Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Безымянская средняя школа городского округа город Михайловка
Волгоградской области»
403303, Волгоградская область, Михайловский район, хутор Безымянка, ул.Советская, 61, т.8-844-63-6-18-52
Открытый урок
по окружающему миру в 1 классе
по теме: «Куда текут реки»
Учитель начальных классов:
Абрамова Татьяна Александровна
2017 г.
Цели урока:
Образовательные:
-расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;
-ознакомление со свойствами речной и морской воды;
-приобщение к работе с графической картой;
Развивающие:
-развитие познавательной сферы учащихся;
-развитие навыков и исследовательской деятельности с помощью карты, учебника;
-создание атмосферы эмоционального благополучия, психологического комфорта;
-развитие внимания, памяти, умения выражать свои мысли убедительно;
-расширение кругозора.
Воспитательные:
-воспитание любви к природе, родному краю, бережному отношению к природе.
Прогнозируемые результаты:
-первоклассники расширяют представление о реках и морях, о пресной и солёной воде
- познакомятся с тем, куда впадают реки
Учебные материалы:
- мультимедийный проектор
- глобус
- учебник; рабочая тетрадь
- 2 стакана с водой (пресная и морская)
- морская соль.
Ход урока
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Актуализация знаний, работа с классом.
Учитель: Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все – и млад, и стар,
Что она большущий шар. (Слайд №1)
(Дети: Земля.)
Учитель: Правильно, ребята. Наша земля имеет форму шара. А вот послушайте 2 загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Дети: глобус)
Учитель: А что такое глобус? (Модель Земли )
- Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте)
- Скажите, какого цвета на глобусе и на карте больше? (Синего)
- Вспомните, что на глобусе обозначается синим цветом и его оттенками? (Вода)
- А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)
- Чего больше на планете Земля? (Воды)
У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника? (Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый).
Учитель: К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши. Вода- это моря, океаны, реки нашей планеты.
- Послушайте стихотворение и скажите: о чём в нём говорится?
Речка, реченька, река.
Ты пришла издалека.
Что ты делала в пути,
Прежде, чем сюда прийти?
В роднике с одной синицей
Поделилась я водицей
А потом – с цветущим садом,
А потом - с огромным садом.
Целый город вечерком
Напоила я чайком.
А потом у берегов
Убаюкивала мальков.
Повстречала я плотину,
Покрутила я турбину.
Это мой речной поток
Вам даёт электроток.
- О чём шла речь в стихотворении? (о реке)
- Река постоянно движется. А куда она движется?
- Постановка проблемного вопроса
- Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: куда текут реки?
Слайд 2
А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.
- Изучение нового материала
Учитель: Ребята, а какая речка протекает по нашему хутору? (Безымянка)
- А знаете ли вы, где берет свое начало речка Безымянка и куда она впадает? А вот чтобы ответить на эти вопросы предлагаю вам посмотреть фильм.
( просмотр фильма: « Внучка Дона» 7 минут)
- Вода по речке Безымянка попадает в реку Медведица. Длина Медведицы-745 км. Слайд №3
Она протекает по Саратовской и Волгоградской областям. Русло реки извилистое, часто встречаются мели и песчаные островки. Медведица впадает в широкий и могучий Дон в 8 км выше г. Серафимовича. Слайд №4 Длина реки 1870 км. Дон – равнинная река и течет не спеша. Река Дон судоходна. Дон несёт свои воды в Азовское море.
Физкультминутка
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
(встать из-за парт)
Он назад поплыл сначала.
Раз, два.
(шаги назад)
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
(шаги вперёд)
И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразные движения руками)
Набирая полный ход.
(ходьба на месте)
Проблемный вопрос. Слайд № 5
- Чем различаются река и море? У реки видны два берега, а у моря другого берега не видно, так как оно очень большое.
- А вода в реке и море одинаковая или нет?
Учитель: Правильно. В море вода солёная, а в реке нет.
Практическая работа.
Учитель: Давайте приготовим морскую воду. (Ученики насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус.)
- А почему морская вода солёная?
Рассказ « Почему море соленое»
Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара. Они бегут к нему длинными извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! Почему? Да потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идёт под уклон. Потому-то все реки и текут к морю.
Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей.
Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.
И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом... Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испаряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу...
Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже не легко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.
Рефлексия учебной деятельности
- Куда текут реки?
- Где берет начало наша речка Безымянка?
Работа в рабочих тетрадях по окружающему миру стр. 43-45.
- Почему воду нужно беречь и охранять?
– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется.
О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?
Вывод: Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.
Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
Домашнее задание: стр.66-67 читать.