СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Среднее арифметическое"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен в рамках плановой выездной проверки МБУ "Гимназия 48" Министерством образования и науки Самарской области.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Среднее арифметическое"»

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

1. ФИО

2. Место работы

3. Должность

4. Предмет

5. Класс

6. Тема и место его в УМК

7. Базовый учебник

Антонова Алла Александровна

МБУ «Гимназия № 48» г.о. Тольятти

учитель математики

математика

4

«Среднее арифметическое»

«Математика 4 класс» авторы: Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука.


8. Цель урока: введение понятия среднего арифметического числа и алгоритм его нахождения; проверить уровень первичного усвоения; развитие правильной математической речи; воспитание самостоятельности

9. Планируемые результаты:

предметные: уметь находить среднее арифметическое числа.

личностные: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, дополнение и исправление ответа других учащихся, решать простейшие творческие задания; способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи

метапредметные: Уметь ставить и формулировать для себя новые задачи в  познавательной деятельности, уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки.

Формируемые УУД.


Личностные:

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

- развивать учебную мотивацию;

-самоопределение;


Регулятивные:

- освоение приема нахождения среднего арифметического;

- умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- определять и формулировать цель деятельности;

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- умение адекватно оценивать свою деятельность

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;


Познавательные:

- осмысление способа нахождения среднего арифметического;

- любознательность и познавательная инициатива;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

-умение в решении проблемы;

- умения обобщать знания и делать выводы;


Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение аргументировать свои высказывания;

- умение четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

10. Задачи:

Образовательные :

  • ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;

  • формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;

  • отрабатывать навыки действий с многозначными числами;

Развивающие:

  • содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;

  • способствовать развитию познавательного интереса;

  • развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

  • способствовать формированию правильной математической речи через проблемный диалог;

  • создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

  • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;

  • показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.


11. Тип урока: урок - изучения нового материала

12. Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная.

13. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер.







14. Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

I.Организация урока.


Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.


Проверяет готовность к уроку.

Создаёт эмоциональный настрой на работу.

Обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

Проявление интереса к материалу изучения.

Включение в учебную деятельность

1

Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация;

самоопределение;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .



II. Актуализация опорных знаний.


Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Организация повторения на действия с натуральными числами. Предлагает задания содержание которых соотносится с новой темой

- Выполняют задания.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

7




Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

III. Целеполагание.


Обеспечение мотивации учения детьми, формулирование темы и цели урока

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока.


Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Устно отвечают на вопросы учителя.

Участвуют в работе.

5

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; определять и формулировать цель деятельности;

Познавательные: обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные: четко выражать свои мысли;


IV«Открытие» новых знаний.

Построение проекта выхода из затруднения.


Организует поисковую работу.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует обсуждение выдвинутых гипотез.

Предлагает систему вопросов, которые подводят к составлению алгоритма действий и формулировке правила.

Помогает в формулировке алгоритма и правила


Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений.

Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило.

.

7

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

Познавательные: чтение задачи по заданной диаграмме; поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; осмысление способа нахождения среднего арифметического; обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться;


V.Физкультминутка


Смена деятельности

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

1

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

VI. Первичное закрепление.


Реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием.

Организует работу по закреплению нового знания.

Осуществляет выборочный контроль.

Организует самопроверку по эталону.

Выполняют работу в парах. Выполняют взаимопроверку, оказывают взаимопомощь. Сверяют с эталоном.


3

Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

объективно оценивать других.


VII.Самостоятельная работа.


Закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели

Организует самостоятельную работу в соответствии с возможностями, создаёт ситуацию выбора, вариативность.

Осуществляет выборочный контроль.

Организует самопроверку по эталону

Использует самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности.

Организует работу по алгоритму.

Выполняет самооценку.

8

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные: запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действия по алгоритму с использованием норм саморегуляции.

Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.


VIII.Домашнее задание.


Информация, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

3

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию.


VIII. Рефлексия.

Итог урока.


Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности. Самоуважения.

Анализируют деятельность: обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка деятельности.

5


Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;








Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяетя их готовность к уроку.

Встаньте ровно, проверьте свою готовность к уроку. Поприветствуйте наших гостей. Тихо сядьте, закройте глазки, настройтесь на успешную работу и мысленно скажите себе – «Я все смогу, у меня все получится». Открываем глазки и начинаем наш урок.

Учащиеся слушают учителя- «у меня все получится»

2. Актуализация знаний

  • -Ребята, у меня на доске зашифрована фраза, которую можно разгадать вычислив значения выражений и заполнить таблицу в которой определенному значению соответствует определенная буква из фразы.

  • Сейчас мы вместе с вами разгадаем эту фразу.

  • -У нас получилась фраза – «Среднее арифметическое».


Учащиеся по цепочке выхдят к доске и решают по одному примеру, занося соответствующую букву в таблицу. И получают фразу – «Среднее арифметическое»


С – 75+25+50=150

Р – 125+50+25=200

Е - 117+10+83=210

Д - 19+25+181=225

Н – 37+37+163=237

Е - 25+21+175+19=240

Е – 15+111+45+89=260


А - 150+25+50+40=265

Р - 142+23+77+58=300

И – 213+69+31=313

Ф- 199+55+1+105=360

М – 141+23+159+47=370

Е – 13+39+287+51=390

Т -215+51+85+49= 400

И – 348+35+52=435

Ч – 66+112+288+14=480

Е – 29+47+471=547

С - 329+198+71=598

К – 114+286+203=603

О -36+425+144=605

Е -147+352+153+48=700




3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • -Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет это словосочетание (среднее арифметическое)?

  • -Совершенно верно - это тема нашего урока. СЛАЙД1

  • -Откройте тетради запишите число и тему урока обратите внимание на правильность написания словосочетания «Среднее арифметическое».

  • -Узнав тему нашего урока, какой вопрос у вас возник?(что такое «среднее арифметическое», «как его найти», «где его применяют»?)


Наша цель на уроке – разобраться с понятием «среднее арифметическое» ответив на три вопроса:

  1. Что такое среднее арифметическое?

  2. Как его вычислять?

  3. Где можно применить знания о среднем арифметическом в повседневной жизни?





Учащиеся отвечают на поставленные вопросы,делают предположения.


Записывают дату и тему урока – «Среднее арифметическое»


-Пытаются самостоятельно определить цель и задачи урока.

4.«Открытие» новых знаний.

-Как вы думаете, что такое среднее арифметическое?

- Задумайтесь, из каких слов состоит словосочетание «Среднее арифметическое»?

Среднее - посередине

Арифметическое - от слова aritmos - число

Значит, среднее арифметическое означает среднее число.


Чтобы ответить на вопрос - «Как найти среднее арифметическое?», решим несколько задач.

-Задача№1 СЛАЙД 2

-Составим план решения задачи и запишем решение в тетрадь.



-Задача №2. СЛАЙД 3

Девочки собирали в лесу орехи. Оля нашла 18 орехов, Нина – 16 орехов, Вера – 14 орехов. Все орехи они разделили поровну. Сколько орехов стало у каждой девочки?

-Составим план решения задачи и запишем решение в тетрадь

-Решив эти задачи, мы и нашли с вами среднее арифметическое.

-Используя новое понятие, давайте попробуем задать вопросы к задачам по-другому: сколько в среднем пирожков стало у каждого ребенка? Или: сколько в среднем орехов стало у девочек?

-А теперь давайте внимательно посмотрим на числовые выражения, с помощью которых мы записывали решение задач СЛАЙД 4

1. (5+7+2+6):4

2. (18+16+14):3

-На что вы обратили внимание? (Сумма делится на количество слагаемых.)

- Кто может ответить на вопрос как найти среднее арифметическое?

Алгоритм нахождения среднего арифметического СЛАЙД 5

- Находим сумму чисел;

- Делим сумму на количество этих чисел(слагаемых).

Выстроив алгоритм нахождения среднего арифметического, мы можем дать более точное определение среднего арифметического числа?

Определение:

Средним арифметическим нескольких чисел, называется число, равное частному от деления суммы этих чисел на их количество.



Учащиеся отвечают на вопросы, выдвигают свои гипотезы. Обсуждают и составляют план решения задач, решают их. Принимают активное участие в составлении алгоритма нахождения среднего арифметического числа.

5.Физминутка


- Мы становимся все выше,


Достаем руками крыши.


Раз-два — поднялись,


Раз-два — руки вниз.



Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Улыбаются друг другу.

6 Применение знаний и умений. Первичное закрепление


-Давайте найдем с вами среднее арифметическое первых семи натуральных чисел.

-Для начала вспомним, какие числа мы называем натуральными?

-Ноль это натуральное число?

-Назовите первые семь натуральных чисел?

-Как будем находить?

(1+2+3+4+5+6+7):7=4


Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют в тетрадях задание. Один учащийся комментирует. Выполненное задание сверяют с эталоном.


7. Самостоятельная работа.

-А теперь вы самостоятельно, в тетрадях найдите среднее арифметическое чисел (с комментариями с места);

  1. 25;8;12. (25+8+12):3=15

  2. 17;21;12;10. (17+21+12+10)=15

  3. 11;25;13;7;14. (11+25+13+7+14)=14


Уч-к стр.49, №1(1,2)


-Если вы заметили, что у вашего соседа по парте, что то не получается или вызвало затруднение, помогите ему.



.

Самостоятельно отыскивают среднее арифметическое. При необходимости помогают более слабому соседу по парте.

8. Информация о домашнем задании

текст учебника на стр.48 прочитать и разобрать.

стр. 50 №1, 8, №7(1ст.)

Учащиеся записывают домашнее задание, слушают учителя, задают вопросы

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята, наш урок подходит к концу…

- Какую учебную задачу мы ставили сегодня на уроке?

- Удалось ли нам её достигнуть?

-А теперь давайте подведем итог нашей деятельности. Как ответить на вопрос: «Что мы узнали?»(Мы узнали, что такое среднее арифметическое»). -Вы, наверное, уже заметили, что в этом же определении содержится ответ на вопрос «Как?»

Проговорить с учениками алгоритм нахождения среднего арифметического. -А где же применяется данное понятие?» (средний бал в гимнастике, фигурном катании, среднесуточная или средне годовая температура, средняя скорость автомобиля, средняя заработная плата)

Мы с вами хорошо поработали сегодня на уроке я отметила и оценила работу всех вас, особенно хочу отметить следующих ребят:…

А теперь я предлагаю вам оценить нашу с вами работу на уроке. Если вам понятна новая тема, если вам понравился урок нарисуйте в тетради улыбающегося смайлика.

Если новая тема вызвала у вас затруднения или вы ее совсем не поняли – нарисуйте грусного смайлика.

А теперь наш урок окончен, спасибо вам всем за помощь и внимание.





Отвечают на вопросы, подводят итоги, ищут области применения среднему арифметическому, дают свою оценку уроку.













С - 75+25+50=


Е - 15+111+45+89=


Ф - 199+55+1+105=


И - 348+35+52=



А – 150+25+50+40=


И – 213+69+31=


Т – 215+51+85+49=


Д – 19+25+181=





Р – 125+50+25=


М – 141+23+159+47=


Ч - 66+112+288+14=


Е – 147+352+153+48=


Н – 37+37+163=


К – 114+286+203=


Е – 29+47+471=


Д – 19+25+181=





Е – 117+10+83=


О – 36+425+144=


С – 329+198+71=


Р -142+23+77+58=


Е – 13+39+287+51=


Ф – 199+55+1+105=


С – 75+25+50=


О – 36+425+144=





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!