Открытый урок технологии в 5 классе
Учитель МАОУ НАТЛ с. Новоильинск Матвеев Владимир Анатольевич
Тема: «Понятие о машине и механизме»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: Ознакомление с ролью машины в техническом прогрессе; формирование знаний о типах машин и механизмах, их устройстве.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с классами машин, устройством механизмов; с понятиями машина, механизм, деталь, соединение; познакомить с принципом преобразования вращательного и поступательного движения: научиться работать с информацией, находить нужную информацию по теме урока;формирование технологических умений.
Развивающая: способствовать развитию внимания, пространственного воображения, творческого мышления, любознательности
Воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, сплоченности, ответственности, прививать интерес к предмету: «Технология»;
Профориентационная: воспитывать уважение к профессиям, связанным с машинами и механизмами.
Используемые технологии: проблемно-диалогическое обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, технология критического мышления
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: проблемного изложения, эвристическая беседа, иллюстративно-объяснительный, самоконтроля;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Формы: фронтальная и индивидуальная, групповая, парная
Наглядно-демонстрационный материал: презентация"Машины и механизмы", модели передач и механизмов машин; плакат «Типовые соединения деталей»; кинематическая схема.
Основные понятия и термины: машина, деталь, соединение, механизм, схема
Планируемые образовательные результаты
Предметные: познакомиться с классами машин, с устройством механизмов, с понятиями машина, деталь, соединение, с принципом преобразования вращательного и поступательного движения.
Метапредметные:
Регулятивные
Планировать собственную деятельность, выполнять действия по алгоритму, оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.
Познавательные
Извлекать необходимую информацию из источников.
Коммуникативные
Работать в учебном сотрудничестве, формулировать свою позицию, способны понимать других.
Личностные:Ориентироваться в системе ценностей, выбирать правильные направления.
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые УУД |
1.Организационный (этап мотивации).Цели этапа Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места. - Прочитайте пословицу и объясните, как вы её понимаете: (на доске) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. Сегодня в конце урока мы и постараемся оценить вою работу по делам. | Проверка рабочего пространства. Подготовка к работе. Объясняют смысл пословицы | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: осознают свои интересы; понимают значение знаний для человека Формирование ценностного отношения к предмету |
2.Актуализация опорных знаний и умений.Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Активизирует знания учащихся. С помощью слайда презентации подводит учащихся к постановке целей и задач урока. Слайд 2 Анаграмма: АМИШАН (прочитайте слова) ЗМЕМХАНИ (машина, механизм) - Какие машины имеются у вас дома? – Какие машины вы знаете? (Слайды 3-5 с иллюстрациями различных машин) | Внимательно слушают учителя Рассматривают иллюстрации | Метапредметные результаты: Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися | Создает проблемную ситуацию. (у каждого ученика карточка со словами: знаю, хочу узнать, узнал) - Напишите на карточке в графе "ЗНАЮ" - что такое машина, механизм? (письменные ответы учащихся), а в графе "ХОЧУ УЗНАТЬ" - что хотите узнать? - У кого-то нет ответа? Почему? (я не знаю, что такое механизм) - Что написали в графе "ХОЧУ УЗНАТЬ"? (ответы учащихся) - Что же мы знаем о машинах и механизмах? (ответы учащихся) - Задание было одинаковое, а ответы у вас получились разные или нет ответа. Почему? (проблемная ситуация) - Сформулируйте проблему. (Мы не знаем, что такое машины и механизмы) - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о машинах и механизмах) Слайд 6 Тема "Машины и механизмы" - Какие возникают вопросы? (Что такое машины и механизмы?Из чего они состоят? и т.д.) - А для чего нам это нужно знать? (ответы учащихся) | Письменно отвечают на вопросы Зачитывают свои ответы Высказывают предположения Формулируют проблемную ситуацию и тему урока Высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Формулируют вопросы | Метапредметные результаты Целеполагание Постановка вопросов Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели Формулирование проблемы Формирование ценностного отношения к предмету |
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач | Помогает в целеполагании и планировании с помощью подводящего диалога А какую цель урока поставим? (Узнать, что такое машины и механизмы?) - Чтобы узнать, что такое машины и механизмы, какие задачи поставим? (ответы учащихся) Слайд 7: Я вам предлагаю построить урок по этому плану. Но, пункты плана рассыпались, давайте попробуем их собрать. План (предлагаемый) : Разъемные и неразъемные соединения. Что такое машина, механизм? Типовые детали машин и типовые соединения. Классификация машин. Кинематическая схема. Слайд 8 План (составленный совместно) Что такое машина, механизм? Классификация машин. Типовые детали машин и типовые соединения. Кинематическая схема. Разъемные и неразъемные соединения. - Какие ещё новые понятия вы можете назвать, глядя на план? ( деталь, соединение, кинематическая схема) | Учащиеся формулируют цель урока, предлагают задачи урока Планируют работу на уроке | Регулятивные: планирование, прогнозирование Моделирование, выдвижение гипотез, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поисках информации |
5.Открытие нового знания | Организует работу учащихся по решению проблемной ситуации.Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Организует работу по взаимооцениванию. Работа в группах: (повторяют правила работы в группах) 1 группа:Найдите определение каждому понятию в словаре и запишите в графе "УЗНАЛ" 2 группа: Прочитать информацию из интернета о классификации машин и составить кластер (Примерный ответ: Виды машин Энергетические | Рабочие | Информационные | | Технологические | Транспортные | Транспортирующие | Электродвигатель Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель | Строгальный, сверлильный, шлифовальный станок | Самолеты. Автомобили. Электровозы. Теплоходы | Конвейер. Эскалатор. Лифт | Счетные и вычислительные машины. ЭВМ. Компьютер. Видеокамера. Магнитофон. | 3 группа: прочитать информацию в учебнике о видах механизмов и сделать записи в тетради. (Примерный ответ: - Винтовой механизм (преобразование вращательного движения в прямолинейное). - Кривошипно –шатунный (преобразование возвратно – поступательного движения во вращательное) - Эксентриковый (преобразование вращательного движения в прямолинейное). - Кулачковый (преобразование вращательного движения в возвратно – поступательное)) 4 группа: узнать о типовых деталях машин и видах соединения из информации, предоставленной учителем в раздаточном материале. Подготовить рассказ. Каждая группа работает 5-7 минут и готовит представителей от группы для выступления. Когда группы выступают, остальные учащиеся записывают то, что узнали в графе "УЗНАЛ" и выясняем, получили ли они ответ на свои вопросы. - Оцените работу группы. (Учитель обращается к плану) - Какой пункт плана остался неизученным? (кинематическая схема) Рассказ учителя о кинематической схеме и демонстрация плаката | Формулируют определение. Работают с учебником, интернет -источником, словарём Записывают определение в тетради, составляют схему, готовят выступление Слушают сообщения одноклассников Заполняют таблицу Слушают учителя Выполняют записи в тетради | Познавательные: усваивают информацию в разных формах; Регулятивные: определяют средство для выполнения задания; оценивают работу учащихся (взаимооценка) Коммуникативные: составляют устное и письменное предложения для решения учебной задачи; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию Личностные: адекватно выражают свои эмоции; аргументируют своё мнение |
6. Первичная проверка понимания.Первичное закрепление.Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний: - Чем отличается машина от механизма? - Из чего состоит механизм? - Какие виды соединений вы узнали? - Что такое кинематическая схема? Организует работу по первичному закреплению. Слайд 9: Предлагает выполнить задания на выбор: - тест по теме урока (на листах) - кроссворд (на карточках) Проверка по образцу. Слайды 10,11 Самооценка: нарисуйте шкалу успешности | Отвечают на вопросы учителя Работают по заданию | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование и развитие интереса к технологии Формирование ценностного отношения к предмету Регулятивные: формирование умений сравнивать результат деятельности с образцом и оценить свою деятельность |
7.Применение новых знаний. Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | Предлагает задания. Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием. Время на подготовку – 4 мин. Слайд 12: 1. Как вы думаете, в обозримом будущем машины могут заменить труд человека? Приведите примеры и дайте объяснение. 2. Зачем созданы и создаются механизмы? Можно ли роликовые коньки и скейтборд отнести к механизмам? 3. В каких механизмах вращательное движение винта преобразуется в поступательное? 4. Каковы главные функции машин? 5. Перечислите профессии, представители которых управляют и обслуживают машины. Ответы учащихся. Оцените работу в парах (словеснаявзаимооценка) | Соблюдая определённый план своих действий, выполняют работу | Познавательные: развивают индивидуальные способности, формируют устойчивый интерес к творческой деятельности; Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные: составляют устное и письменное предложения для решения учебной задачи; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию профориентация |
8.Рефлексия учебной деятельности. Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Обеспечивает положительную реакцию детей на деятельность одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке - Какова была цель урока? Достигнута ли цель урока? Оцените свою работу на уроке в виде смайликов: Слайд 13: (картинки смайлов) Ученики рисуют смайлик на листах, которые они заполняли в течении урока. Покажите свои оценки. Слайд 14: Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал... Мне было интересно... Самым трудным было… У меня получилось... Этот урок помог мне… | Объясняют свой выбор композиции Формулируют конечный результат своей работы на уроке Оценивают свою работу | Коммуникативные: создают устное сообщение на поставленный вопрос; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации Регулятивные: умение давать оценку своей деятельности |
9. Домашнее задание | Предлагает задания на выбор: Слайд 15: 1. В графическом редакторе Paint изобразите кинематическую схему цилиндрической зубчатой передачи. Перенесите его в текстовый редактор MicrosoftWjud и подпишите его. 2. Составьте кроссворд, дайте к ним комментарии(по данной теме) 3. Найдите информацию по истории развития машин и механизмов. | Выбираю и записывают домашнее задание | Коммуникативные: Использовать информационные ресурсы для поиска информации |
Ресурсный материал к уроку
Определения
Машина -
а) это техническое приспособление, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации. В более расширенном современном определении, появившемся с развитием электроники...
б) устройство предназначенное для облегчения физического и умственного труда человека.
Механизм-
а) (греч.μηχανή — приспособление, устройство) — внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие. Механизмы служат для передачи движения и преобразования энергии.
б) устройство для преобразования или передачи движения.
Деталь-часть механизма, машины, которая не может быть разобрана на другие, более простые и мелкие.
Схема: графический документ; изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах; электронное устройство, содержащее множество компонентов (интегральная схема).
Кинематическая схема — это такая схема, на которой показана последовательность передачи движения от двигателя через передаточный механизм к рабочим органам машины (например, шпинделю станка, режущему инструменту и т.д) и их взаимовсязь.
2. Слайды презентации " Машины и механизмы"
3. Материал для работы в группах:узнать о типовых деталях машин и видах соединения из информации, предоставленной учителем в раздаточном материале. Подготовить рассказ.
По функциональному назначению узлы и детали делятся на:
1. Корпусные детали, предназначенные для размещения и фиксации подвижных деталей механизма, для их защиты от действия неблагоприятных факторов внешней среды, а также для крепления механизмов в составе машин и агрегатов. Часто, кроме того, корпусные детали используются для хранения эксплуатационного запаса смазочных материалов.
2. Соединительные для разъемного и неразъемного соединения (например, муфты – устройства для соединения вращающихся валов; болты винты шпильки гайки – детали для разъемных соединений; заклепки – детали для неразъемного соединения).
3. Передаточные механизмы и детали, предназначенные для передачи энергии и движения от источника (двигателя) к потребителю (исполнительному механизму), выполняющему необходимую полезную работу.
В курсе деталей машин рассматриваются в основном передачи вращательного движения: фрикционные, зубчатые, ременные, цепные и т.п. Эти передачи содержат большое число деталей вращения: валы, шкивы, зубчатые колеса и т.п.
Иногда возникает крайне важность передавать энергию и движение с преобразованием последнего. В этом случае используются кулачковые и рычажные механизмы.
4. Упругие элементы предназначены для ослабления ударов и вибрации или для накопления энергии с целью последующего совершения механической работы (рессоры колесных машин, противооткатные устройства пушек, боевая пружина стрелкового оружия).
5. Инерционные детали и элементы предназначены для предотвращения или ослабления колебаний (в линейном или вращательном движениях) за счёт накопления и последующей отдачи кинетической энергии (маховики, противовесы, маятники, бабы, шаботы).
6. Защитные детали и уплотнения предназначены для защиты внутренних полостей узлов и агрегатов от действия неблагоприятных факторов внешней среды и от вытекания смазочных материалов из этих полостей (пылевики, сальники, крышки, рубашки и т.п.).
7. Детали и узлы регулирования и управления предназначены для воздействия на агрегаты и механизмы с целью изменения их режима работы или его поддержания на оптимальном уровне (тяги, рычаги, тросы и т.п.).
Основными требованиями, предъявляемыми к деталям машин, являются требования работоспособности и надежности.
Соединение - совокупность сборочных операций по соединению деталей различными способами (свинчиванием, сочленением, клепкой, сваркой, пайкой, опресовкой, развальцовкой, склеиванием, сшивкой, укладкой и т.п.).
Классификация видов соединения деталей |
По конструкции и условиям эксплуатации соединения деталей могут быть разделены на подвижные и неподвижные.
Соединение неподвижное - соединение деталей, обеспечивающее неизменность их взаимного положения при работе. Например, сварные, соединения с помощью крепежных изделий и др.
Соединение подвижное - соединение, при котором детали имеют возможность относительного перемещения в рабочем состоянии. Например, зубчатое соединение.
В зависимости от возможности демонтажа соединения подразделяются на разъемные и неразъемные.
Соединение разъемное - соединение, которое можно многократно разъединять и соединять, не деформируя при этом ни соединяемые, ни крепежные детали. Например, резьбовое, соединение болтом, винтом, клиновое, шпоночное, зубчатое, и др.
Соединение неразъемное - соединение, которое нельзя разъединить без нарушения формы деталей или их соединяющего элемента. Например, соединение сварное, паяное, заклепочное и др.
Резьбовое соединение - соединение деталей при помощи резьбы.
Резьба - чередующиеся выступы и впадины на поверхности тела вращения, расположенные по винтовой линии; применяется как средство соединения, уплотнения или обеспечения заданных перемещений деталей машин, механизмов, приборов, аппаратов, сооружений
4. Кроссворд для тематического контроля по разделу «Машины и механизмы»
5 класс
Фамилия, имя__________________________________
Класс ________________________________________
По горизонтали:
2. Машины, предназначенные для преобразования информации.
6. Техническое устройство, которое облегчает выполнение работы.
9. Как называют болты, шайбы, гайки, винты, шурупы, гвозди – по своему назначению?
10. Часть машины, которая передает движение от двигателя на рабочий орган
12. Техническое устройство, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы.
13. Машины, которые выполняют определенную работу, а соответственно и преобразуют окружающий нас мир.
14. Соединения, которые допускают удобную разборку без разрушения соединяемых деталей.
По вертикали:
1. Вид неразъёмного соединения.
3. Техническое устройство для передачи и преобразования движения.
4. Техническое устройство, при помощи которого выполняется работа.
5. Машины, предназначенные для преобразовании энергии.
7. Изделие, изготовленное из материала одной марки без применения сборочных операций.
8. Источник энергии в машине.
11. Техническое устройство, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека.
Ответы:
По горизонтали:
2. Информационные.
6. Приспособление.
9. Крепежные.
10. Трансмиссия
12. Аппарат.
13. Рабочие.
14. Разъёмные.
По вертикали:
1. Сварное.
3. Механизм.
4. Инструмент.
5. Энергетические.
7. Деталь.
8. Двигатель.
11. Прибор.
5. Тест по теме "Понятия о машинах и механизмах"
1. Как называется устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов или информации?
□ а) механизм;
□ б) машина;
□ в) деталь;
□ г) орудие труда.
Как называется устройство для передачи или преобразования движения?
□ а) рабочий орган;
□ б) машина;
□ в) механизм;
□ г) орудие труда.
К каким видам машин относится эскалатор?
□ а) транспортные;
□ б) транспортирующие;
□ в) технологические;
□ г) энергетические.
Какой вид машин не входит в группу рабочих машин?
□ а) транспортный;
□ б) энергетический;
□ в) транспортирующий;
□ г) технологический.
Что не относится к типовым деталям?
□ а) валы и оси;
□ б) крепёжные изделия;
□ в) кузов машины;
□ г) шайбы.
Какая типовая деталь не относится к группе передающих движение?
□ а) зубчатое колесо;
□ б) ходовой винт;
□ в) ось;
□ г) шкив.
К транспортным машинам относится:
□ а) токарный станок;
□ б) мотоцикл;
□ в) швейная машина;
□ г) генератор.
6. Индивидуальные таблицы: