ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ ТЕМА: «Охрана животных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  В 3 КЛАССЕ  ТЕМА: «Охрана животных»

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ ТЕМА: «Охрана животных»»

Тема: Охрана животных. 

Цель: создание условий для усвоения обучающимися знаний о Красной книге и животных, которые в нее внесены; формирование целостного взгляда на проблемы сохранности живой природы и места человека в ней.

Задачи:

Образовательные: познакомить с Красной книгой, с редкими растениями и животными, занесенными в Красную книгу

Развивающие: способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы;  развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе

 Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Планируемые результаты

Предметные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесённых в Красную книгу

Метапредметные  УУД:  познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Регулятивные: использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений

Оборудование:  презентация, учебники, рабочие тетради, карточки для самостоятельной работы (текст, пословицы).

                                                              Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие гостей.

Я тоже хочу вас поприветствовать. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.  

 Доброе утро всем девочкам!

 Доброе утро всем мальчикам!

 Доброе утро всем тем, кто чистил сегодня зубы!

 Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!

 Доброе утро всем, кто любит конфеты!

 Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!

2Актуализация знаний.   Проверка д/з.

 - Вспомним, что говорили о животных на предыдущих уроках. Подумайте и ответьте на вопросы:

- Как называется наука о животных?

- Назовите царства животных по их описанию. Слайд 2

Какие царства не назвали?

- Какая из цепей питания указана правильно? (на доске)

а) сосна → дятел → жук-короед;

 б) слизни → капуста → жаба;

в) рожь → мышь → змеи → орлы;

- Что будет, если в цепи питания «рожь → мышь → лисы», люди уничтожат лис?

-Давайте вспомним, как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы?

- Подумайте и вставьте пропущенное слово: Слайд 3

а) яйцо →………→ взрослая птица

б) икринка → ………… → лягушка (головастик)

в)   …… → малёк → взрослая рыба (икринка)

г) яйцо → личинка → …………. → бабочка (куколка).

- Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных?

3. Самоопределение к деятельности.
а) Постановка проблемы (рассказ – задача), беседа
- Ребята, послушайте, какой случай произошел однажды в лесу… слайд 4

Как – то раз пошли мальчишки в лес по грибы. И вдруг увидели ежа. Они решили его взять домой. А у ежихи были маленькие ежата. Мама-ежиха только на минуту оставила своих ежат, чтобы добыть им корм. Так маленькие ежата остались одни без матери.
- Ребята, как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? ( Они погибнут.)
- Пострадает ли природа, если погибнут маленькие ежата? (Да, пострадают)
-  Как вы думаете это - маленькая рана или большая? (Маленькая)
- Это - маленькая рана. Но для природы нет разницы, маленькая это рана или большая. Природа страдает от нанесенных ран, как от больших, так и самых маленьких.
- Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков?
(Нужно отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)
- К чему может привести такое отношение людей к природе?
( Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают)
- Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отрицательное)
- Чтобы животные не исчезли надо их…?
- Кто догадался, как называется тема урока? На какие важные вопросы мы ответим на уроке?
б) Формулирование темы и задачи урока
- Правильно, ребята, тема нашего урока: «Охрана животных». Мы познакомимся с Красной книгой, с животными, которые находятся под угрозой исчезновения и сформулируем экологические правила.
Эпиграфом нашего урока я взяла слова Р. Рождественского: « Если завтра погибнет мир, он погибнет по вашей вине, равнодушные» (на доске).

 К этим словам мы еще с вами вернемся.  

4 Изучение нового материала.

Слайд 5

- Какое значение имеют животные в жизни  человека и в природе?

Пища    (молоко, мясо, яйца, мед)

Одежда   (шерсть, кожа, замша)

Обувь   (кожа, замша, валяная шерсть)

Лекарства   (яд змей, пчелиные продукты)

Помощники   (собака, лошадь, кошка, верблюд)

Предметы домашней обстановки  (ковры, подушки)

Красота природы.

Рассказ учителя «Как прекрасен этот мир!» слайд 6

- Посмотрите на этих животных. Как прекрасны эти создания природы!!! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: одни исчезли с лица земли, другим угрожает опасность исчезновения.  Слайд 7 (Видео ролик Красная книга, поёт песню Газманов).

- Какие животные исчезли с лица Земли? Какие на грани исчезновения? Какую книгу показывали в начале ролика? Что такое Красная книга?

-Как вы думаете, почему многих  животных становится меньше на Земле? (высказывания детей)  

Причины исчезновения   животных: слайд 8

  • Вырубка лесов.

  • Уничтожение растений.

  • Загрязнение воды.

  • Охота.

  • Разрушение и загрязнение почв.

Работа в тетради с.63 №1, 2
Знакомство с Красной книгой.
а) Рассказ учителя
- Люди думали, что природа будет неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все само собой восстановиться. И просчитались. Например, красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке страны, как подсчитали, осталось примерно 200 животных.
Международный союз охраны природы подготовил список редких млекопитающихся и птиц. В 1966 году этот список был оформлен в специальную книгу, которую назвали Красной. Слайд 9
б) Работа в парах (можно подчёркивать ответы). 
- Что же расскажет нам Красная книга? 

Задание 1 паре:  Откуда к нам пришла Красная книга?

Задание 2 паре: Как вы думаете, почему был выбран красный цвет? Какого цвета остальные страницы Международной Красной книги? 

 Задание 3 паре: Расскажите, какие животные занесены на черных, красных и желтых страницах Международной Красной книги? 
Задание 4 паре: Расскажите, какие животные занесены на белых, серых и зеленых страницах Международной Красной книги? 

(Работа с текстом для 1 пары)

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. Она хранится в Швейцарии. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги.

(Работа с текстом для 2- 4 пар)

Красный цвет Красной книги был выбран потому, что красный цвет - сигнал тревоги, надвигающейся опасности, сигнал SOS, дальше так нельзя! Международная Красная книга состоит из цветных страниц: черных, белых, серых, красных, желтых, зеленых. На страницы черного цвета занесены - списки тех животных, которых мы никогда не увидим. На страницы красного - особо редкие и исчезающие. Желтая страница расскажет о животных, количество которых быстро снижается, которым грозит опасность «переселения» на опасные красные страницы. На белых страницах разместились животные, которых всегда было немного. В серые страницы внесены животные, которые очень мало изучены и обитают в труднодоступных местах.

Зеленые страницы расскажут нам о животных, которых удалось спасти.

 - Ребята, начнем путешествие по страницам Красной книги.
Выступление детей.

Вывод. 
- Ребята, для чего нужна Красная книга?
- Правильно, ребята, необходимо не только знать, какие животные входят в Красную книгу. Но и беречь и охранять природу.

Виды Красных книг. Слайд 10

5. Физминутка.  (Включается аудиозапись с голосами птиц)

Слайд 11
- Ребята, а сейчас представьте, что мы очутились в лесу. Мы идем по зелененькой пушистой травке. Светит ласковое теплое солнышко. Птицы поют свои прекрасные песни. Вот рядом пролетает бабочка. Кругом пахнет душистой земляникой. Мы полной грудью вдыхаем этот запах. У нас даже немножко кружится голова. А это ещё кто? (появляется хомяк)

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки) -
Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам).
Хомка раненько встает (движения на растяжку),
Щечки моет, шейку трет (потирание лица и шеи).
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку  (марширование на месте):
Раз, два, три, четыре, пять  (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать  (напряжение мышц рук).

Как прекрасен этот лес! Не будем нарушать его тишину.


6. Первичное усвоение новых знаний. Работа с учебником. Слайд 12

Прочитайте текст о животных: (с. 114-115) 1 вариант о первых двух, 2 вариант о следующих трёх. Расскажите об одном из них.

Самостоятельная работа по вариантам. 2 уч-ся по атласу - определителю.

Рассказы учащихся о животных.

Работа в группах. Работаем дружно и слаженно.

- Впишите в пословицу недостающее животное (на карточках).

1 группа

♦ ……… ноги кормят.

♦ Каждая …………….. свой хвост нахваливает.

♦ Знает …………….., чье мясо съела.

♦ Из пасти …………….. добычу не вытащишь.

 ♦ Пуганый ………….. и пенька боится. 

 2 группа

♦ Худо овцам, где ………………….. в пастухах.

♦ Два ……………………..в одной берлоге не уживутся.

♦ ……………. и во сне кур считает.

♦ За двумя …………….. погонишься - и одного не поймаешь.

♦  Кошки грызутся — ……………. раздолье.

Слайд 13

Береги природу! (выразительное чтение на фоне музыки)

1 уч-ся

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б только птицы знали,
И если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
А в небе стая журавлей.
Так грустно над землей кружится.
Земля, скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?


2 уч-ся

Тогда бы мертвым небо стало
И – тишина в пустых лугах.
И может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи.
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, так уныло…
Опомнись, вздрогни человек.
Не долог на Земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем мы здесь себя прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферой зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой.
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу навек.

- О чём заставляет задуматься стихотворение?

- Что делают для того, чтобы животных становилось больше? Где их разводят? Слайд 14

На с.108 изображены бобры и соболь. Благодаря именно заповедникам, зоопаркам, национальным паркам и заказникам  их стало больше.

- Ребята посмотрите на иллюстрации с экологическими знаками в учебнике с.109 и постарайтесь сформулировать экологические правила.
- А какие правила Вы можете сами предложить?

- не оставлять мусор на природе; 
- не ломать ветви, не выдирать кустарники, не повреждать кору; 
- не забирать лесных животных домой;
- не кричать в лесу и не включать громко музыку.
- Правильно, ребята, т.е. если мы вернемся к словам Р. Рождественского, то мы не должны быть… (равнодушными)
- А, как мы с вами сможем помочь природе? Какой вклад можем внести в охрану природы? 
- Я верю вам, что вы правильно будете вести себя в природе, потому что знаю, что вы любите природу, любите животных, об этом говорят ваши рисунки на тему «Мое любимое животное».
8.Рефлексия Слайд 15
- Ребята, подведем итог нашего урока. Для этого воспользуйтесь фразами:
«Я узнал…», «Я удивился…», «Я запомнил…». «Меня поразило то, что…» и выскажите свое мнение.
9. Творческое домашнее задание. Оценки. Слайд 16
- Предлагаю Вам выбрать домашнее задание по душе и выполнить его.
1. Подобрать пословицы о важности природы и бережном к ней отношении. 
2.Подготовить сообщение о редких животных Воронежской области.
3.Придумать и нарисовать свои экологические знаки.

Учебник с.106-111. Работа в тетради с.64, 65




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей