Тема: Способы образования слов.
Тип урока: Открытие нового знания
Цели:
1. Создание условий для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли приставки и суффикса в слове.
2. Показать способ образования новых слов с помощью приставки и суффикса и сложением двух корней.
3. Обогащать словарный запас.
4. Воспитывать прилежание, активность.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся по теме: «Словообразование» и умение применять УУД для решения учебных задач по русскому языку.
2. Тренировать мыслительные операции: рассуждение, сравнение, обобщение, умение выполнять действия по алгоритму; развивать коммуникативные качества, познавательный интерес.
Планируемые результаты:
1. Формирование личностных УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса,
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности,
- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
2. Формирование регулятивных УУД:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей,
- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками,
- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев.
3.Формирование познавательных УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
- строить рассуждения и сообщения в устной форме,
- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ,
- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.
4.Формирование коммуникативных УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия,
- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе.
5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:
- приставка и суффикс - это значимые части слова;
- слова образуются разными способами;
- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетради, мультимедийный проектор,
презентация.
Ошибок не пугайся,
с ошибками справляйся!
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день!
Сели ровно, оглянулись.
Друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
I Актуализация знаний.
Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Давайте, его прочитаем. Как вы понимаете его? (Всегда будь готов найти верный ответ) Замечательно. Правильно.
Сначала дети прослушают аудио - запись стихотворения А.С.Пушкина «Узник».
Хорошо, ребята. Теперь помогите мне прочитать стихотворение на доске. Скажите, пожалуйста, из какого произведения эти строки и кто автор этих замечательных строк.
Задание. Записать стихотворение под диктовку
(один работает у доски)
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
(«Узник», А. С. Пушкин)
Найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне слова. (сижу, темнице, вскормленный, молодой, махая, кровавую, (под) окном)
Найдите слова с орфограммой: непроверяемая безударная гласная в корне слова. (решётка, орел)
Найдите слово с непроизносимой согласной в корне. (грустный)
Индивидуальная работа на карточках ( один у доски).
Карточка № 1. Выполни морфемный разбор слов.
Сижу, за решеткой, сырой, вскормленный, в неволе, грустный.
Давайте проверим, правильно ли выполнен морфемный разбор слов. Используем сигнальные карточки. (Красная – неверно, зеленая – верно)
Обе работы проводятся одновременно. Сперва проверяем правильность выполнения работы со стихотворением, потом проверяем морфемный разбор.
Ребята, какие два раздела мы с вами повторили? (Морфемика и орфография)
Как вы думаете, эти разделы связаны? Чем может помочь умение делалить слово на морфемы?
А что поможет вам правильно выполнить морфемный разбор слова?
Чтобы ответить на этот вопрос ,мы с вами немножко поиграем.
Игра у нас будет называться «Дерево предсказаний»
Проблемный вопрос:
Давайте попробуем дать лексическое значение слов: неволя, грустный.
Проследим, как они были образованы. (воля неволя, грустный грусть)
Как образуются новые слова? (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
О чем мы с вами сегодня будем говорить? Определим тему урока. (Запись темы в тетрадях и на доске)
Какие цели мы ставим перед собой? ( познакомиться с основными способами образования новых слов, научиться определять способ образования новых слов, закрепить умения, полученные на уроке)
(цели зафиксировать на доске)
III.Изучение нового материала
1.Ребята, посмотрите под свои стульчики, и скажите кто нашел стикер?
Учащиеся находят 3 стикера. На каждом стикере примеры слов
а) камень-каменный – суффиксальный способ
б)подоконник приставочно-суффиксальный способ
в) выспаться- спать приставочный способ
Дети не называют это способ, но рассказывают о нем, остальные должны догадаться о каком способе идет речь.
2. Задание для всего класса
У каждого на столе лежит карточка со словами :
Наша проблема: «Как образуются слова в русском языке?»
Гипотеза: в русском языке множество слов, все эти слова можно разделить на группы по словообразованию.
Давайте докажем выдвинутую гипотезу.
1.Учебное задание «Следопыт»
У каждого на столах лежит карточка со словами. Попробуйте выяснить, с помощью какой морфемы было образовано каждое их них.
Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы?
1. Развесёлый ___________________________________
2.Овражек _____________________________________
3.Подсвечник ___________________________________
4.Бег _________________________________________
5.Лесовоз ______________________________________
6.Парашютистка ________________________________
7.кресло-кровать ________________________________
8.птицефабрика _________________________________
Давайте проверим,как вы выполнили задание.
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6.парашютистка ← парашютист (суффиксальный)
7.кресло-кровать ← кресло и кровать (Сложение слов)
8. Птицефабрика← фабрика птиц (сложение основ)
О каких способах образования новых слов мы узнали?
1. Приставочный
2. Суффиксальный
3. Приставочно-суффиксальный
4. Бессуффиксный
5. Сложение целых слов
6. Сложение основ
Но все ли способы мы перечислили? Давайте прочитаем об этом в учебнике.
2.Работа с учебником ( )
О каких способах вы еще узнали?
Внимание на экран.
№ | Основные способы образования слов в русском языке | примеры |
1. | Приставочный | Рисовать-нарисовать |
2. | Суффиксальный | Труд- трудовой |
3 | Приставочно- суффиксальный | Свеча-подсвечник |
4 | Бессуфиксный | Переходить-переход |
5 | Сложение | Лесостепь |
6 | Аббревиация | МГУ |
7 | Переход слов из одной части речи в другую | Столовая посуда. Школьная столовая. |
IV. Закрепление материала
Упр. 168. Запись выделенных слов (с указанием способа образования).
Рассада ← сад ˗ приставочный
Посадки ← сад ˗ приставочно-суффиксальный
Садовод ← сад, водить ˗ сложение основ
Садовник ← садовый ˗ суффиксальный.
Физкультминутка
Наклоны вправо, влево, приседания
Наклон вправо, если слово образовано приставочным способом. Влево – суффиксальным.
Присесть –приставочно-суффиксальным
Намордник (присесть), фокусник (наклон влево), антициклон (наклон вправо), мастерица (наклон влево), безвкусный (приседание), неволя (наклон вправо)
V. Самостоятельная работа
Карточка . Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется…. | Суффикс |
2 | Каким способом образовано слово перезимовать? | Приставочным |
3 | Слово переход образовалось бессуффиксным способом? | Да |
4 | Какое окончание в слове видел? | Нулевое |
5 | С помощью какого суффикса образовано слово охотник? | Ник |
6 | Какой корень в слове маленький? | Мал |
7 | Слово белизна образовано_______ способом | суффиксальным |
8 | Каким способом образовано слово героизм? | Суффиксальным |
Обменяйтесь карточками, .
VI.Подведение итогов урока
Игра «Составь слово».
А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
Корень извлечь из начинки не сложно,
Приставка в сосуде хранится надежно,
Суффикс в черчении ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь. (сочинение)
Корень тот же, что в слове отдавать.
Приставки взяты из слов преграда и посылка.
Суффикс и окончание из слова знание.(преподавание)
Итак, ребята. Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Давайте вспомним, какие мы ставили цели перед освоением нового материала. Мы их добились?
Спасибо, дети, за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы. А теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке, вместе соберем этот прекрасный цветок.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Для всех: параграф 22-23 учить.
подобрать по 3 примера слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения)
Приложение 1.
Карточка № 1. Выполни морфемный разбор слов. Сижу, за решеткой, сырой, вскормленный, в неволе, грустный. |
Карточка №2. Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы? 1. Развесёлый ___________________________________ 2.Овражек _____________________________________ 3.Подсвечник ___________________________________ 4.Бег _________________________________________ 5.Лесовоз ______________________________________ 6.Парашютистка ________________________________ 7.кресло-кровать ________________________________ 8.птицефабрика _________________________________ |
Карточка № 3. Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется…. | |
2 | Каким способом образовано слово перезимовать? | |
3 | Слово переход образовалось бессуффиксным способом? | |
4 | Какое окончание в слове видел? | |
5 | С помощью какого суффикса образовано слово охотник? | |
6 | Какой корень в слове маленький? | |
7 | Слово белизна образовано_______ способом | |
8 | Каким способом образовано слово героизм? | |