СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по рассказу И.С. Шмелева "Русская песня"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Папка содержит конспект урока и презентацию к нему.

Просмотр содержимого документа
«Урок_Русская_песня_Шмелев_7кл»

Дата

06.03.2017

Предмет, класс

Литература, 7 класс

Учитель

Дужнова Елена Алексеевна

Тема урока

Душа русского народа (по рассказу И.С. Шмелёва «Русская песня»)

Тип урока

Комбинированный с интеграцией в историю, музыку и живопись

Цели урока

1. Дидактические:

  • познакомить с рассказом И.С. Шмелёва «Русская песня»

2. Развивающие:

  • создать условия для развития аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль)

  • расширять и обогащать словарный запас школьников

  • совершенствовать навыки работы с текстом

3. Воспитательные:

  • способствовать развитию чувства патриотизма

  • воспитывать уважительное отношение к историко-литературному прошлому своего народа, к его духовным ценностям

4. Коммуникативные:

  • совершенствовать умение работать в группах

Планируемые результаты

Предметные: углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.

Метапредметные: развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умение понимать проблему, выдвигать гипотезы, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества с взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Личностные: создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитывать чувство любви к Отечеству, уважительное отношение к русской литературе.

Ресурсы

  • http://dic.academic.ru/

  • http://nsportal.ru/

  • https://gallerix.ru/

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем. Карточки с заданиями.













1. Вступительное слово учителя.


СЛАЙД 1 Прочитайте стихотворение.


Ты откуда русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли не удивились.

Ну а песня?

С песней

На Руси родились. Геннадий Викторович Серебряков


- О чём говорится в стихотворении?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? СЛАЙД 2


2. Беседа.

- Еще в давние времена люди придавали песням огромное значение. С ними вставали утром, с песнями работали в поле, шли на войну, с ними засыпали. Песней можно было передать любое настроение, любое переживание. В русской песне отразилась вся история духовной жизни народа, мир его верований и надежд, мир переживаний и ликований.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Ивана Сергеевича Шмелёва, который так и называется – «Русская песня».



На дом вам было дано задание составить цитатный план рассказа. (несколько человек зачитывают план)



- Кто является главным героем рассказа? СЛАЙД 3 Какая из картин вам больше напоминает героев рассказа? Почему? Как вы думаете, который из мальчиков напоминает Шмелёва в детстве?

- Что для главного героя является ранним вестником весны? Подтвердите текстом. СЛАЙД 4

- Как автор описывает маляра? СЛАЙД 5 (Рыжий маляр, от которого пахло самой весной - замазкой и красками; грязный фартук, плевал на пол, свирепо взглядывал на меня, вскрикивал и вздыхал, взглядывал свирепо исподлобья, казался мне очень страшным, рыжая борода, голые маляровы пятки были покрыты серой и твердой кожей, похожей на замазку, улыбка выползала из - под рыжих его усов на сухие губы)

- Почему мальчики позволили себе подшутить над маляром?

- Какой реакции маляра вы ожидали на озорство мальчишек?

(По развитию сюжета кажется, что маляр проснется и мальчишек отлупит. Но простой русский человек, душевный, незлобивый, отнесся к шалунам с лаской и пониманием.)

- Какие черты характера русского человека открываются в маляре? (Он тянется к красоте, чувствует песню; трудолюбивый, сердечный, ласковый, любит детей)

- Почему у маляра нет имени? Только ли потому, что не помнит его автор? Можем ли мы соотнести образ маляра с образом всего русского народа? СЛАЙД 6 (Маляр — один из многих русских людей. Можно соотнести его образ с образом всего русского народа. Образ маляра – это нежная и суровая душа под грубым одеянием. Нежность и суровость – две ипостаси всего русского: русской души, природы, песни, слова.)

- Какие песни пел маляр? Подтвердите текстом. СЛАЙД 7

(«Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добра молодца в чужу-дальнюю сы-то-ронушку!..»; про «темную ноченьку, осеннюю», и про «березыньку» и еще про «поле чистое»)

- А какие русские песни вы знаете?



Физкультминутка. СЛАЙД 8

- Давайте послушаем русскую народную песню про козу, а заодно отдохнём и разомнёмся. На слайде написаны слова песни. Подпевайте и повторяйте движения.





Экскурс в историю. (Приложение 1) СЛАЙД 9


Об истории возникновения русской народной песни нам расскажет ________________________ (Говорит слова: «Например, весня́нки — это обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны»)

- А давайте мы тоже покличем весну, как делали наши предки, а то что-то она у нас задержалась. Споём веснянку? СЛАЙД 10 (Поём «Ясна, красна приди, весна»)


В музыкальной культуре нашей страны особое место занимают русские народные инструменты. Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки. Инструменты, которые мы считаем исконно русскими, такие как баян, гармонь, гитара, являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно недавно (в 19—20 веках). СЛАЙД 11



Сейчас _______________ расскажет нам о нескольких русских ударных инструментах.

Теперь выступит ____________________ с докладом о струнных инструментах.

__________________ познакомит нас с историей некоторых духовых инструментов.



- Какую же роль играет русская песня в рассказе Шмелёва? Давайте зачитаем заключительную часть рассказа, чтобы понять, какое открытие сделал для себя герой, став другом маляра. СЛАЙД 12

«Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир - тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир - и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего-то... Тогда-то, на ранней моей поре, - впервые, быть может,- почувствовал я силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом - я познал его: крепость его и сладость. И всё узнаю его...»

(Градация: узнал русскую песню – русскую душу – русскую природу – русское слово)

- Что вы понимаете под словом ВЗРОСЛЕНИЕ? Как думаете, показано ли в рассказе взросление героя?

В рассказе показаны этапы взросления души героя: из светлого, безмятежного мира детства – в неведомый мир тоски и раздолья, с которым он знакомится благодаря русским песням. Взросление начинается тогда, когда появляется способность к сочувствию, пониманию другого человека.

3. Задания по анализу текста. (Приложение 2) СЛАЙД 13


Поставьте стрелочки между выразительным средством и его примером из текста рассказа.

«…почувствовал я силу и красоту народного слова русского…»


Метафора

Песня - это «мир тоски и раздолья»

Эпитет

Слово «пришло и ласково легло в душу»

Инверсия

Душа народа, нежная и суровая

Фразеологизм

«Васька попал маляру в лапы»

Олицетворение


4. Итог урока. СЛАЙД 14

- Чему научил вас этот рассказ? (Чувствовать слово, понимать его красоту, любить всё русское)

- Из глубины веков песня донесла до нас память о людях, их страстях, переживаниях и идеалах, она связывает времена, радует и печалит человеческие души. Сопровождая народные жизни, она по-своему отражает духовные искания, нравственные идеалы русского народа, показывает жизнь народа в различные исторические периоды. Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.


Русская песня - свет и печаль,

Речка, и поле, и синяя даль…

Нам несказанно волнует сердца

Русская песня, русская песня,-

Нет ей начала и нет ей конца.

В. Лазарев


СЛАЙД 15 На этом слайде вы видите, наверное, знакомые вам лица. Это люди, которые поддерживают наши традиции, с любовью относятся к русской песне. Как хорошо, что в наше время еще есть такие энтузиасты. В нашем селе - это ансамбль «Околица», а в моем родном селе - ансамбль «Сударушка» (СЛАЙД 16).


5. Рефлексия. СЛАЙД 16

Для меня русская песня - это…


6. Домашнее задание. СЛАЙД 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


История возникновения русской народной песни.

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племен, живших на территории Киевской Руси. Первые записи русских народных песен относятся еще к 17 веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619-1620 годах.

Народные песни создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в словах и мелодии. Песни передавались из уст в уста, от одного поколения к другому.

Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью (напр., песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые, календарные и т. п.). Например, ВЕСНЯ́НКИ — это обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны.



Время возникновения на Руси ложек, как музыкального инструмента пока не установлено. Подробные сведения о них появились в 18 веке. Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются первым ударным инструментом на Земле.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных, только выделываются они из более твердых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлиненные рукоятки. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большой величины. От того, что размеры разные, возникает чередование звуков по высоте.

Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.

Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

Состоят трещотки из набора 18-20 - тонких дощечек длиной 16 – 18 см, сделанных обычно из дуба, соединенных между собой веревкой. Трещотку берут за концы в обе руки, плавным движением пластины ударяются друг о друга, издавая сухой щелкающий звук.





История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Название произошло от слова “балакать” - пустозвонить. Балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Балалайка считается музыкальным символом русского народа. Её своеобразный треугольный корпус, специфические приёмы игры, серебристо – звонкий тембр не спутаешь ни с каким инструментом.

В 1649 году по приказу властей в городах и селах России изымали балалайки, вывозили за город и сжигали, так как балалайку признали разгульным инструментом. Но любовь народа к этому инструменту была настолько велика, что, не смотря на запреты властей, их вновь мастерили, чтобы сохранить историю и культуру русского народа

Гусли — древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент. Славяне играли на гуслях ещё в 11 веке. В старину материалом для изготовления служили я́вор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн. Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины.

Жалейка — старинный русский народный духовой музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Название её не случайно. Ведь в нём тот же корень, что и у слов «жалеть», «жалость». Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента.

Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории нашей страны. Это была свирель. Ее возраст — около 34 тысяч лет! Сделана она из куска минерала (гематита). Свирель обнаружили при раскопках в Хакасии. Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты. Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий.

История глиняных игрушек-свистулек насчитывает уже тысячелетия. В прежние времена, наши предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами, способным вызвать ветер и дождь, отпугнуть нечистую силу. В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в обыкновенную детскую игрушку.

Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. Из глины лепят свистульки в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников, и фантастических животных. Каждая фигурка животного несёт своё символическое значение. Например, птица – оберег, знак весны, пробуждения природы; баран – знак богатства, жизненного успеха.


















































Веснянка.

Ясна, красна

Приди, весна!

С голубою далью,

С Иваном-да-Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем.

Пришла весна,

Войной пошла,

На всё в зимнем:

На льды – ливнем,

На снег – теплом,

На всю зиму – помелом!

Веснянка.

Ясна, красна

Приди, весна!

С голубою далью,

С Иваном-да-Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем.

Пришла весна,

Войной пошла,

На всё в зимнем:

На льды – ливнем,

На снег – теплом,

На всю зиму – помелом!

Веснянка.

Ясна, красна

Приди, весна!

С голубою далью,

С Иваном-да-Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем.

Пришла весна,

Войной пошла,

На всё в зимнем:

На льды – ливнем,

На снег – теплом,

На всю зиму – помелом!



Веснянка.

Ясна, красна

Приди, весна!

С голубою далью,

С Иваном-да-Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем.

Пришла весна,

Войной пошла,

На всё в зимнем:

На льды – ливнем,

На снег – теплом,

На всю зиму – помелом!

Веснянка.

Ясна, красна

Приди, весна!

С голубою далью,

С Иваном-да-Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем.

Пришла весна,

Войной пошла,

На всё в зимнем:

На льды – ливнем,

На снег – теплом,

На всю зиму – помелом!

Веснянка.

Ясна, красна

Приди, весна!

С голубою далью,

С Иваном-да-Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем.

Пришла весна,

Войной пошла,

На всё в зимнем:

На льды – ливнем,

На снег – теплом,

На всю зиму – помелом!


Веснянка.

Ясна, красна

Приди, весна!

С голубою далью,

С Иваном-да-Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем.

Пришла весна,

Войной пошла,

На всё в зимнем:

На льды – ливнем,

На снег – теплом,

На всю зиму – помелом!

Веснянка.

Ясна, красна

Приди, весна!

С голубою далью,

С Иваном-да-Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем.

Пришла весна,

Войной пошла,

На всё в зимнем:

На льды – ливнем,

На снег – теплом,

На всю зиму – помелом!

Веснянка.

Ясна, красна

Приди, весна!

С голубою далью,

С Иваном-да-Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем.

Пришла весна,

Войной пошла,

На всё в зимнем:

На льды – ливнем,

На снег – теплом,

На всю зиму – помелом!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Фамилия, имя ___________________________________________________

Поставьте стрелочки между выразительным средством и его примером из текста рассказа.

«…почувствовал я силу и красоту народного слова русского…»


Метафора

Песня - это «мир тоски и раздолья»

Эпитет

Слово «пришло и ласково легло в душу»

Инверсия

Душа народа, нежная и суровая

Фразеологизм

«Васька попал маляру в лапы»

Олицетворение





Фамилия, имя ___________________________________________________

Поставьте стрелочки между выразительным средством и его примером из текста рассказа.

«…почувствовал я силу и красоту народного слова русского…»


Метафора

Песня - это «мир тоски и раздолья»

Эпитет

Слово «пришло и ласково легло в душу»

Инверсия

Душа народа, нежная и суровая

Фразеологизм

«Васька попал маляру в лапы»

Олицетворение





Фамилия, имя ___________________________________________________

Поставьте стрелочки между выразительным средством и его примером из текста рассказа.

«…почувствовал я силу и красоту народного слова русского…»


Метафора

Песня - это «мир тоски и раздолья»

Эпитет

Слово «пришло и ласково легло в душу»

Инверсия

Душа народа, нежная и суровая

Фразеологизм

«Васька попал маляру в лапы»

Олицетворение





Фамилия, имя ___________________________________________________

Поставьте стрелочки между выразительным средством и его примером из текста рассказа.

«…почувствовал я силу и красоту народного слова русского…»


Метафора

Песня - это «мир тоски и раздолья»

Эпитет

Слово «пришло и ласково легло в душу»

Инверсия

Душа народа, нежная и суровая

Фразеологизм

«Васька попал маляру в лапы»

Олицетворение



Просмотр содержимого презентации
«Шмелев_РУССКАЯ_ПЕСНЯ»

Ты откуда русская, Зародилась музыка? То ли в чистом поле, То ли в лесе мглистом В радости ли? В боли Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки – Уронили дудки. Пролетели гуси – Уронили гусли. Их порою вешней Нашли не удивились. Ну а песня? С песней На Руси родились.  Геннадий Викторович Серебряков

Ты откуда русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли не удивились.

Ну а песня?

С песней

На Руси родились.

Геннадий Викторович Серебряков

Дужнова Е.А. (по рассказу И.С. Шмелёва «Русская песня»)

Дужнова Е.А.

(по рассказу И.С. Шмелёва «Русская песня»)

Владимир Егорович Мако́вский Николай Петрович Богданов-Бельский «Крестьянские мальчики», 1880 «Дети»

Владимир Егорович Мако́вский

Николай Петрович Богданов-Бельский

«Крестьянские мальчики», 1880

«Дети»

Станислав Жуковский «В старом доме», 1912

Станислав Жуковский «В старом доме», 1912

Маляр из Костромской губернии, 1890-е Иллюстрация к рассказу Шмелева «Русская песня»

Маляр из Костромской губернии, 1890-е

Иллюстрация к рассказу Шмелева «Русская песня»

Русский крестьянин. Фотография Сергея Александровича Лобовикова

Русский крестьянин. Фотография Сергея Александровича Лобовикова

Дужнова Е.А. Физкультминутка Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу, Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.  - Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем, потопаем, Головкой покачаем, качаем, качаем, И снова начинаем, начинаем, начинаем.

Дужнова Е.А.

Физкультминутка

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

- Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И снова начинаем, начинаем, начинаем.

Ясна, красна Приди, весна! С голубою далью, С Иваном-да-Марьей, С золотистым гребнем, С изумрудным стеблем. Пришла весна, Войной пошла, На всё в зимнем: На льды – ливнем, На снег – теплом, На всю зиму – помелом!

Ясна, красна

Приди, весна!

С голубою далью,

С Иваном-да-Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем.

Пришла весна,

Войной пошла,

На всё в зимнем:

На льды – ливнем,

На снег – теплом,

На всю зиму – помелом!

Русские народные музыкальные инструменты струнные ударные духовые (ложки, бубен, трещотки) (дудка, жалейка, рожок, (балалайка, гудок, гусли) свирель, свистулька, кугиклы)

Русские народные музыкальные инструменты

струнные

ударные

духовые

(ложки, бубен, трещотки)

(дудка, жалейка, рожок,

(балалайка, гудок, гусли)

свирель, свистулька, кугиклы)

Владимир Жданов «Дом над рекой»

Владимир Жданов

«Дом над рекой»

Поставьте стрелочки между выразительным средством и его примером из текста рассказа. «…почувствовал я силу и красоту народного слова русского…» Песня - это «мир тоски и раздолья» Слово «пришло и ласково легло в душу» Метафора Эпитет Душа народа, нежная и суровая «Васька попал маляру в лапы» Инверсия Фразеологизм Олицетворение

Поставьте стрелочки между выразительным средством

и его примером из текста рассказа.

«…почувствовал я силу и красоту народного слова русского…»

Песня - это «мир тоски и раздолья»

Слово «пришло и ласково легло в душу»

Метафора

Эпитет

Душа народа, нежная и суровая

«Васька попал маляру в лапы»

Инверсия

Фразеологизм

Олицетворение

Русская песня - свет и печаль, Речка, и поле, и синяя даль… Нам несказанно волнует сердца Русская песня, русская песня,- Нет ей начала и нет ей конца. В. Лазарев

Русская песня - свет и печаль,

Речка, и поле, и синяя даль…

Нам несказанно волнует сердца

Русская песня, русская песня,-

Нет ей начала и нет ей конца.

В. Лазарев

Ансамбль «Околица» Семено-Александровского сельского поселения.

Ансамбль «Околица» Семено-Александровского сельского поселения.

Для меня русская песня - это… Ансамбль «Сударушка» Девицкого СДК. Скогорев А.И., Теплякова Н.М., Строева Н.И., Скогорева Н.А., Щеблыкина В.И., Юрьева В.К., Карташова З.Н., Фролова Т.И., Кувакин О.А.

Для меня русская песня - это…

Ансамбль «Сударушка» Девицкого СДК.

Скогорев А.И., Теплякова Н.М., Строева Н.И., Скогорева Н.А., Щеблыкина В.И., Юрьева В.К., Карташова З.Н., Фролова Т.И., Кувакин О.А.

Домашнее задание Читать стр.140-141, стр.142-147.  Индивидуальные задания: 1) Подготовить сообщение о Богемском лесе 2) Подготовить сообщение о Звенигороде

Домашнее задание

Читать стр.140-141, стр.142-147.

Индивидуальные задания:

1) Подготовить сообщение о Богемском лесе

2) Подготовить сообщение о Звенигороде


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!