- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
- развитие операций мышления: сопоставления, выделение лишнего, анализа, обобщения, классификации;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- формирование умения взаимодействовать в группах на основе сочетательного диалога;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (отбор материалов из текста).
- дать представление о специальном транспорте в процессе работы с текстом.
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-корректировать собственные действия в процессе анализа работы.
- учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип проекта: групповой, внутриклассный.
Классификация проекта: информационный.
Продолжительность проекта: минипроект.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | (Звучит музыка « В гостях у сказки) В Ковернинском царстве, в Хохломском государстве жили-были ребята 2 класса. Жили они дружно, весело. Любили ходить всем классом в походы. И вот однажды пошли они в поход в лес. Идут они по лесной тропинке и видят стоит большой камень, а на нем написаны письмена, да не простые письмена, а секретные. А кто отгадает те письмена те и пойдут дальше. Поднимает великан Груды груза к облакам. Там, где встанет он потом Вырастает новый дом. (Подъемный кран) К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт, Если крот откроет рот. (Экскаватор) Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдёт он, станет гладко, Будет ровная площадка. (Бульдозер) Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином...(Автобус) - Какие ещё машины вы знаете? Назовите и расскажите, чем они помогают человеку. Молодцы ребята, все правильно! Посмотрите, сколько разных машин и все они помогают людям. -Как одним словом сказать, что это? | Отгадывают загадки транспорт | Регулятивные: организация учебного места Познавательные: анализ информации |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуаль-ного затруднения в пробном действии (7 мин) | И вдруг все засверкало, ударил сильный гром, и ребята попали в сказочный мир. Испугались ребята. Стоят, смотрят по сторонам, а мимо них: Чтение отрывка из сказки К.Чуковского «Тараканище». Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке. Волки на кобыле, Львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле. - Какой транспорт использовали звери? - Для чего нужен им был транспорт? - На ком было жалко ехать? Почему? - Какой транспорт встречается в русских народных сказках? - Кто на нём ездил? - Каким транспортом мы пользуемся? - Какая тема нашего урока? - Вспомните, составной частью чего является транспорт? -Транспорт является одной из отраслей чего? (экономика) | Велосипед, шарик, собаку, кобылу, автомобиль, метлу трамвайчик. Для передвижения. На собаке. Она была хромая Печка, ступа, гуси-лебеди, волк Емеля, Баба-Яга, Иванушка, Иван-царевич. Автобусом, автомобилем, поездом. Транспорт | Познавательные: Анализ информации, Синтез информации, выделение причинно-следственных связей |
3 | Этап постановки проблемы (4 мин) | - Задайте вопросы к слову «транспорт» | Задают вопросы Что такое транспорт? Какой бывает транспорт? Что относится к транспорту? Для чего нужен транспорт? Где бывает транспорт? Есть ли новые виды транспорта? Сколько видов транспорта? На какие группы можно разделить весь транспорт? Какие необычные виды транспорта существуют? | Познавательные: Формулировка проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других. Регулятивные: определение и понимание учебной задачи. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) | Посмотрите, сколько вопросов, а на все ли из них мы знаем ответы? Нет не на все. Давайте разделим все вопросы на 2 группы. В 1 гр. вопросы, на которые мы уже знаем ответы, а во вторую гр. те, ответы на которые нам предстоит еще найти. - Исходя из своего незнания поставьте цель на урок. Что такое транспорт 2. Узнать какой бывает транспорт 3. Какие необычные виды транспорта существуют. - Где или как мы можем добыть ответ на 1 вопрос? | Распределяют вопросы по группам Найти ответы на вопросы словарь, спросить у взрослых, найти ответ в интернете | Познавательные: Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли Регулятивные: Планирование деятельности и работа по плану. |
5 | Реализация построенного проекта (6 мин) | Постояли ребята, посмотрели и решили идти дальше. Шли они, шли и видят разделилась тропинка. Вместо одной тропинки вдаль бегут уже три. Стали думу думать, как им теперь быть. Думали, думали и решили разделиться на группы и идти по разным тропинкам. Работа группами: 1-я гр. – спрашивает у гостей, 2-я гр. – работает со словарем, 3-я гр. - ищет в Интернете на работу 3 мин. Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы. Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо» Мы нашли ответ на 1 вопрос? | Дети добывают знания в соответствии с заданиями, обсуждают в группе и докладывают на класс 1 человек от группы. На доске появляется запись: транспорт, стрелки и несколько значений слова. Учитель обращает внимание детей на то, что слово многозначное, но в рамках урока интерес представляет следующее значение слова: Тра́нспорт (от лат. trans — через и portare — нести) — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое. | Познавательные: Осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие. |
6 | Физкульт-минутка (2 мин) | Пошли ребята дальше по тропинке. Стало очень жарко. Ребята устали и решили отдохнуть. Вагончики зеленые Бегут, бегут, бегут. А круглые колесики Все тук, да тук, да тук. (Поезд) Загудел паровоз И вагончики повез Чох-чох, чох-чох, чу-чу Я далеко укачу. В небо ракета стрелою взлетела, В ней космонавт сильный и смелый. Самолет летит, летит, Летчик смелый в нем сидит. А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка Мы на берег спрыгнем ловко. И поскачем по лужайке Будто зайки, будто зайки. Мы ехали, ехали, К мосту подъехали Въехали, съехали Снова поехали Ехали, ехали К яме подъехали Яму объехали И к дому поехали. (Легковой автомобиль) | Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес. Дети поднимают вверх руки, делая их “лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета. Дети разводят руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом. Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы. Дети имитируют руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, “едут”, приседают, делают поворот, “едут”, останавливаются. | Коммуникативные: |
7 | Самостоя-тельная работа с самопровер-кой (6 мин) Первичное закрепление (5 мин) | После отдыха пошли ребята дальше по тропинке и на своем пути встретили бурную речку. Чтобы перебратся на другой берег надо ответить на вопросы. - Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов) - Какой транспорт вы знаете? - Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…? (первое транспортное средство – лошадь) - Какие современные виды транспорта вы знаете? - Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения.: по земле, по воде, в воздухе, под землей) - На какие группы можно разделить весь транспорт? - Мы подошли ко 2 вопросу: Какой бывает транспорт? Предлагаю поработать в группах. - У вас на столах картинки различных видов транспорта. Разделите все картинки на группы, для этого на конвертах даны основания для разбиения на группы в зависимости от выполняемой работы. Ребята, проверим себя, правы ли мы, правильно разделили на группы? Рассмотрите схемы, которые составил Серёжа. Выберите ту, которую вы считаете правильной. (Все 3 схемы верные, просто характеристики для группировок выбраны разные). - Какую мы выберем схему, если хотим разделить транспортные средства по их принадлежности кому-то (нижнюю). Приведите примеры личного транспорта, общественного. - Какая схема нам нужна, если мы хотим рассказать о средствах передвижения человека? (верхняя). Приведите примеры наземного транспорта Перечислите водные транспортные средства - Каким транспортом мы пользуемся, чтобы быстро попасть в город, находящийся за сотни километров от нас . Какой это вид транспорта? (воздушный). - Что относится к подземному транспорту? (метро) Но транспорт можно разделить на группы в зависимости от того, для чего он используется. Рассмотрите среднюю схему. Какие машины относятся к специальным? Какие номера телефонов написаны на них? Этим машинам, когда они едут с включенными проблесковыми маячками, водители должны уступать место. Почему? В каком режиме работают люди, которых обслуживают эти машины? (Круглосуточно). Почему? Ребята, мы ответили на второй вопрос? | Первая группа делит виды транспорта в зависимости от того где работает транспорт (наземный – водный – воздушный – подземный); 2 группа делит виды транспорта в зависимости от того какую работу выполняет транспорт (грузовой – легковой – специальный), 3 группа делит виды транспорта в зависимости от количества пассажиров и владельца транспортом (личный - общественный) Дети работают в группах, а затем по одному представителю выходят к доске и выступают. | Познавательные: Осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие. Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий, самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности |
8 | Включение в систему знаний и повторений (8 мин) | - Ребята, у нас остался еще один вопрос: Как избежать опасных ситуаций связанных с транспортом? (правила поведения). Как вы думаете можно без подготовки ответить на этот вопрос? Конечно, нет. Будь у нас много времени вы, конечно, могли бы поискать ответ сами, но у нас очень мало времени, и я хотела познакомить вас сама с этими необычными видами транспорта, думаю, вам будет интересно. (Учитель щелкает слайды с необычными видами транспорта и рассказывает о них) -Долго путешествовали ребята по волшебной стране. Смотрят, а солнышко уже за горизонт садится. Домой пора возвращаться. Идти пешком далеко. Ребята, а давайте придумаем свое транспортное средство. И домой отправимся на нем. | Дети выполняют придумывают свое транспортное средство. | Познавательные: структурирование информации, классификация |
9 | Д/З | - Итак, ребята, мы ответили на последний вопрос нашего урока. Но у нас остались вопросы, на которые мы не знаем ответов. Как же быть с ними? Можно взять на домашнее задание, по желанию. А для всех домашним заданием будет в рабочей тетради на стр. 73-77. | Ребята записывают домашнее задание (по выбору) | |
10 | Рефлексия (3 мин) | И так, ребята, подведем итог урока -Достигли ли мы цели, поставленные в начале урока? Можем ли мы теперь ответить на вопросы, которые нас интересовали? . - Что такое транспорт? Кто из вас каждый день пользуется общественным транспортом? Поднимите руку. А как вас назвать? А какие правила безопасности нужно соблюдать в автобусе? А кто из вас приходит в школу пешком? Вы кто? (пешеходы) А что вы должны соблюдать? - Спасибо за урок! Урок окончен. | Ученики отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою работу на уроке, закрашивая определенный сигнал светофора. | Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности |