Тема урока: | Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе |
Цель содержательная: | Формирование представлений о пословицах и поговорках |
Цель деятельностная: | Формирование у учащихся умений реализации новых способов действий |
Задачи | 1)изучить новые понятия; 2)развивать умение различать пословицы и поговорки; 3) воспитывать интерес к предмету. |
Основное содержание темы, термины и понятия: пословица, поговорка |
Личностные результаты -проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; -ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; -составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца. Познавательные УУД: -перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; -находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат. Коммуникативные УУД: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; -сотрудничать с другими , договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других. Предметные умения: Познакомятся с жанрами УНТ; Научатся прогнозировать содержание, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Ресурсы | Раздаточный материал, компьютер, медиапроектор. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. -Присаживайтесь. -Проверьте, готовы ли вы к уроку? | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя |
II. Речевая разминка | -Проведём речевую разминку. -Для чего она нужна? Ученик учил уроки, У него в чернилах щёки. -Ну, вот теперь наш речевой аппарат готов к работе. | Работают над речевой разминкой |
III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | -Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке? -С какими писателями знакомились? (Ладонщиков, Матусовский) -Какое стихотворение читали? -Что еще делали? -Познакомились ли вы с другими стихотворениями этого писателя? | Высказывают мнение |
IV. Этап выявления места и причины затруднения | Все готовы, начинаем наш урок .Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес? - А зачем? (Ответы детей.) - Верно! В лес ходят по грибы, да по ягоды. А в сказочный лес за чем мы с вами пойдем? Кто может нам предположить, за чем пойдем? -За поговорками да пословицами не ходили? Да за мудростью народной? -Отправляемся с вами в путешествие по стране Устное народное творчество. -О чём будем говорить? | Формулируют тему |
V. Этап построения проекта выхода из затруднения | -Какую цель урока поставим? -Что мы должны сделать для её достижения? -Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками. -Для чего мы будем это делать? | Формулируют цели урока Высказывают свои предположения |
VI. Этап реализации построенного проекта | -Послушайте выражение: «Делу-время, а потехе-час». -Как вы понимаете эти слова? -Что это: Пословица или поговорка? Пословица - краткое изречение. (Как вы думаете, чему учит пословица?) - Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет. одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься. - Многие пословицы состоят из двух смысловых частей. При чтении между частями пословиц делается пауза, а важные слова выделяются голосом. Красна птица пером,/ а человек - умом. Физминутка - Выделение тем пословиц. О Родине, О труде, О человеке, О природе О смелости, О знании и учении, О книге, О дружбе Чтение вслух понравившихся пословиц и объяснение смысла. | Высказывают мнение Просматривают презентацию Слушают учителя |
VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Семь пятниц на неделе -Что это: Пословица или поговорка? Погово́рка — краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение. - Теперь подумайте, чем же они отличаются? Пословица — это целое предложение со смыслом, а поговорка — лишь красивая фраза или словосочетание -Послушайте поговорки и пословицы о Родине, дружбе, добре и зле: Пословицы о Родине: Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается. Любовь к Родине сильнее смерти. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Поговорки Родине: Родину головой оберегают. При солнце тепло, при Родине добро. Родина краше солнца, дороже золота. Чужая сторона — дремуч бор. Пословицы о добре и зле: От добра добра не ищут, от овса кони не рыщут. От любви до ненависти — один шаг. Тому тяжело, кто помнит зло. У злой Натальи все люди канальи. Учись доброму, а худое и само придёт. Поговорки о добре и зле: Добра желаешь — добро и делай. Добро поощряй, а зло порицай. Красота на время, доброта навеки. Доброе дело без награды не остаётся. | Учащиеся слушают Анализируют пословицы и поговорки Учащиеся слушают |
VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | -Чтобы проверить, как вы поняли тему, немного поиграем. -Я буду читать выражения, а вы должны определить, что это: пословица или поговорка. | Выполняют задание |
IX. Этап включения в систему знаний и повторения | -Достигли целей урока? -Как она звучала? -С какими жанрами УНТ познакомились? -О чём были пословицы и поговорки? | подводят итоги урока |
X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | «Пожелание себе» | Высказывания детей |