СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру на тему :"Жизнь леса " 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру на тему :"Жизнь леса " 4 класс»

,Дата: 01.12.2017

Тема: Жизнь леса

Цели: сформировать представления учащихся о лесе как при­родном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обита­телей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов, развивать творческие способности учащихся, воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.

Планируемые результаты: Предметные: Метапредметные: познавательные УУД: устанавливать причин­но-следственные связи и зависимости между объектами, высказы­вать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуника­тивные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные УУД:действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые кор­рективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные: проявлять интерес к изучению темы, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:учебник, презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

- Какие типы почв в нашем крае? Дайте их характеристику.

2. Тест (Слайд 2)

1. Характерные почвы нашего края:

а) черноземы в) тундровые

б) подзолистые г) серые лесные

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре в) в степях

б) в лесной зоне г) в пустынях

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка в) глины

б) перегноя г) солей '

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода в) камни

б) воздух г) соли

5. Из остатков умерших растений и животных под воздейст­вием микроорганизмов образуется:

а) песок в) перегной

б) глина г) ил

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух

г) камни, удобрения, грязь

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные поло­сы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения

г) прекратить сельскохозяйственную деятельность

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:

а) 100-150 лет в) 250-300лет

б) 5—10 лет г) 1—2 года

9. Какое из высказываний верно?

а) Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие.

б) Внесение в почву большого количества удобрений при­водит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.

в) Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

г) Почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки на­секомых, бактерии.

3. Индивидуальное задание на карточке

— Найдите ошибки в тексте. Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало

типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За пло­дородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

— Доскажи слово (Слайд 3)

• Органическая масса, получаемая из остатков растений и живот­ных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

• Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

• Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрых­лителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)

• Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

• Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

• Это живые организмы, под действием которых из остатков расте­ний образуется перегной. (Микробы.)

• Это питательное вещество образуется из перегноя под воздейст­вием микроорганизмов. (Соли.)

III. Мотивационно-целевой этап

— О чем идет речь в загадке?

Город этот непростой,

Он дремучий и густой. (Лес.)(Слайд 4)

— Почему он назван городом? (Предположения детей.)

— О чем будем говорить на уроке? (Олесе.)

— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Жизнь леса».)

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит.

И. Никитин

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания

—А как вы понимаете, что такое лес? (Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы)

— Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

—Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»? (Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой)

—СООБЩЕСТВО - группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

—Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.

1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Слайд 5)(Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

— Приведите примеры первого яруса.

2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники). Давайте приведем примеры?(Слайд 6)

3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы).(Слайд 7)

4 ярус – это мхи и лишайники.(Слайд 8)

— Для кого лес является домом?

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.

—Назовите обитателей леса.

—Сядьте группами. У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными. Попробуйте расселить животных по месту их обитания. Наклеивайте животных на картинку.

—А теперь проверьте, правильно ли вы расселили животных. У кого есть ошибки.

— Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга?

—Почему?

1. Работа в группах

Ученики выполняют задание 1 на с. 164 учеб­ника. Результаты работы записывают на с. 76 рабочей тетради. (Коллективная проверка.)

2. Работа в парах

(Ученики выполняют задание 2 на с. 164 учебника.)

Родной край - часть большой страны

- Расскажите об экологических связях в смешанном лесу. (Высказывания детей.)

— Что такое лес? Дайте определение. (Ответы детей.)

— Проверим ваши ответы по тексту учебника.

3. Работа по учебнику С. 164-165

— Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы к нему. (Ученики читают текст самостоятельно.Вопросы друг другузадают в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)

V. Первичное закрепление

Моделирование

(Ученики в парах строят модель цепи питания. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лес­ного сообщества. Например: ель -» жук — дятел — ястреб; сосна (шишка)белка ласка —волк.)

— Выполните задание 4 на с. 77 рабочей тетради.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Работа по учебнику

с. 168(Ученики читают текст и составляют рассказ об экологиче­ских связях в сообществе леса.)

Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое по­вреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.

— Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых де­ревьев это польза, а для старых нет.)

Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

2. Работа в парах

— Составим рассказ о лесном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)(Слайд 10)

Золотое правило грибника: «Не знаешь — не бери!»

Игра «Да нет»

(Учитель задает вопрос, дети отвечают «да» или «нет».)

— Грибы — это растения? (Нет.)

— Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы? Да.)

— Рыжик, лисичка - съедобные грибы? (Да.)

— Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.)

— Животные едят несъедобные грибы? (Да.)

— Может ли гриб дерево съесть? Да.)

— Самый ядовитый гриб — мухомор? (Нет.)

— Съедобен ли дождевик? (Да.)

— За грибами следует отправляться днем? (Нет.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? (Слайд 11)

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 169 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Что нового вы узнали для себя на уроке?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Поблагодарите своего соседа за урок. (Самооценка.Комментарий учителя.)

X. Домашнее задание(Слайд 12)

1. Прочитать текст на с. 164—169 учебника.

2. Выполнить задания 2, 3 на с. 76—77 рабочей тетради.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!