СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Понятие о машине и механизме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме: Понятие о машине и механизме.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Понятие о машине и механизме»

Открытый урок технологии в 5 классе

Учитель МАОУ НАТЛ с. Новоильинск Матвеев Владимир Анатольевич



Тема: «Понятие о машине и механизме»


Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Ознакомление с ролью машины в техническом прогрессе; формирование знаний о типах машин и механизмах, их устройстве.

Задачи урока: 

Образовательная: познакомить с классами машин, устройством механизмов; с понятиями машина, механизм, деталь, соединение; познакомить с принципом преобразования вращательного и поступательного движения: научиться работать с информацией, находить нужную информацию по теме урока;формирование технологических умений.


Развивающая: способствовать развитию внимания, пространственного воображения, творческого мышления, любознательности

Воспитательнаяспособствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, сплоченности, ответственности, прививать интерес к предмету: «Технология»;

Профориентационная: воспитывать уважение к профессиям, связанным с машинами и механизмами.


Используемые технологии:  проблемно-диалогическое обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, технология критического мышления


Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.


Методы: проблемного изложения, эвристическая беседа, иллюстративно-объяснительный, самоконтроля;



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Формы: фронтальная и индивидуальная, групповая, парная

Наглядно-демонстрационный материал: презентация"Машины и механизмы", модели передач и механизмов машин; плакат «Типовые соединения деталей»; кинематическая схема.


Основные понятия и термины: машина, деталь, соединение, механизм, схема

Планируемые образовательные результаты

Предметные: познакомиться с классами машин, с устройством механизмов, с понятиями машина, деталь, соединение, с принципом преобразования вращательного и поступательного движения.


Метапредметные:

Регулятивные

Планировать собственную деятельность, выполнять действия по алгоритму, оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.


Познавательные

Извлекать необходимую информацию из источников.


Коммуникативные

Работать в учебном сотрудничестве, формулировать свою позицию, способны понимать других.


Личностные:Ориентироваться в системе ценностей, выбирать правильные направления.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе.






Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые УУД

1.Организационный

(этап мотивации).Цели этапа Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.


- Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места.

- Прочитайте пословицу и объясните, как вы её понимаете: (на доске)

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Сегодня в конце урока мы и постараемся оценить вою работу по делам.

Проверка рабочего пространства. Подготовка к работе.

Объясняют смысл пословицы

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы; понимают значение знаний для человека

Формирование ценностного отношения к предмету

2.Актуализация опорных знаний и умений.Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Активизирует знания учащихся. С помощью слайда презентации подводит учащихся к постановке целей и задач урока.

Слайд 2

Анаграмма: АМИШАН (прочитайте слова)

ЗМЕМХАНИ

(машина, механизм)

-  Какие машины имеются у вас дома?

– Какие машины вы знаете?

(Слайды 3-5 с иллюстрациями различных машин)

Внимательно слушают учителя

Рассматривают иллюстрации








Метапредметные результаты:

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли


Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков


3.Постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися

Создает проблемную ситуацию.

(у каждого ученика карточка со словами: знаю, хочу узнать, узнал)

- Напишите на карточке в графе "ЗНАЮ" - что такое машина, механизм? (письменные ответы учащихся), а в графе "ХОЧУ УЗНАТЬ" - что хотите узнать?


- У кого-то нет ответа? Почему?

(я не знаю, что такое механизм)

- Что написали в графе "ХОЧУ УЗНАТЬ"? (ответы учащихся)

- Что же мы знаем о машинах и механизмах? (ответы учащихся)

- Задание было одинаковое, а ответы у вас получились разные или нет ответа. Почему? (проблемная ситуация)

- Сформулируйте проблему. (Мы не знаем, что такое машины и механизмы)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о машинах и механизмах)

Слайд 6

Тема "Машины и механизмы"

- Какие возникают вопросы?

(Что такое машины и механизмы?Из чего они состоят? и т.д.)

- А для чего нам это нужно знать?

(ответы учащихся)


Письменно отвечают на вопросы

Зачитывают свои ответы

Высказывают предположения

Формулируют проблемную ситуацию и тему урока

Высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.

Формулируют вопросы


Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы


















Формирование ценностного отношения к предмету

4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Помогает в целеполагании и планировании с помощью подводящего диалога


А какую цель урока поставим?

(Узнать, что такое машины и механизмы?)

- Чтобы узнать, что такое машины и механизмы, какие задачи поставим? (ответы учащихся)

Слайд 7:

Я вам предлагаю построить урок по этому плану.

Но, пункты плана рассыпались, давайте попробуем их собрать.

План (предлагаемый) :

Разъемные и неразъемные соединения.

Что такое машина, механизм?

Типовые детали машин и типовые соединения.

Классификация машин.

Кинематическая схема.


Слайд 8

План (составленный совместно)

  1. Что такое машина, механизм?

  2. Классификация машин.

  3. Типовые детали машин и типовые соединения.

  4. Кинематическая схема.

  5. Разъемные и неразъемные соединения.


- Какие ещё новые понятия вы можете назвать, глядя на план? ( деталь, соединение, кинематическая схема)


Учащиеся формулируют цель урока, предлагают задачи урока

Планируют работу на уроке

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Моделирование, выдвижение гипотез,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поисках информации

5.Открытие нового знания

Организует работу учащихся по решению проблемной ситуации.Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Организует работу по взаимооцениванию.

Работа в группах: (повторяют правила работы в группах)

1 группа:Найдите определение каждому понятию в словаре и запишите в графе "УЗНАЛ"

2 группа: Прочитать информацию из интернета о классификации машин и составить кластер

(Примерный ответ: Виды машин



Энергетические

Рабочие

Информационные


Технологические

Транспортные

Транспортирующие

Электродвигатель

Двигатель внутреннего сгорания.

Реактивный двигатель

Строгальный, сверлильный, шлифовальный станок

Самолеты. Автомобили. Электровозы. Теплоходы

Конвейер.

Эскалатор.

Лифт

Счетные и вычислительные машины. ЭВМ. Компьютер. Видеокамера. Магнитофон.

3 группа: прочитать информацию в учебнике о видах механизмов и сделать записи в тетради.

(Примерный ответ:

- Винтовой механизм (преобразование вращательного движения в прямолинейное).

- Кривошипно –шатунный (преобразование возвратно – поступательного движения во вращательное)

- Эксентриковый (преобразование вращательного движения в прямолинейное).

- Кулачковый (преобразование вращательного движения в возвратно – поступательное))


4 группа: узнать о типовых деталях машин и видах соединения из информации, предоставленной учителем в раздаточном материале. Подготовить рассказ.


Каждая группа работает 5-7 минут и готовит представителей от группы для выступления.


Когда группы выступают, остальные учащиеся записывают то, что узнали в графе "УЗНАЛ" и выясняем, получили ли они ответ на свои вопросы.

- Оцените работу группы.


(Учитель обращается к плану)

- Какой пункт плана остался неизученным?

(кинематическая схема)


Рассказ учителя о кинематической схеме и демонстрация плаката

Формулируют определение.

Работают с учебником, интернет -источником, словарём

Записывают определение в тетради, составляют схему, готовят выступление


Слушают сообщения одноклассников

Заполняют таблицу

Слушают учителя

Выполняют записи в тетради

Познавательные: усваивают информацию в разных формах;

Регулятивные: определяют средство для выполнения задания; оценивают работу учащихся (взаимооценка)

Коммуникативные: составляют устное и письменное предложения для решения учебной задачи; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

Личностные: адекватно выражают свои эмоции; аргументируют своё мнение

6. Первичная проверка понимания.Первичное закрепление.Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний:

- Чем отличается машина от механизма?

- Из чего состоит механизм?

- Какие виды соединений вы узнали?

- Что такое кинематическая схема?


Организует работу по первичному закреплению.

Слайд 9:

Предлагает выполнить задания на выбор:

- тест по теме урока (на листах)

- кроссворд (на карточках)

Проверка по образцу.

Слайды 10,11

Самооценка: нарисуйте шкалу успешности

Отвечают на вопросы учителя






Работают по заданию

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование и развитие интереса к технологии

Формирование ценностного отношения к предмету


Регулятивные: формирование умений сравнивать результат деятельности с образцом и оценить свою деятельность

7.Применение новых знаний. Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Предлагает задания.

Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием. Время на подготовку – 4 мин.

Слайд 12:

1. Как вы думаете, в обозримом будущем машины могут заменить труд человека? Приведите примеры и дайте объяснение.

2. Зачем созданы и создаются механизмы? Можно ли роликовые коньки и скейтборд отнести к механизмам?

3. В каких механизмах вращательное движение винта преобразуется в поступательное?

4. Каковы главные функции машин?

5. Перечислите профессии, представители которых управляют и обслуживают машины.

Ответы учащихся.

Оцените работу в парах (словеснаявзаимооценка)

Соблюдая определённый план своих действий, выполняют работу

Познавательные: развивают индивидуальные способности, формируют устойчивый интерес к творческой деятельности; Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации.

Коммуникативные: составляют устное и письменное предложения для решения учебной задачи; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

профориентация

8.Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Обеспечивает положительную реакцию детей на деятельность одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке


- Какова была цель урока?

Достигнута ли цель урока?

Оцените свою работу на уроке в виде смайликов:

Слайд 13: (картинки смайлов)

Ученики рисуют смайлик на листах, которые они заполняли в течении урока.

Покажите свои оценки.


Слайд 14: Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал...

Мне было интересно...

Самым трудным было…

У меня получилось...

Этот урок помог мне…



Объясняют свой выбор композиции


Формулируют конечный результат своей работы на уроке


Оценивают свою работу









Коммуникативные: создают устное сообщение на поставленный вопрос; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации

Регулятивные: умение давать оценку своей деятельности

9. Домашнее задание

Предлагает задания на выбор:

Слайд 15:

1. В графическом редакторе Paint изобразите кинематическую схему цилиндрической зубчатой передачи. Перенесите его в текстовый редактор MicrosoftWjud и подпишите его.

2. Составьте кроссворд, дайте к ним комментарии(по данной теме)

3. Найдите информацию по истории развития машин и механизмов.

Выбираю и записывают домашнее задание

Коммуникативные: Использовать информационные ресурсы для поиска информации



Ресурсный материал к уроку



  1. Определения

Машина -

а) это техническое приспособление, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации. В более расширенном современном определении, появившемся с развитием электроники...

б) устройство предназначенное для облегчения физического и умственного труда человека.

Механизм-

а)  (греч.μηχανή — приспособление, устройство) — внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие. Механизмы служат для передачи движения и преобразования энергии.

б) устройство для преобразования или передачи движения.

Деталь-часть механизма, машины, которая не может быть разобрана на другие, более простые и мелкие.

Схема: графический документ; изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах; электронное устройство, содержащее множество компонентов (интегральная схема).

Кинематическая схема — это такая схема, на которой показана последовательность передачи движения от двигателя через передаточный механизм к рабочим органам машины (например, шпинделю станка, режущему инструменту и т.д) и их взаимовсязь.



2. Слайды презентации " Машины и механизмы"

3. Материал для работы в группах:узнать о типовых деталях машин и видах соединения из информации, предоставленной учителем в раздаточном материале. Подготовить рассказ.


По функциональному назначению узлы и детали делятся на:

1. Корпусные детали, предназначенные для размещения и фиксации подвижных деталей механизма, для их защиты от действия неблагоприят­ных факторов внешней среды, а также для крепления механизмов в составе машин и агрегатов. Часто, кроме того, корпусные детали используются для хранения эксплуатационного запаса смазочных материалов.

2. Соединительные для разъемного и неразъемного соединения (на­пример, муфты – устройства для соединения вращающихся валов; болты винты шпильки гайки – детали для разъемных соединений; заклепки – детали для неразъемного соединения).

3. Передаточные механизмы и детали, предназначенные для пере­дачи энергии и движения от источника (двигателя) к потребителю (испол­нительному механизму), выполняющему необходимую полезную работу.

В курсе деталей машин рассматриваются в основном передачи вращательного движения: фрикционные, зубчатые, ременные, цепные и т.п. Эти передачи содержат большое число деталей вращения: валы, шкивы, зубчатые колеса и т.п.

Иногда возникает крайне важность передавать энергию и движение с преобразованием последнего. В этом случае используются кулачковые и рычажные механизмы.

4. Упругие элементы предназначены для ослабления ударов и вибра­ции или для накопления энергии с целью последующего совершения меха­нической работы (рессоры колесных машин, противооткатные устройства пушек, боевая пружина стрелкового оружия).

5. Инерционные детали и элементы предназначены для предотвра­щения или ослабления колебаний (в линейном или вращательном движе­ниях) за счёт накопления и последующей отдачи кинетической энергии (ма­ховики, противовесы, маятники, бабы, шаботы).

6. Защитные детали и уплотнения предназначены для защиты внут­ренних полостей узлов и агрегатов от действия неблагоприятных факторов внешней среды и от вытекания смазочных материалов из этих полостей (пы­левики, сальники, крышки, рубашки и т.п.).

7. Детали и узлы регулирования и управления предназначены для воздействия на агрегаты и механизмы с целью изменения их режима работы или его поддержания на оптимальном уровне (тяги, рычаги, тросы и т.п.).

Основными требованиями, предъявляемыми к деталям машин, явля­ются требования работоспособности и надежности

Соединение - совокупность  сборочных операций по соединению деталей различными способами (свинчиванием, сочленением, клепкой, сваркой, пайкой, опресовкой, развальцовкой, склеиванием, сшивкой, укладкой и т.п.).


Классификация видов соединения деталей

По конструкции и условиям эксплуатации соединения деталей могут быть разделены на подвижные и неподвижные.

Соединение неподвижное - соединение деталей, обеспечивающее неизменность их взаимного положения при работе. Например, сварные, соединения с помощью крепежных изделий и др.

Соединение подвижное - соединение, при котором детали имеют возможность относительного перемещения в рабочем состоянии. Например, зубчатое соединение.

В зависимости от возможности демонтажа соединения подразделяются на разъемные и неразъемные.

Соединение разъемное - соединение, которое можно многократно разъединять и соединять, не деформируя при этом ни соединяемые, ни крепежные детали. Например,  резьбовое, соединение болтом, винтом, клиновое, шпоночное, зубчатое, и др.

Соединение неразъемное - соединение, которое нельзя разъединить без нарушения формы деталей или их соединяющего элемента. Например, соединение сварное, паяное, заклепочное и др.

Резьбовые соединения

Резьбовое соединение - соединение деталей при помощи резьбы.

Резьба - чередующиеся выступы и впадины на поверхности тела вращения, расположенные по винтовой линии; применяется как средство соединения, уплотнения или обеспечения заданных перемещений  деталей машин, механизмов, приборов, аппаратов, сооружений 










4. Кроссворд для тематического контроля по разделу «Машины и механизмы»

5 класс

Фамилия, имя__________________________________

Класс ________________________________________



По горизонтали:

2. Машины, предназначенные для преобразования информации.

6. Техническое устройство, которое облегчает выполнение работы.

9. Как называют болты, шайбы, гайки, винты, шурупы, гвозди – по своему назначению?

10. Часть машины, которая передает движение от двигателя на рабочий орган

12. Техническое устройство, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы.

13. Машины, которые выполняют определенную работу, а соответственно и преобразуют окружающий нас мир.

14. Соединения, которые допускают удобную разборку без разрушения соединяемых деталей.


По вертикали:

1. Вид неразъёмного соединения.

3. Техническое устройство для передачи и преобразования движения.

4. Техническое устройство, при помощи которого выполняется работа.

5. Машины, предназначенные для преобразовании энергии.

7. Изделие, изготовленное из материала одной марки без применения сборочных операций.

8. Источник энергии в машине.

11. Техническое устройство, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека.


Ответы:

По горизонтали:

2. Информационные.

6. Приспособление.

9. Крепежные.

10. Трансмиссия

12. Аппарат.

13. Рабочие.

14. Разъёмные.


По вертикали:

1. Сварное.

3. Механизм.

4. Инструмент.

5. Энергетические.

7. Деталь.

8. Двигатель.

11. Прибор.



5. Тест по теме "Понятия о машинах и механизмах"

1. Как называется устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов или информации?

□ а) механизм;

□ б) машина;

□ в) деталь;

□ г) орудие труда.

Как называется устройство для передачи или преобразования движения?

□ а) рабочий орган;

□ б) машина;

□ в) механизм;

□ г) орудие труда.

К каким видам машин относится эскалатор?

□ а) транспортные;

□ б) транспортирующие;

□ в) технологические;

□ г) энергетические.

Какой вид машин не входит в группу рабочих машин?

□ а) транспортный;

□ б) энергетический;

□ в) транспортирующий;

□ г) технологический.

Что не относится к типовым деталям?

□ а) валы и оси;

□ б) крепёжные изделия;

□ в) кузов машины;

□ г) шайбы.

Какая типовая деталь не относится к группе передающих движение?

□ а) зубчатое колесо;

□ б) ходовой винт;

□ в) ось;

□ г) шкив.

К транспортным машинам относится:

□ а) токарный станок;

□ б) мотоцикл;

□ в) швейная машина;

□ г) генератор.



6. Индивидуальные таблицы:

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!