СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему:"Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  4В  КЛАССЕ

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цели: Формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.

Задачи: 

Образовательная:

- совершенствовать знания об  именах прилагательных , их склонении в единственном числе;

- формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;

- формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме  множественного числа        

Развивающая:

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать  умения аргументировать своё мнение;

развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление,  наблюдательность, внимание, память;

развивать умение давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;

воспитывать  взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе.

                                ХОД УРОКА

І. Орг.момент.

     Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

     Работаю нашей довольны остались.

     Пусть этот урок нас порадует всех

     И каждый из нас ощутит свой успех.

ІІ. Актуализация знаний

 Минутка чистописания

Бб    Бб  Бб    

- Какое дерево  является символом  России?  

Слайд 1

 Что вы  о правописании этого слова?

- К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)

- С помощью каких  слов  мы можем описать берёзу ( белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)

- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)

ІІ. Сообщение темы и цели урока

- Какие стихи о берёзе вы знаете?

-  Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока: Слайд  2

Улыбнулись сонн... березки, Растрепали шелков... косы. Шелестят зелен... сережки,  И горят серебрян... росы. 

Слайд 3  (с выделенными окончаниями)

– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.) – Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.) – Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.) – Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа? (Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

-  Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

Слайды 4 и 5 

ІІІ.  Работа по теме урока

1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе

На доске записаны словосочетания:

- Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)

1 ряд: стройная гибкая девочка;

2 ряд: яркий зимний день;

- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные  с твёрдой и мягкой основой  и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )

-  Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)

Вывод:  имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

 2. Проверка по  таблице окончаний  

Слайд 6

Вывод: на правописание  падежных окончаний прилагательных  множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.

ІV. Физминутка

 «Четыре стихии»

Земля – приседаем, вода – руки  в стороны, огонь – руки вверх, воздух – подпрыгнуть (проговариваю названия стихий быстро в любом порядке несколько раз – дети выполняют движения)

V. Продолжение работы по теме урока

        3. Работа с учебником

Стр. 19, упр.26

- Как определить падеж прилагательных во мн. числе? ( по падежу имени существительного)

- Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?

- Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)

- В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания?

- Объясните правописание пропущенных орфограмм. Спишите, определяя окончания имен прилагательных и указывая их падеж.

Взаимопроверка.

-Кто выполнил упражнение  без ошибок? С 1 или 2 ошибками? Оцените работу товарищей

VІ. Закрепление

Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)

- Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий им.

Уровень 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 3

а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки :  мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озёра, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

б) Выделите окончания имён прилагательных.

Самопроверка по эталону. Самооценка.

VІІ. Рефлексия

- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне было интересно….

- Выполнение каких задание вам давалось легко…

-При выполнении каких заданий вы испытывали трудности

VІІІ. Домашнее задание:  стр.18-19 – таблицы окончаний, стр.20 Упр.27

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему:"Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе"»

  УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  4В  КЛАССЕ

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цели: Формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.

Задачи: 

Образовательная:

- совершенствовать знания об  именах прилагательных , их склонении в единственном числе;

- формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;

- формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме  множественного числа        

Развивающая:

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать  умения аргументировать своё мнение;

развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление,  наблюдательность, внимание, память;

развивать умение давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;

воспитывать  взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе.

                                ХОД УРОКА

І. Орг.момент.

     Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

     Работаю нашей довольны остались.

     Пусть этот урок нас порадует всех

     И каждый из нас ощутит свой успех.

ІІ. Актуализация знаний

 Минутка чистописания

Бб    Бб  Бб    

- Какое дерево  является символом  России?  

Слайд 1

 Что вы  о правописании этого слова?

- К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)

- С помощью каких  слов  мы можем описать берёзу ( белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)

- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)

ІІ. Сообщение темы и цели урока

- Какие стихи о берёзе вы знаете?

-  Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:
Слайд  2

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки, 
И горят серебрян... росы. 

Слайд 3  (с выделенными окончаниями)

– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)
– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?
(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

-  Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

Слайды 4 и 5 

ІІІ.  Работа по теме урока

1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе

На доске записаны словосочетания:

- Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)

1 ряд: стройная гибкая девочка;

2 ряд: яркий зимний день;

- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные  с твёрдой и мягкой основой  и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )

-  Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)

Вывод:  имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

 2. Проверка по  таблице окончаний  

Слайд 6

Вывод: на правописание  падежных окончаний прилагательных  множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.

ІV. Физминутка

 «Четыре стихии»

Земля – приседаем, вода – руки  в стороны, огонь – руки вверх, воздух – подпрыгнуть (проговариваю названия стихий быстро в любом порядке несколько раз – дети выполняют движения)

V. Продолжение работы по теме урока

        3. Работа с учебником

Стр. 19, упр.26

- Как определить падеж прилагательных во мн. числе? ( по падежу имени существительного)

- Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?

- Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)

- В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания?

- Объясните правописание пропущенных орфограмм. Спишите, определяя окончания имен прилагательных и указывая их падеж.

Взаимопроверка.

-Кто выполнил упражнение  без ошибок? С 1 или 2 ошибками? Оцените работу товарищей

VІ. Закрепление

Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)

- Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий им.

Уровень 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 3

а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки :  мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озёра, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

б) Выделите окончания имён прилагательных.

Самопроверка по эталону. Самооценка.

VІІ. Рефлексия

- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне было интересно….

- Выполнение каких задание вам давалось легко…

-При выполнении каких заданий вы испытывали трудности

VІІІ. Домашнее задание:  стр.18-19 – таблицы окончаний, стр.20 Упр.27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!