СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку с применением кроссенса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку с применением кроссенса

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку с применением кроссенса»

  1. Добрый день, уважаемые члены жюри и все присутствующие в этой аудитории. Добрый день, мои новые ученики. Меня зовут Юнусов Дамир Рамилевич, я учитель русского языка и литературы гимназии №2 имени Баки Урманче. Сегодня я проведу урок русского языка в вашем классе. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнѐмся началу нового дня и друг другу. Ребята, а вы скучаете по лету, по каникулам. Предлагаю вам вспомнить маленький отрывок этого времени, а вы внимательно слушайте и запоминайте, это нам понадобится.

  2. Видеокартинка(2 мин.)

  3. Стало на душе тепло? Что вы представили перед глазами? А теперь проверим вашу память, расположите в ячейки с галочками картинки, которые у вас ассоциируются с этой музыкальной картинкой. Работаем в группах .(работа в группах)


  1. Ребята, на самом деле вы составили кроссенс- один из современных и сложных ребусов. Вы когда-нибудь слышали про этот метод? А хотите научиться? Тогда давайте сначала посмотрим на что похож наш кроссенс по форме, что напоминает, что особенного (из 9 клеток, игра «поле боя»). Молодцы! А теперь я вам открою маленький секрет кроссенса. Тогда слушайте: кроссенс-это цепочка картинок, которые на первый взгляд совсем не сочетаются, но они связаны по смыслу и их обьединяет одно общее понятие. И находится оно где? (в центре) Читается кроссенс в виде улитки, а основное понятие находится в центре. Попробуем прочитать ? Давайте вместе в группах составим рассказ по этим картинка. И попробуем узнать, что же связывает наши картинки.

Ребята, а что обьединяет эти понятия? Что общего между собакой и дверью? Правильно они издают звуки!

  1. Ребята, мир в котором мы живем-это удивительный сказочный мир звуков. Человека окружают тысячи звуков: шелест травы,завывание ветра,журчание ручья,пение птиц. Едва проснувшись утром мы слышим,как тикают часы,плещется в умывальнике вода, пыхтит на плите чайник, гремят посудой. А какие звуки издает человек? Когда говорят…

Итак, вы поняли, о чём мы будем сегодня говорить. (о звуках речи).

А что вы хотите сегодня узнать на уроке? Какие цели мы поставим перед собой? Вы все знаете о звуках речи? Значит наша цель: Узнать как образуются звуки речи.



У каждого на парте лежит рабочий лист, с которым мы будем сегодня работать (демонстрация рабочего листа). Подпишем его.

За работу на уроке вы будете получать смайлики…… в конце урока каждый из вас сможет по количеству смайликов получить отметку.


  1. Ребята, а вы сможете обойтись без звуков речи? Почему?

Предлагаю вам посетить «фонетическую лабораторию».

Обратимся к нашему рабочему листу. Предлагаю выполнить задание №1.

Внимательно прочитайте задание и выполните его.

Работаем в парах.  На выполнении работы дается 30 секунд

  1. [Представьте, что в мире исчезли все звуки. Попробуйте, не используя звуки, рассказать своему соседу: (с каждой команды по одному выходят и обьединяются в пары, готовятся поговорить)

1 ученик – о своём хорошем самочувствии,

2 ученик – о своём желании есть.

- Делятся с классом беспарные с каждой групп.? Задача класса - угадать, что показывает ваш одноклассник.

- Вы хорошо поняли друг друга?

2)Замечательно. Усложним задание. У меня есть тайные карточки (демонстрация карточек). Кто хочет, попробовать, не используя звуки, рассказать классу о том, что здесь написано? ( 4 человека)

- Молодцы. Садимся. Как вы думаете, почему возникли сложности?(нам ничего непонятно)

3)  Добавим в нашу жизнь просто звуки (поем с закрытым ртом песню «В лесу родилась елочка, в лесу она росла») Попробуем пропеть вместе со мной. - Молодцы. А теперь повернитесь к своему соседу и попробуйте таким же образом, не открывая рот, рассказать о своей любимой книге. На задание дается 30 секунд. По 15 секунд на каждого

- Вы поняли, что сказал вам ваш сосед? Почему?

- Песню мы с вами угадали, так как уже знали ее слова, а вот любимую книгу соседа распознать не смогли.















7)Так как же и где образуются звуки речи?

- А может быть, кто-то уже знает? А где они образуются?

Давайте упорядочим знания в этом вопросе.

Обратимся к нашему рабочему листу. Предлагаю выполнить задание

У нас силуэт ученика, но не простой, а изображение речевого аппарата человека, при помощи которого образуются звуки речи. Но здесь не подписаны органы речи. Ваша задача подписать органы речи.

Если затрудняетесь в выполнении задания, обратитесь к словам для справок. На выполнение дается 1 минута

Задание 2

Слова для справок: губы, зубы, язык, нёбо,гортань, голосовые связки

- Проверяем.

- Все эти органы речи много трудятся, чтобы звук появился на свет


Мы познакомились с тем, как устроен речевой аппарат. Как вы думаете, почему, зная это, мы звуки слышим по-разному?

Произнесите звуки вместе со мной  [а], [о], [у], [и], [э], [ы] . Встречает ли воздух, выходящий из гортани, преграду в ротовой полости?Нет? а как называются эти звуки речи? Гласные! Значит мы с вами сегодня будем изучать ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. А что мы о них знаем?Чтобы нще хотели узнать?

- а чем они отличаются , что есть у них обшего, почему они в одной группе. При образовании гласных звуков поток воздуха не встречает на своем пути преграды в ротовой полости, и в напряжении находится весь речевой аппарат.. Давайте красиво в рабочих листах дополним тему и запишем : гласные звуки. И запишем их : [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Молодцы!


8) предлагаю вспомнить гласные звуки и поиграть в сладкий словарик: за 30 секунд в рабочих листочках записываем названия ягод-фруктов-овощей, чтобы они начинались на гласный звук.

А теперь предлагаю поиграть в Игру-вылетайку.


9)Какое вкусное задание было, давайте скажем спасибо гласным звукам русского языка с помощью ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Открываем мы глаза, 
Вдох - и долго тянем: "А - а - а - а..."
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " О - о - о - о"
Днем по горкам ездим мы: " Ы - ы - ы - ы".
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - у - у - у".

10)Пока мы с вами делали физкультминутку, наши гласные звуки придумали свой ребус:

Моря_Море

Волна_волны

Гора-горы

Чем же отличаются эти слова! Ударением. Расставьте их правильно. Значит гласные у нас бывают ударные и безударные. А для чего нужны ударения? Чтобы правильно говорить!

11) Орфоэпическая минутка!

Расставьте в своих рабочих листках ударения:

Алфавит, звоним, арахис, красивее, жалюзи, торты, банты, ногтя, баловаться, свёклу.(зачитываем)

Проверка по доске: проверка с соседом по часовой стрелке

АлфавИт, звонИм, арАхис, красИвее, жалюзИ, тОрты, бАнты, нОгтя, баловАться, свЁклу ()

У кого 7 и более правильных ответов –смайлик!

А в подарок орфоэпический стишок:

Не влезешь в шОрты,

Если будешь есть одни тОрты


12) Ребята, а вы любите путешествия. Тогда предлагаю географический диктант: проверим ваши знания по географии и знанию алфавита.

Расположите города в алфавитном порядке в рабочем листе.(30 сек)САМОПРОВЕРКА О ШАБЛОНУ

Альметьевск, Елабуга, Азнакаево,Бугульма,Волгоград, Грозный, Ижевск,Югра,Казань,Москва, Нижнекамск, Орёл,Уфа,Чистополь, Ялта

(проверка по шаблону)

13.Домашнее задание Ребята, а вы любите загадки? Конечно, ведь они интересные и заставляют наш мозг шевелиться. Возьмем с собой домой веселое домашнее задание?

1) Написать 10 загадок, чтобы отгадки начинались на гласный звук.

2) Составить кроссворд по загадкам с ответами на гласный звук

3) Сочинить сказку про гласные звуки.

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.

Язычок наш отдохнул, 
Много нового узнал.
Он немного притомился, 
К себе в домик возвратился.

Спать ложись-ка, Язычок!
Рот закроем на замок.
Отдыхать тебе пора.
Отдохнем и мы, друзья!



14) Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке! Скажите, а какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее добились? Узнали как образуются звуки речи? А сколько гласных звуков? По смайликам ставим себе оценки: 1 смайлик-3,2 смайлика -4, 3смайлика-5.

Давайте теперь каждый и в то же время в группе оценит свою деятельность. Перед вами на партах лежит цветок , но он такой грустный, черно-белый. Поможем ему стать таким же красивым, как и вы. Тогда берем фломастер :желтый, красный или синий, в зависимости от вашего настроения. И узнаем, какой же цветок ярче, какая группа уйдет с урока с хорошим настроением. И сразу вписываем имена.. (учащиеся в вазу прикрепляют стикеры в виде цветов) (слайд 10):

Синий– урок был интересным, я принимал активное участие.

Желтый – удовлетворен уроком,

Красный – пользы от урока получил мало. 

Синий – я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтый – У меня остались вопросы

Красный – Урок был очень интересный!

А теперь давайте разукрасим наш коллаж смайликами, ведь мы же работали вместе, в группах! Вот такой предновогодний букет настроения у нас получился. Ребята, вы сегодня все старались!.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!