2 | Постановка цели и задачей урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | | -«Что такое лес? Сосны до небес,Берёзы и дубы, Ягоды, грибы... Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова.И родник с живой Ключевой водой.» -На картинах какого жанра можно встретить такие картины? -Правильно, молодцы. Что такое пейзаж? -А какие виды пейзажа Вы знаете? А что самое главное в изображении пейзажа? Это показать пространство. Тема нашего урока «Изображение пространства в пейзаже» и все вы сегодня нарисуете замечательный пейзаж. | Обучающиеся слушают стихотворение и дают ответ о чем оно. -Это пейзаж. - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Перечисляют виды пейзажей: по временам года, сельский, городской, морской и.др. | 2 | Регулятивные -осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать; Познавательные -выстраивание логической цепочки рассуждений; восстановление целого из отдельных частей. коммуникативные - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование. Предметные УУД: систематизация знаний по теме «Пейзаж». |
4 | Обобщение и систематизация знаний | Электронная презентация | Ребята, давайте с вами посмотрим презентацию к нашему уроку и обсудим увиденное. В ходе просмотра презентации обучающиеся узнают, что такое линейная и воздушная перспектива. Понятие линия горизонта – линия положения глаз человека, наблюдающего всё видимое из определённого места. И теперь пространство в картине стали строить по строим законам перспективы. Слово перспектива означает смотреть сквозь. Перспектива – учение о том, как добиться на плоском листе бумаги или холсте ощущения глубины, пространства. Иными словами, как изобразить окружающий нас мир таким, каким мы его видим. Законов перспективы несколько, но есть два самых главных, знание которых помогает художникам. Первый говорит о том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше. Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и в конце концов сходятся в одной точке. Достаточно посмотреть на линии телеграфных проводов или на рельсы железной дороги, чтобы убедиться в этом. Это линейная перспектива, потому что ощущение пространства создаётся на картине или рисунке с помощью линий. (сопровождается презентацией) Кроме того, существует ещё воздушная перспектива. Если выйти на открытое место и посмотреть вдаль, то увидишь, что предметы, удалённые от нас, как-то посветлели и приобрели голубоватый оттенок. А лес на горизонте – и вовсе стал синим. Произошло это оттого, что между нашим глазом и далёким предметом лежит толща воздуха. Она-то и смягчает цвет предметов, придаёт им голубоватый оттенок. Открытие законов перспективы было очень важно для художников: в их картинах появилась глубина и пространство. - При выполнении работы не забывайте о её композиции. Выразительность картины, рисунка достигается и тем, что художник умело, размещает на полотне, листе людей, окружающие предметы, что зрителю становится понятна главная мысль его произведения. Это и есть искусство композиции. Само слово происходит от латинского «composition» и означает «сочинение» или «составление». Обычно в картине существует некий центр, в котором происходит основное действие, но могут быть и другие варианты. Лист заполняется так, чтобы не было пустого, лишнего места. В искусстве всегда формируется отношение художника и зрителя к красоте и неповторимости природы, окружающего мира связи с которым люди постоянно осмысливают. Понимание красоты природы и отношение художника к миру проявляется в жанре пейзажа, который мы сейчас и нарисуем. | Слушают учителя, рассматривают слайды, репродукции картин Участвуют в коллективной беседе. Анализируют полученную информацию. Делают выводы : Линия горизонта – уровень глаз наблюдателя параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и сходятся в одну точку. Ближние деревья воспринимаются большими, а дальние – маленькими. в том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше. Цвет в картине, мы видим на первом плане более ярко, но по мере удаления дороги темные деревья светлеют, теряют очертание, приобретают цвет воздушной дымки. Это из-за прослойки воздуха: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными. Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха принимают голубоватый цвет, ближние предметы ярко окрашены – Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние - плоско. Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых - мягче. - Все ближние предметы воспринимаются подробно, а дальние – обобщённо. | 6 | Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила индивидуальной работы - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться по материалу в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи |
6 | Творческая практическая деятельность | Музыкальный ряд. «Времена года» П.И. Чайковского | Изобразите пейзаж с применение законов перспективы. Передайте пространство: улицу, лес, горы, дорогу, речку и т.д. | Выполняют пейзаж в живописном или графическом исполнении. | 22 | Предметные: - уметь применять полученные знания о перспективе, горизонте, композиции Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7 | Итоги урока. Рефлексия. Экспресс-выставка | | Выставка детских работ. Удалось ли передать пространство? Что нового узнали? Что такое перспектива? Какая бывает перспектива? Чему мы сегодня научились? Большое спасибо вам всем за работу на уроке. | Учащиеся рассматривают работы, анализируют, дают аргументированную оценку. Учащиеся оценивают себя и других учащихся, высказываются одним предложением, выбирая начало фразы : 1. сегодня я узнал… 2.было интересно… 3.было трудно… 4.я выполнял задания… 5.я понял, что… 6.теперь я могу… 7.я приобрел… 8.я научился… 9. я смог… 10.я попробую… 11.меня удивило… 12.мне захотелось… Дают самооценку. | 5 | Предметные: Знать особенности изображения пейзажной композиции, различную технику, способы и последовательность работы над композицией в выбранной технике. Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно ориентироваться в учебном материале; работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль. Познавательные: определение основной и второстепенной информации; анализировать отобранную информацию. Коммуникативные: формулировать и выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; аргументировать своё мнение или выводы; контроль, коррекция и оценка действий одноклассников. Личностные: самоопределение, самосознание, успешность. |