СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе Тема: «Охрана животных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Охрана животных»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: расширить и углубить знания учащихся о животных; раскрыть основные причины сокращения численности животных; формирование чувства ответственности за всё живое; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; развивать мышление детей; учить сравнивать, обобщать; наблюдать; создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру в 3 классе Тема: «Охрана животных»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мунинская СОШ»


МР «Ботлихский район»



Открытый урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: «Охрана животных»











Разработала и провела урок учитель начальных классов

Магомедова Патимат Магомеднуровна



Тема урока: «Охрана животных»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: расширить и углубить знания учащихся о животных; раскрыть основные причины сокращения численности животных; формирование чувства ответственности за всё живое; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; развивать мышление детей; учить сравнивать, обобщать; наблюдать; создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимися.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать экологическую компетентность.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес учащихся;

  • Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.

  • Развивать творческую активность детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе;

  • Воспитывать любовь к  Родине.

Планируемые результаты:

  • Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Предметные: учащиеся научатся объяснять, по­чему многие животные стали редкими, как нужно охранять живот­ных, оценивать поступки людей по отношению к природе, форму­лировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

  • Личностные: формирование установки к бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Технология обучения: информационно-коммуникационные; технология самообразования; технология обучения в сотрудничестве на основе малых групп.

Литература: учебник окружающего мира для 3 класса, 1 часть. Автор – Плешаков А.А

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки для работы в группах, текстовая информация, образные объекты (фото, рисунки).

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Самоопределение к деятельности

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление изученного материала

  6. Рефлексия

  7. Итог урока

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд

Здравствуйте, ребята!


Звонок прозвенел и напомнил опять,
Что время нельзя нам напрасно терять.
Кто временем нашим привык дорожить,
Тому будет легче победу добыть.


«Окружающий нас мир интересно познавать.

Его тайны и загадки все готовы разгадать!»

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Слайд

  1. Загадка

Домашние ласкаются,

а дикие кусаются.

Они повсюду и везде:

на суше, в небе и в воде,

лесные есть, болотные.

Зовём мы их… (животные).

Как называется наука о животных? (зоология)

Учёные – зоологи делят царство животных на большое число групп.

Сейчас мы с вами вспомним некоторые из них.


Для проверки ваших знаний о животных я предлагаю вам сыграть в игру.

  1. Игра «Расставь животных по своим группам» (Работа у доски, учащиеся расставляют животных по группам: птицы, звери, насекомые, рыбы).

А какие ещё групп животных вы знаете? (Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся)

  1. Работа по карточкам с взаимопроверкой. (Проверка знаний учащихся по темам: «Размножение и развитие животных», «Группы по особенности питания».)

Карточка 1 (1 вариант)

Заполните пропуски в схемах развития животных.

Яйцо – личинка - ….. - бабочка. (Куколка)

Икринка -…………. - лягушка. (Головастик)

Яйцо - …………….… - взрослая птица. (Птенец)


Карточка 2 (2 вариант)

Определите группы животных по типу питания (укажи стрелочками)

Хищные – синица, воробей, дятел. (Насекомоядные)

Всеядные – лось, олень, заяц, белка, мышь.( Растительноядные)

Насекомоядные – волк, лиса, муравьи, сова, филин. (Хищные)

Растительноядные – медведь, кабан, барсук, ворона, сорока. (Всеядные)


  1. Самоопределение к деятельности

Слайд

А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы.

Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. 

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы животные не исчезали? (Охранять)

Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Охрана животных)




Сообщение темы урока (слайд)

Верно, тема нашего урока «Охрана животных».

Посмотрите на опорные слова и сформулируйте цели и задачи урока. (Красная книга, заповедники, животные, правила)

(Узнать о Красной книге? Какие животные занесены в Красную книгу, познакомиться с заповедниками, узнать правила поведения в природе.)

  1. Изучение нового материла

    1. Беседа

Слайд

К нам пришло письмо с просьбой о помощи.

Прочитаем его. (ученик открывает конверт и зачитывает письмо

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».

Кто обратился к нам за помощью? (сова) 

  • Что вы узнали об этой птице из письма?

  • Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!

  • Какое значение имеют животные в жизни человека? (ответы детей)


Слайд

    1.  Значение животных в природе и в жизни людей

Пища (молоко, мясо, яйца, мед)

Одежда (шерсть, кожа, замша)

Обувь (кожа, замша, валяная шерсть)

Лекарства (яд змей, пчелиные продукты)

Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд)

Предметы домашней обстановки (ковры, подушки)

Красота природы

Помощь растениям


  • Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания детей)

Слайд

    1. Причины исчезновения животных:

  • Вырубка лесов.

  • Уничтожение растений.

  • Загрязнение воды.

  • Охота.

  • Разрушение и загрязнение почв.

    1. Знакомство с Красной книгой

С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

Для чего нужна Красная книга


(Она нас информирует - какие растения и животные в опасности).

Хотите узнать, откуда к нам пришла Красная книга?


В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Послушайте стихотворение о книге: (учитель читает стих) (слайд)


Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!


А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей? (Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения).

Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.



Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.

В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных.

Это - морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби.


    1. Знакомство с животными Красной книги. 

Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Рассказы учащихся о животных сопровождаются слайдами).


Слайд

Жук-красотел особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.

Слайд

Тигр  - прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча - олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр - самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.

Слайд

Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко-розовое. Крылья - короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

Слайд

Беркут - очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица. Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута различны, но основные - преследование и беспокойство на гнездовьях.

Слайд

Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.

Слайд

Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800грамм, а длина туловища – 30см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.


Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились рассказы ребят, а вам?


  1. Физкультминутка

Наша сова так заслушалась, чуть не задремала. Давайте поможем ей взбодриться и проведем физкультминутку.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.


Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.


Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим.

На полянку мы заходим

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

  1. Закрепление изученного материала

Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы.

А сейчас покажем сове, как мы умеем работать по учебнику. Откройте учебник на стр. 108 и прочитайте текст.

Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя)

Работа в группах

Игра «Экологические правила»

А сейчас давайте проверим, знаете ли вы экологические правила. Соберите правило к соответствующему знаку. (Каждой группе даётся знак, к которому они собирают правило из словосочетаний.)

Прочитайте, что у вас получилось.

  • Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

  • Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать разорить хищники.

  • Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лес или парк. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных зверей.

  • Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

  1. Рефлексия

Я узнал……..

Я удивился…..

Я запомнил……

Меня поразило то, что…….

  1. Итог урока

Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.



Домашнее задание

Учебник стр. 106 -111, придумать и нарисовать новые знаки правильного поведения в природе.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!