ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
1. ФИО 2. Место работы 3. Должность 4. Предмет 5. Класс 6. Тема и место его в УМК 7. Базовый учебник | Антонова Алла Александровна МБУ «Гимназия № 48» г.о. Тольятти учитель математики математика 4 «Среднее арифметическое» «Математика 4 класс» авторы: Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука. |
8. Цель урока: введение понятия среднего арифметического числа и алгоритм его нахождения; проверить уровень первичного усвоения; развитие правильной математической речи; воспитание самостоятельности
9. Планируемые результаты:
предметные: уметь находить среднее арифметическое числа.
личностные: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, дополнение и исправление ответа других учащихся, решать простейшие творческие задания; способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи
метапредметные: Уметь ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки.
Формируемые УУД.
Личностные:
- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
- развивать учебную мотивацию;
-самоопределение;
Регулятивные:
- освоение приема нахождения среднего арифметического;
- умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- определять и формулировать цель деятельности;
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
- умение адекватно оценивать свою деятельность
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
Познавательные:
- осмысление способа нахождения среднего арифметического;
- любознательность и познавательная инициатива;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
-умение в решении проблемы;
- умения обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные:
- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;
- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение аргументировать свои высказывания;
- умение четко выражать свои мысли;
- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.
10. Задачи:
Образовательные :
ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;
формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
отрабатывать навыки действий с многозначными числами;
Развивающие:
содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
способствовать развитию познавательного интереса;
развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
способствовать формированию правильной математической речи через проблемный диалог;
создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Воспитательные:
содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
11. Тип урока: урок - изучения нового материала
12. Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная.
13. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер.
14. Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
I.Организация урока. | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на работу. Обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности. | Проявление интереса к материалу изучения. Включение в учебную деятельность | 1 | Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация; самоопределение; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем . |
II. Актуализация опорных знаний. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Организация повторения на действия с натуральными числами. Предлагает задания содержание которых соотносится с новой темой | - Выполняют задания. Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 7 | Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; |
III. Целеполагание. | Обеспечение мотивации учения детьми, формулирование темы и цели урока | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. Устно отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе. | 5 | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; определять и формулировать цель деятельности; Познавательные: обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: четко выражать свои мысли; |
IV«Открытие» новых знаний. | Построение проекта выхода из затруднения. | Организует поисковую работу. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Предлагает систему вопросов, которые подводят к составлению алгоритма действий и формулировке правила. Помогает в формулировке алгоритма и правила | Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений. Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. . | 7 | Личностные: самоопределение; Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; Познавательные: чтение задачи по заданной диаграмме; поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; осмысление способа нахождения среднего арифметического; обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться; |
V.Физкультминутка | Смена деятельности | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | 1 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
VI. Первичное закрепление. | Реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием. | Организует работу по закреплению нового знания. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону. | Выполняют работу в парах. Выполняют взаимопроверку, оказывают взаимопомощь. Сверяют с эталоном. | 3 | Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность; Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; объективно оценивать других. |
VII.Самостоятельная работа. | Закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели | Организует самостоятельную работу в соответствии с возможностями, создаёт ситуацию выбора, вариативность. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону | Использует самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности. Организует работу по алгоритму. Выполняет самооценку. | 8 | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действия по алгоритму с использованием норм саморегуляции. Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. |
VIII.Домашнее задание. | Информация, инструктаж по выполнению домашнего задания. | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию. |
VIII. Рефлексия. Итог урока. | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. | Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности. Самоуважения. | Анализируют деятельность: обобщают, делают выводы. Самоанализ, самооценка деятельности. | 5 | Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяетя их готовность к уроку. Встаньте ровно, проверьте свою готовность к уроку. Поприветствуйте наших гостей. Тихо сядьте, закройте глазки, настройтесь на успешную работу и мысленно скажите себе – «Я все смогу, у меня все получится». Открываем глазки и начинаем наш урок. | Учащиеся слушают учителя- «у меня все получится» |
2. Актуализация знаний -Ребята, у меня на доске зашифрована фраза, которую можно разгадать вычислив значения выражений и заполнить таблицу в которой определенному значению соответствует определенная буква из фразы. Сейчас мы вместе с вами разгадаем эту фразу. -У нас получилась фраза – «Среднее арифметическое». | Учащиеся по цепочке выхдят к доске и решают по одному примеру, занося соответствующую букву в таблицу. И получают фразу – «Среднее арифметическое» С – 75+25+50=150 Р – 125+50+25=200 Е - 117+10+83=210 Д - 19+25+181=225 Н – 37+37+163=237 Е - 25+21+175+19=240 Е – 15+111+45+89=260 А - 150+25+50+40=265 Р - 142+23+77+58=300 И – 213+69+31=313 Ф- 199+55+1+105=360 М – 141+23+159+47=370 Е – 13+39+287+51=390 Т -215+51+85+49= 400 И – 348+35+52=435 Ч – 66+112+288+14=480 Е – 29+47+471=547 С - 329+198+71=598 К – 114+286+203=603 О -36+425+144=605 Е -147+352+153+48=700 |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. -Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет это словосочетание (среднее арифметическое)? -Совершенно верно - это тема нашего урока. СЛАЙД1 -Откройте тетради запишите число и тему урока обратите внимание на правильность написания словосочетания «Среднее арифметическое». -Узнав тему нашего урока, какой вопрос у вас возник?(что такое «среднее арифметическое», «как его найти», «где его применяют»?) Наша цель на уроке – разобраться с понятием «среднее арифметическое» ответив на три вопроса: Что такое среднее арифметическое? Как его вычислять? Где можно применить знания о среднем арифметическом в повседневной жизни? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы,делают предположения. Записывают дату и тему урока – «Среднее арифметическое» -Пытаются самостоятельно определить цель и задачи урока. |
4.«Открытие» новых знаний. -Как вы думаете, что такое среднее арифметическое? - Задумайтесь, из каких слов состоит словосочетание «Среднее арифметическое»? Среднее - посередине Арифметическое - от слова aritmos - число Значит, среднее арифметическое означает среднее число. Чтобы ответить на вопрос - «Как найти среднее арифметическое?», решим несколько задач. -Задача№1 СЛАЙД 2 -Составим план решения задачи и запишем решение в тетрадь. -Задача №2. СЛАЙД 3 Девочки собирали в лесу орехи. Оля нашла 18 орехов, Нина – 16 орехов, Вера – 14 орехов. Все орехи они разделили поровну. Сколько орехов стало у каждой девочки? -Составим план решения задачи и запишем решение в тетрадь -Решив эти задачи, мы и нашли с вами среднее арифметическое. -Используя новое понятие, давайте попробуем задать вопросы к задачам по-другому: сколько в среднем пирожков стало у каждого ребенка? Или: сколько в среднем орехов стало у девочек? -А теперь давайте внимательно посмотрим на числовые выражения, с помощью которых мы записывали решение задач СЛАЙД 4 1. (5+7+2+6):4 2. (18+16+14):3 -На что вы обратили внимание? (Сумма делится на количество слагаемых.) - Кто может ответить на вопрос как найти среднее арифметическое? Алгоритм нахождения среднего арифметического СЛАЙД 5 - Находим сумму чисел; - Делим сумму на количество этих чисел(слагаемых). Выстроив алгоритм нахождения среднего арифметического, мы можем дать более точное определение среднего арифметического числа? Определение: Средним арифметическим нескольких чисел, называется число, равное частному от деления суммы этих чисел на их количество. | Учащиеся отвечают на вопросы, выдвигают свои гипотезы. Обсуждают и составляют план решения задач, решают их. Принимают активное участие в составлении алгоритма нахождения среднего арифметического числа. |
5.Физминутка - Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. Раз-два — поднялись, Раз-два — руки вниз. | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Улыбаются друг другу. |
6 Применение знаний и умений. Первичное закрепление -Давайте найдем с вами среднее арифметическое первых семи натуральных чисел. -Для начала вспомним, какие числа мы называем натуральными? -Ноль это натуральное число? -Назовите первые семь натуральных чисел? -Как будем находить? (1+2+3+4+5+6+7):7=4 | Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют в тетрадях задание. Один учащийся комментирует. Выполненное задание сверяют с эталоном. |
7. Самостоятельная работа. -А теперь вы самостоятельно, в тетрадях найдите среднее арифметическое чисел (с комментариями с места); 25;8;12. (25+8+12):3=15 17;21;12;10. (17+21+12+10)=15 11;25;13;7;14. (11+25+13+7+14)=14 Уч-к стр.49, №1(1,2) -Если вы заметили, что у вашего соседа по парте, что то не получается или вызвало затруднение, помогите ему. . | Самостоятельно отыскивают среднее арифметическое. При необходимости помогают более слабому соседу по парте. |
8. Информация о домашнем задании текст учебника на стр.48 прочитать и разобрать. стр. 50 №1, 8, №7(1ст.) | Учащиеся записывают домашнее задание, слушают учителя, задают вопросы |
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Ребята, наш урок подходит к концу… - Какую учебную задачу мы ставили сегодня на уроке? - Удалось ли нам её достигнуть? -А теперь давайте подведем итог нашей деятельности. Как ответить на вопрос: «Что мы узнали?»(Мы узнали, что такое среднее арифметическое»). -Вы, наверное, уже заметили, что в этом же определении содержится ответ на вопрос «Как?» Проговорить с учениками алгоритм нахождения среднего арифметического. -А где же применяется данное понятие?» (средний бал в гимнастике, фигурном катании, среднесуточная или средне годовая температура, средняя скорость автомобиля, средняя заработная плата) Мы с вами хорошо поработали сегодня на уроке я отметила и оценила работу всех вас, особенно хочу отметить следующих ребят:… А теперь я предлагаю вам оценить нашу с вами работу на уроке. Если вам понятна новая тема, если вам понравился урок нарисуйте в тетради улыбающегося смайлика. Если новая тема вызвала у вас затруднения или вы ее совсем не поняли – нарисуйте грусного смайлика. А теперь наш урок окончен, спасибо вам всем за помощь и внимание. | Отвечают на вопросы, подводят итоги, ищут области применения среднему арифметическому, дают свою оценку уроку. |
С - 75+25+50= Е - 15+111+45+89= Ф - 199+55+1+105= И - 348+35+52= | А – 150+25+50+40= И – 213+69+31= Т – 215+51+85+49= Д – 19+25+181= | |
Р – 125+50+25= М – 141+23+159+47= Ч - 66+112+288+14= Е – 147+352+153+48= | Н – 37+37+163= К – 114+286+203= Е – 29+47+471= Д – 19+25+181= | |
Е – 117+10+83= О – 36+425+144= С – 329+198+71= Р -142+23+77+58= | Е – 13+39+287+51= Ф – 199+55+1+105= С – 75+25+50= О – 36+425+144= | |