия, корпус, армия решают оперативные задачи, т. е. ведут сражение.

- Стратегия (искусство веления войны в целом). Фронт решает как оперативные, так и стратегические задачи, т. е. ведет крупные сражения, в результате которых меняется стратегическая обстановка и может решиться исход войны.

Отделение - самое маленькое воинское формировании в Вооруженных Силах Российской Федерации - отделение. Отделением командует младший сержант или сержант. Обычно в мотострелковом отделении 9-13 человек. В отделениях других родов войск численность личного состава отделения от 3 до 15 человек. Обычно отделение входит в состав взвода, но может существовать и вне взвода.

Взвод - несколько отделений составляют взвод. Обычно во взводе от 2 до 4 отделений, но возможно и большее количество. Во главе взвода стоит командир в офицерском звании — младший лейтенант, лейтенант или старший лейтенант. В среднем численность личного состава взвода колеблется от 9 до 45 человек. Обычно во всех родах войск наименование одно и то же — взвод. Обычно взвод входит в состав роты, но может существовать и самостоятельно.

Рота - несколько взводов составляют роту. Кроме того, в роту может входить и несколько самостоятельных отделений, не входящих ни в один из взводов. Например, в мотострелковой роте три мотострелковых взвода, пулеметное отделение, противотанковое отделение. Обычно рота состоит из 2-4 взводов, иногда и из большего числа взводов. Рота — это наименьшее формирование, имеющее тактическое значение, т. с. формирование, способное к самостоятельному выполнению небольших тактических задач на поле боя. Командир роты - капитан. В среднем численность роты может быть от 18 до 200 человек. Мотострелковые роты обычно около 130-150 человек, танковые роты 30-35 человек. Обычно рота входит в состав батальона, но нередко существование рот, как самостоятельных формирований. В артиллерии формирование этого типа называется батарея, в кавалерии эскадрон.

Батальон состоит из нескольких рот (обычно 2-4) и нескольких взводов, не входящих ни в одну из рот. Батальон одно из основных тактических формирований. Батальон, как и рота, взвод, отделение именуется по своему роду войск (танковый, мотострелковый, инженерно-саперный, связи). Но в батальон уже входят и формирования других родов оружия. Например, в мотострелковом батальоне, кроме мотострелковых рот есть минометная батарея, взвод материального обеспечения, взвод связи. Командир батальона - подполковник. Батальон уже имеет свой штаб. Обычно в среднем батальон в зависимости от рода войск может насчитывать от 250 до 950 человек. Впрочем, бывают батальоны численностью около 100 человек. В артиллерии формирование этого типа называется дивизион.

Полк — это основное тактическое формирование и совершенно автономное в хозяйственном смысле формирование. Командует полком полковник. Хотя полки именуются по родам войск (танковый, мотострелковый, связи, понтонно-мостовой и т. п.), но фактически это формирование, состоящее из подразделений многих родов войск, а наименование дается по преобладающему роду войск. Например, в мотострелковом полку два-три мотострелковых батальона, один танковый батальон, один артиллерийский дивизион (читай батальон), один зенит- но-ракетный дивизион, разведывательная рота, инженерно-саперная рота, рота связи, противотанковая батарея, взвод химической зашиты, ремонтная рота, рота материального обеспечения, оркестр, медицинский пункт. Численность личного состава полка от 900 до 2000 человек.

Бригада - также как и полк, бригада является основным тактическим формированием. Собственно, бригада занимает промежуточное положение между полком и дивизией. Структура бригады чаше всего такая же как и полка, однако батальонов и других подразделений в бригаде значительно больше. Так в мотострелковой бригаде мотострелковых и танковых батальонов в полтора - два раза больше, чем в полку. Бригада может состоять и из двух полков, плюс батальоны и роты вспомогательного назначения. В среднем в бригаде от 2 до 8 тыс. человек. Командир бригады, также как и в полку, полковник.

Дивизия — основное оперативно-тактическое формирование. Также как и полк именуется по преобладающему в ней роду войск. Однако преобладание того или иного рода войск значительно меньшее, чем в полку. Дивизия мотострелковая и танковая идентичны по своей структуре с той лишь разницей, что в мотострелковой дивизии два-три полка мотострелковые и один танковый, а в танковой дивизии наоборот — два-три полка танковые, а мотострелковый один. Кроме этих основных полков в дивизии один-два артиллерийских полка, один зенитно - ракетный полк, реактивный дивизион, ракетный дивизион, вертолетная эскадрилья, инженерно-саперный батальон, батальон связи, автомобильный батальон, разведывательный батальон, батальон радиоэлектронной борьбы, батальон материального обеспечения, ремонтно-восстановительный батальон, медико-санитарный батальон, рота химической защиты и несколько различных рот и взводов вспомогательных. Дивизии могут быть танковые, мотострелковые, артиллерийские, воздушно-десантные, ракетные и авиационные. В остальных родах войск, как правило, высшим формированием является полк или бригада. В среднем в дивизии 12-24 тыс. человек. Командир дивизии генерал-майор.

Корпус - как бригада является промежуточным формированием между полком и дивизией, так и корпус является промежуточным формированием между дивизией и армией. Корпус является общевойсковым формированием, т. е. обычно он лишен признака одного рода войск, хотя могут существовать и танковые или артиллерийские корпуса, т. е. корпуса с полным преобладанием в них танковых или артиллерийских дивизий. Общевойсковой корпус обычно именуется «армейский корпус». Единой структуры корпусов не существует. Всякий раз корпус формируется исходя из конкретной военной или военно-политической обстановки, и может состоять из двух-трех дивизий и различного количества формирований других родов войск. Обычно корпус создается там, где нецелесообразно создавать армию. Говорить о структуре и численности корпуса невозможно, ибо сколько существует или существовало корпусов, столько и существовало их структур. Командир корпуса генерал-лейтенант.

Армия — это крупное воинское формирование оперативного назначения. Армия включает в себя дивизии, полки, батальоны всех родов войск. Обычно армии уже не подразделяются по родам войск, хотя могут существовать танковые армии, где преобладают танковые дивизии. В составе армии может также находиться один или несколько корпусов. Говорить о структуре и численности армии невозможно, ибо сколько существует или существовало армий, столько и существовало их структур. Военнослужащий, стоящий во главе армии именуется уже не «командир», а «командующий армией». Обычно штатное звание командующего армией генерал-полковник. В мирное время армии как воинские формирования организуются редко. Обычно дивизии, полки, батальоны напрямую входят в состав округа.

Фронт (округ) — это наивысшее воинское формирование стратегического типа. Крупнее формирований не существует. Наименование «фронт» употребляется только в военное время для формирования, ведущего боевые действия. Для подобных формирований в мирное время, или находящихся в тылу используется наименование «округ» (военный округ). В состав фронта включается несколько армий, корпуса, дивизии, полки, батальоны всех родов войск. Состав и численность фронта может быть различна. По родам войск фронты никогда не подразделяются (т. е. не может быть танковый фронт, артиллерийский фронт и т. п.). Во главе фронта (округа) стоит командующий фронтом (округом) в звании генерал армии.

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением Военно-Морского Флота. Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное училище т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

Подразделение — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» — часть делится на подразделения.

К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.

Военно-административное деление Российской Федерации

Основной военно-административной единицей Российской Федерации является военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации.

С 1 декабря 2010 года в России согласно Указа Президента РФ от 21 сентября 2010 г. "О военно- административном делении Российской Федерации"

сформированы четыре военных округа:

Центральный военный округ;

Южный военный округ;

Западный военный округ;

Восточный военный округ.

ЗАДАЧИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты в сфере национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ) совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

- сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на интересы Российской Федерации;

- защита экономических и политических интересов РФ;

- осуществление силовых операций в мирное время;

- применение военной силы.

4. Закрепление изученного материала: первичный контроль, выставление оценок за урок (15 мин.)

Преподаватель раздаёт обучающимся лист самоконтроля, который необходимо заполнить на основе полученных знаний (слайд № 6). Время 2мин.

Преподаватель обращает внимание обучающихся на доску (слайд № 7). Критерии оценки: 5 – нет ошибок, 4 – 1,2 ошибки, 3 – 3 ошибки.

Затем преподаватель предлагает вернуться к плану урока для осмысления достижения цели и задач занятия. Какие существуют виды ВС РФ?

А что мы ещё узнали?

Затем преподаватель выставляет оценки.

5. Этап рефлексии учебной деятельности (3 мин.)

Преподаватель организует рефлексию, задаёт вопросы: Какова была основная цель? Удалось ли нам её достичь? Предлагает вам закончить фразу: «Я считаю, что все мужчины должны служить в армии, потому что….»

Вывод по итогам занятия (преподаватель совместно с обучающимися): Я не знаю, как сложится ваша дальнейшая жизнь. Но юношам служить в армии придётся, потому что это долг и обязанность каждого гражданина РФ. Любить свою Родину, гордиться своей страной, служить ей и защищать своё Отечество это достойно глубокого уважения.

4. Библиографический список


  1. Косолапова, Н. В., Прокопенко Н. А.Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва: КноРус, 2019. — 192 с.

Приложение № 1

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова»


Открытое учебное занятие

по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Преподаватель Н.Н. Касымов

Тема: «Структура ВС РФ. Виды и рода войск. История создания и предназначения. Другие войска РФ»

Количество часов – 2

Номер занятия по КТП – 22

Вид занятия: урок.

Тип занятия: комбинированный урок, изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель учебного занятия:

- формирование у обучающихся знаний военной организацией государства, состав ВС РФ, их руководство и управление. Изучение структуры вооруженных сил, ее организацию. Формирование представление об основных видах вооруженных сил и родах войск

Задачи занятия:

Обучающая:

  • изучить структуры вооруженных сил РФ, состав ВС РФ, их руководство и управление;

Развивающая:

  • расширить кругозор учащихся в вопросах представления о ВС РФ;

  • развивать умение работать в коллективе и индивидуально.

Воспитывающая:

  • повысить ответственность студентов за выполнение своих гражданских обязанностей.

Образовательные ресурсы: приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).

Учебное оборудование: раздаточный материал

Формы и методы обучения:

  • фронтальная, индивидуальная формы;

  • объяснительно-иллюстративный метод, учебная дискуссия, самостоятельная работа с печатным материалом.

Формируемые ОК, З,У:

  • ОК 01- 07, ОК 09;

  • Уметь различать виды и рода войск;

  • Знать: структуру ВС РФ их предназначение и задачи.

Элементы СОТ: технология формирования критического мышления.

Особенности группы: обучающиеся I курса, группа ИСП 8-22, уровень компетенции в области безопасности жизнедеятельности – средний.

В результате учебного занятия обучающиеся смогут:

Знать: структуру Вооруженных сил Российской Федерации, виды и рода войск их предназначения и задачи.

Уметь:

  1. рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой.

  2. описывать события, излагать факты, делать сообщения;

  3. понимать структуру ВС РФ;

  4. различать разные рода войск и их виды.


Ход учебного занятия:

  1. Организационный этап – 2 мин.

  2. Мобилизующий этап: объявление темы занятия, ее актуализация, постановка целей перед учащимися – 5 мин.

  3. Изучение нового материала с поэтапным закреплением– 65 мин.

3.1. Актуализация опорных знаний обучающихся: вопросно-ответная беседа, кластер – 25 мин.

3.2. Изучение нового материала по теме учебного занятия, запись в рабочих тетрадях структуры ВС РФ – 40 мин.

  1. Закрепление изученного материала: первичный контроль. Выставление оценок за урок – 15 мин.

  2. Рефлексия учебно-познавательной деятельности – 3 мин.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!