Добрый день, уважаемые члены жюри и все присутствующие в этой аудитории. Добрый день, мои новые ученики. Меня зовут Юнусов Дамир Рамилевич, я учитель русского языка и литературы гимназии №2 имени Баки Урманче. Сегодня я проведу урок русского языка в вашем классе. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнѐмся началу нового дня и друг другу. Ребята, а вы скучаете по лету, по каникулам. Предлагаю вам вспомнить маленький отрывок этого времени, а вы внимательно слушайте и запоминайте, это нам понадобится.
Видеокартинка(2 мин.)
Стало на душе тепло? Что вы представили перед глазами? А теперь проверим вашу память, расположите в ячейки с галочками картинки, которые у вас ассоциируются с этой музыкальной картинкой. Работаем в группах .(работа в группах)
Ребята, на самом деле вы составили кроссенс- один из современных и сложных ребусов. Вы когда-нибудь слышали про этот метод? А хотите научиться? Тогда давайте сначала посмотрим на что похож наш кроссенс по форме, что напоминает, что особенного (из 9 клеток, игра «поле боя»). Молодцы! А теперь я вам открою маленький секрет кроссенса. Тогда слушайте: кроссенс-это цепочка картинок, которые на первый взгляд совсем не сочетаются, но они связаны по смыслу и их обьединяет одно общее понятие. И находится оно где? (в центре) Читается кроссенс в виде улитки, а основное понятие находится в центре. Попробуем прочитать ? Давайте вместе в группах составим рассказ по этим картинка. И попробуем узнать, что же связывает наши картинки.
Ребята, а что обьединяет эти понятия? Что общего между собакой и дверью? Правильно они издают звуки!
Ребята, мир в котором мы живем-это удивительный сказочный мир звуков. Человека окружают тысячи звуков: шелест травы,завывание ветра,журчание ручья,пение птиц. Едва проснувшись утром мы слышим,как тикают часы,плещется в умывальнике вода, пыхтит на плите чайник, гремят посудой. А какие звуки издает человек? Когда говорят…
Итак, вы поняли, о чём мы будем сегодня говорить. (о звуках речи).
А что вы хотите сегодня узнать на уроке? Какие цели мы поставим перед собой? Вы все знаете о звуках речи? Значит наша цель: Узнать как образуются звуки речи.
У каждого на парте лежит рабочий лист, с которым мы будем сегодня работать (демонстрация рабочего листа). Подпишем его.
За работу на уроке вы будете получать смайлики…… в конце урока каждый из вас сможет по количеству смайликов получить отметку.
Ребята, а вы сможете обойтись без звуков речи? Почему?
Предлагаю вам посетить «фонетическую лабораторию».
Обратимся к нашему рабочему листу. Предлагаю выполнить задание №1.
Внимательно прочитайте задание и выполните его.
Работаем в парах. На выполнении работы дается 30 секунд
[Представьте, что в мире исчезли все звуки. Попробуйте, не используя звуки, рассказать своему соседу: (с каждой команды по одному выходят и обьединяются в пары, готовятся поговорить)
1 ученик – о своём хорошем самочувствии,
2 ученик – о своём желании есть.
- Делятся с классом беспарные с каждой групп.? Задача класса - угадать, что показывает ваш одноклассник.
- Вы хорошо поняли друг друга?
2)Замечательно. Усложним задание. У меня есть тайные карточки (демонстрация карточек). Кто хочет, попробовать, не используя звуки, рассказать классу о том, что здесь написано? ( 4 человека)
- Молодцы. Садимся. Как вы думаете, почему возникли сложности?(нам ничего непонятно)
3) Добавим в нашу жизнь просто звуки (поем с закрытым ртом песню «В лесу родилась елочка, в лесу она росла») Попробуем пропеть вместе со мной. - Молодцы. А теперь повернитесь к своему соседу и попробуйте таким же образом, не открывая рот, рассказать о своей любимой книге. На задание дается 30 секунд. По 15 секунд на каждого
- Вы поняли, что сказал вам ваш сосед? Почему?
- Песню мы с вами угадали, так как уже знали ее слова, а вот любимую книгу соседа распознать не смогли.
7)Так как же и где образуются звуки речи?
- А может быть, кто-то уже знает? А где они образуются?
Давайте упорядочим знания в этом вопросе.
Обратимся к нашему рабочему листу. Предлагаю выполнить задание
У нас силуэт ученика, но не простой, а изображение речевого аппарата человека, при помощи которого образуются звуки речи. Но здесь не подписаны органы речи. Ваша задача подписать органы речи.
Если затрудняетесь в выполнении задания, обратитесь к словам для справок. На выполнение дается 1 минута
Задание 2
Слова для справок: губы, зубы, язык, нёбо,гортань, голосовые связки
- Проверяем.
- Все эти органы речи много трудятся, чтобы звук появился на свет
Мы познакомились с тем, как устроен речевой аппарат. Как вы думаете, почему, зная это, мы звуки слышим по-разному?
- Произнесите звуки вместе со мной [а], [о], [у], [и], [э], [ы] . Встречает ли воздух, выходящий из гортани, преграду в ротовой полости?Нет? а как называются эти звуки речи? Гласные! Значит мы с вами сегодня будем изучать ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. А что мы о них знаем?Чтобы нще хотели узнать?
- а чем они отличаются , что есть у них обшего, почему они в одной группе. При образовании гласных звуков поток воздуха не встречает на своем пути преграды в ротовой полости, и в напряжении находится весь речевой аппарат.. Давайте красиво в рабочих листах дополним тему и запишем : гласные звуки. И запишем их : [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Молодцы!
8) предлагаю вспомнить гласные звуки и поиграть в сладкий словарик: за 30 секунд в рабочих листочках записываем названия ягод-фруктов-овощей, чтобы они начинались на гласный звук.
А теперь предлагаю поиграть в Игру-вылетайку.
9)Какое вкусное задание было, давайте скажем спасибо гласным звукам русского языка с помощью ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "А - а - а - а..."
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " О - о - о - о"
Днем по горкам ездим мы: " Ы - ы - ы - ы".
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - у - у - у".
10)Пока мы с вами делали физкультминутку, наши гласные звуки придумали свой ребус:
Моря_Море
Волна_волны
Гора-горы
Чем же отличаются эти слова! Ударением. Расставьте их правильно. Значит гласные у нас бывают ударные и безударные. А для чего нужны ударения? Чтобы правильно говорить!
11) Орфоэпическая минутка!
Расставьте в своих рабочих листках ударения:
Алфавит, звоним, арахис, красивее, жалюзи, торты, банты, ногтя, баловаться, свёклу.(зачитываем)
Проверка по доске: проверка с соседом по часовой стрелке
АлфавИт, звонИм, арАхис, красИвее, жалюзИ, тОрты, бАнты, нОгтя, баловАться, свЁклу ()
У кого 7 и более правильных ответов –смайлик!
А в подарок орфоэпический стишок:
Не влезешь в шОрты,
Если будешь есть одни тОрты
12) Ребята, а вы любите путешествия. Тогда предлагаю географический диктант: проверим ваши знания по географии и знанию алфавита.
Расположите города в алфавитном порядке в рабочем листе.(30 сек)САМОПРОВЕРКА О ШАБЛОНУ
Альметьевск, Елабуга, Азнакаево,Бугульма,Волгоград, Грозный, Ижевск,Югра,Казань,Москва, Нижнекамск, Орёл,Уфа,Чистополь, Ялта
(проверка по шаблону)
13.Домашнее задание Ребята, а вы любите загадки? Конечно, ведь они интересные и заставляют наш мозг шевелиться. Возьмем с собой домой веселое домашнее задание?
1) Написать 10 загадок, чтобы отгадки начинались на гласный звук.
2) Составить кроссворд по загадкам с ответами на гласный звук
3) Сочинить сказку про гласные звуки.
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.
Язычок наш отдохнул,
Много нового узнал.
Он немного притомился,
К себе в домик возвратился.
Спать ложись-ка, Язычок!
Рот закроем на замок.
Отдыхать тебе пора.
Отдохнем и мы, друзья!
14) Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке! Скажите, а какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее добились? Узнали как образуются звуки речи? А сколько гласных звуков? По смайликам ставим себе оценки: 1 смайлик-3,2 смайлика -4, 3смайлика-5.
Давайте теперь каждый и в то же время в группе оценит свою деятельность. Перед вами на партах лежит цветок , но он такой грустный, черно-белый. Поможем ему стать таким же красивым, как и вы. Тогда берем фломастер :желтый, красный или синий, в зависимости от вашего настроения. И узнаем, какой же цветок ярче, какая группа уйдет с урока с хорошим настроением. И сразу вписываем имена.. (учащиеся в вазу прикрепляют стикеры в виде цветов) (слайд 10):
Синий– урок был интересным, я принимал активное участие.
Желтый – удовлетворен уроком,
Красный – пользы от урока получил мало.
Синий – я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтый – У меня остались вопросы
Красный – Урок был очень интересный!
А теперь давайте разукрасим наш коллаж смайликами, ведь мы же работали вместе, в группах! Вот такой предновогодний букет настроения у нас получился. Ребята, вы сегодня все старались!.