Открытый урок окружающего мира в 4 классе
по теме
«Страна, открывшая путь в космос»
Учитель начальных классов
Полунина Татьяна Леонидовна
Тема
«Страна, открывшая путь в космос».
Цель
Формировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время.
Задачи
Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.
Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.
Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, расширять словарный запас.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи
И успеха всем в придачу.
2. Проверка домашнего задания ,графический диктант.
Учитель. На прошлом уроке мы с вами прошли тему «Великая война и великая победа». Мы знаем, что победа досталась нашему народу дорогой ценой . И сейчас я предлагаю вам выполнить графический диктант. У вас на партах лежат листки . Если высказывание верное, то ставят «+», неверное – «–». Смотрим на экран и проверяем .Оцените себя. Поставьте оценку в листе самооценки.(ставят оценку в лист самоконтроля)
Графический диктант
1. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года.
2. На СССР Германия напала 22 июня 1941 года.
3. Шесть городов получили звание «город-герой».
4. Блокада Ленинграда длилась 800 дней.
5. В 1943 году советские войска перешла в наступление.
6. Летом 1943 года разгорелось сражение под Курском.
7. В 1945 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков.
8. В апреле 1945 года начался штурм Берлина.
9. Штурмом руководил полковник Г. К. Жуков.
10. 9 мая – День Победы.
11. Свыше 27 миллионов человек потеряла наша страна в этой войне.
Ответы: 1 (+). 2 (+). 3 (–). 4 (–). 5 (–). 6 (+). 7 (–). 8 (+). 9 (+). 10 (+). 11 (+).
Сообщение темы урока
Отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.
Определение темы урока.
-Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто это? (Космонавт)
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд.
(Ракета)
- Какая тема объединяет отгадки этих загадок? (Космос)
-Сегодня тема нашего урока «Страна, открывшая путь в космос».
-Какие задачи мы поставим перед собой?( познакомиться с историей освоения космоса ,с первыми космонавтами , развивать интерес к изучению космоса и космонавтики).
- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, попробуем выяснить значение освоения космоса в истории человечества. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.
-Первым шагнул в космос, в просторы Вселенной, Советский Союз. Было это в 50-е годы прошлого века, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые войной с фашизмом: восстановить города и сёла, наладить достаточное производство различных товаров. В США и других странах считали, что нам понадобиться не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чём-то их обогнать..
В умах ученых много лет
Жила мечта заветная –
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
- Ребята, а что такое космос?
- Ребята , а что вы представляете, когда слышите слова «космос», «вселенная», «безвоздушное пространство» (Звёзды, млечный путь, огромное небо, Солнце, Луна, Земля, космический корабль, планеты солнечной системы)
- Слово «космос» в переводе с греческого языка означает «мир», «Вселенная». От греков слово «космос» перешло в современную науку, как синоним Вселенной.
КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука.
. Работа по карточкам. «Космический словарь».
«Знакомство с «космическим» словарём».
На партах у вас лежат листки с «КОСМИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ». Давайте прочитаем и запомним значение слов.
Космонавтика – отрасль науки для исследования и освоения космического пространства
Космодром – комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей.
Космический корабль – космический аппарат для полёта человека в космос.
Космонавт – человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.
Скафандр – индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных.
Иллюминатор – застеклённое непроницаемое окно на корабле.
Орбита – от латинского «orbita» - колея, путь.
Орбитальная станция – пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время функционирующий на орбите.
Невесомость – состояние, при котором отсутствует сила притяжения. (Сведения из Энциклопедического словаря).
Основоположником космонавтики и ракетостроения стал Константин Эдуардович Циолковский. Именно он обосновал возможность использования ракеты для полётов в космическое пространство.
Сообщение: ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович родился в семье лесничего. Перенеся в 14-летнем возрасте скарлатину, он практически потерял слух и учился самостоятельно. В 1879 сдал экстерном экзамены на звание учителя, и был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище (Калужская губерния) Циолковский работал над проблемами создания дирижабля ,занимался главным образом теорией движения ракет. Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей – фантастов.
-Простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики , верил, что человечество устремится к другим мирам. Он писал: « Человечество в погоне за светом и пространством сначала робко проникает за пределы атмосферы, а затем завоюет всё околосолнечное пространство…»
Позже идеи Циолковского были развиты другими выдающимися учеными. Один из них – учёный-конструктор Сергей Павлович Королёв. Именно он воплотил в жизнь самые заветные мечты своего предшественника.
Сообщение: Сергей Павлович Королев - советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Основатель практической космонавтики. Самая крупная фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.
Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто.
- Можно ли полететь в космос на самолете или вертолете? Почему?
Давайте разберемся, как летает ракета.
Организует проведение опыта.
- Для этого проведём небольшой опыт. На каждой парте есть воздушный шарик. Надуйте его и отпустите.
- Что происходит с шариком? (шарик стремительно носится по классу из стороны в сторону).
- Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причем сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.
По такому же принципу взлетает ракета. Топливо сгорает и образуется раскалённый газ, который вырывается через узкое отверстие – сопло, толкая ракету и заставляя её лететь вверх, преодолевая земное притяжение.
ФИЗМИНУТКА
Глазодвигательные упражнения. Проверим , внимательны ли вы.
- Космонавтам в полёте нужно быть очень внимательными, уметь всё замечать.
Чтобы нас не подвело зрение , выполним упражнение: встаньте, не поворачивая головы, найдите глазами звёзды разного цвета: красные, голубые, желтые, зелёные, оранжевые (дети выполняют глазодвигательные упражнения).
Сосчитайте , сколько звёзд разного цвета находится на нашем небе.
Наша страна первой вышла в космос. 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его вес составлял около 84 кг, удаление от Земли – до 900 км. Первый спутник несколько месяцев кружил вокруг Земли.
В кабине второго спутника уже была собака Лайка, снабжённая всем необходимым для жизни.
Через два года в космосе заработали автоматические межпланетные станции. А ещё через год запущен космический корабль, на борту которого были собаки Стрелка и Белка.
И спустя 3 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек.
Откройте учебник на стр 147, прочитаем последний абзац.(читает Света Хаперская)
- Кто был первым космонавтом?
- Когда Ю.А.Гагарин совершил свой первый полёт?
За Белкою и Стрелкою следя…
В апреле вдруг рванулась ввысь ракета,
Гагаринской улыбкою слепя.
«Поехали!» - над миром прозвучало,
И захлестнула сразу всех любви волна!
- Видеосюжет « Первый полёт человека в космос».
Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась.
-12 апреля мы отмечаем День Космонавтики.
- Сообщение о Ю.А.Гагарине (читает ученик).
Краткая биография. Ю. Гагарина.
Ю. А. Гагарин родился в семье колхозника в селе КлушиноГжатского района Смоленской области. В детстве был подвижен и любознателен. Любил мастерить игрушечные самолетики. В 17 лет с отличием окончил ремесленное училище, затем поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков – испытателей, был зачислен в отряд космонавтов. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был веселым и заботливым человеком. Не любил ссор, наоборот, часто шутил и мирил всех своим задорным смехом.
12 апреля 1961 года Ю. Гагарин впервые в мире совершил полет в космос на одноместном космическом корабле «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут.
Другим первооткрывателем-космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос
Продолжение работы по теме урока.
– Теперь я проверю, как вы запомнили космическую азбуку. На парте лежат конверты, откройте их .Соедините название слова с его определением. Оцените свою работу .
Физминутка. (проводит ученик)
Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре – и на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднялись,
Быстро, быстро руки вниз.
Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!
Работа с учебником.
– Откройте учебник (с. 151), прочитаем материал о космической путешественнице 2 абзац ( читает Кира), с 152-3 (Ангелина) и 4 абзацы(Катя)
Ответим на вопросы:
1. Как называлась наша орбитальная станция?
(«Мир».)
2. Когда она появилась на орбите Земли? (20 февраля 1986 года.)
3. Что и когда с ней случилось? (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане.)
– как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?
На доске прикреплены перевернутые карточки , прочитаем:
• Слежение за погодой.
• Управление полетами самолетов.
• Управление курсом кораблей в океанах.
• Передача телевизионного сигнала.
• Организация телефонной связи.
• Изобретение новых лекарств в космосе.
• Открытие новых звёзд астрономами.
• Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты.
Исследование недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых.
• Ведение военной разведки с целью защиты границы нашей Родины от врагов.
• Изучение поверхности Земли и других планет и др.
– Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе.
– После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: Герман Титов и Андриян Николаев, Алексей Леонов ,Валентина Терешкова (первая женщина-космонавт) и Светлана Савицкая и многие другие. (Демонстрирует портреты космонавтов на зкране.)
Значение освоения космоса в жизни человечества очень велико.
Закрепление нового материала.
У вас на столах лежат тесты.
Ответьте на вопросы, обведите буквы с правильным ответом.
Тест
1. Кто был первым космонавтом , вышедшим в открытый космос?
а) Ю. А. Гагарин
з) А. Леонов
р) В. В. Терешкова
2.Кого называют основателем современной космонавтики?
к) Г.С. Титов
е) К.Э. Циолковский
д) Ю .А. Гагарин
3..Как назывался первый космический корабль?
в) «Мир»
и) «Союз»
м) «Восток»
4. В каком году человек впервые полетел в космос?
н) 1951 год
л) 1961 год
д) 1957 год
5. Кто был первым живым существом, полетевшим в космос?
с) кошка
м) попугай
я) собака
По выделенным буквам прочитайте слово. Какое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ)
Оцените свою работу.
Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна.
После полёта он написал: «Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить
и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
– Действительно, как прекрасна наша планета – Земля! Наша страна – Россия – является частью этой прекрасной планеты.
Завершая наш урок ,мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире…»:
• Первыми запустили искусственный спутник Земли.
• Первыми совершили пилотируемый космический полет.
• Первыми направили космическую станцию на Луну.
• Первыми создали искусственный спутник Луны.
• Первыми вышли в открытый космос.
• Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.
Посчитайте свой оценочный лист. Какую оценку за урок вы себе поставили?
Перед вами ночное небо. Чего на нем не хватает?
Украсьте небо звездами:
Если урок понравился и все было понятно – красную звезду.
Все понятно, но остались вопросы – желтую .
Ничего не понятно – зеленую . Прикрепите ваши звездочки на доску.
Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, столько новых знаний вы получили.
На уроке я старалась расширить ваши знания.
Но на этом познания не закончились, у вас всё впереди. Наука не стоит на месте, каждый день происходят все новые и новые открытия. Больше читайте, размышляйте, мечтайте. Ведь если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты». А мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.
Во Вселенной много планет и звёзд. Самая главная звезда – это Солнце. А самая родная планета для нас – Земля. 22 апреля – Всемирный день Земли. Мы должны беречь Землю, делать её чистой и красивой.
Прекрасен этот звездный мир, я знаю,
Но вот уже земной встречаю я рассвет.
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
- Интересную ли тему мы с вами сегодня обсуждали?
Я хочу обратить ваше внимание на выставку книг, посвященную нашей сегодняшней теме. Здесь вы сможете прочитать и узнать не только о тех событиях в жизни страны, о которых мы говорили на уроке, но и о полетах на Луну, к Венере и Марсу, и о многом другом, что касается освоения космического пространства.
(выставка книг)
-Учебник, с. 147–149. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»
-подготовьте сообщение на тему «Интересное о космосе.»
-с. 150 2 задание для домашней работы
Слежение за погодой.
Управление полетами самолетов.
Управление курсом кораблей в океанах.
Передача телевизионного сигнала.
Организация телефонной связи.
Изобретение новых лекарств в космосе.
Открытие новых звёзд астрономами.
Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты.
Исследование недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых.
Ведение военной разведки с целью защиты границы нашей Родины от врагов.
Изучение поверхности Земли и других планет.
Космодром –
комплекс сооружений для запуска космических кораблей.
Космонавтика-
отрасль науки для исследования и освоения космического пространства.
Космический корабль –
космический аппарат для полета в космос.
Космонавт –
человек, испытывающий космическую технику в космическом полете.
Скафандр –
индивидуальное герметичное снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях, сильно отличающихся от нормальных.
Орбита –
путь, по которому космический корабль кружит вокруг Земли или другого космического тела.
Невесомость –
состояние, при котором отсутствует вес.