СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие в мир Шекспира."Нет повести печальнее на свете..."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все искусства имеют единую основу – жизнь.  Пока жив человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть прекрасное и  безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, мир и война, жизнь и смерть. Отношение к этим вечным темам воплощается в художественных образах различных видов искусств.

Просмотр содержимого документа
«путешествие в мир шекспира»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Липовская ОШ Сеченовкого района Нижегородской области











Урок музыки в 8-м классе по теме:

" Путешествие в мир Шекспира»"























Подготовила: Гужанова Н.Н. учитель музыки

первой квалификационной категории





Урок 8кл «Путешествие в мир Шекспира. «Нет повести печальнее на свете…»

Тип урока: интегрированный .

Предметы: музыка, ИЗО искусство, английский язык

ЦЕЛЬ: обобщение пройденного материала по теме «Творчество В.Шекспира в произведениях искусства», развитие творческих способностей двуязычных учащихся. воспитание гармонически – развитой личности.

ЗАДАЧИ:

1. Приобщение учащихся к великим образцам классического искусства;

2. Формирование этических, нравственных представлений, толерантности, воспитание позитивного мироощущения;

3. Воспитание художественного вкуса у детей;

4. Активизация речемыслительной деятельности учащихся;

5. Развитие монологической речи;

6. Закрепление лексического материала;

7. Воспитание межличностных отношений среди детей

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Видеофрагмент и аудиофрагмент из балета С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» ( сцена на балконе);

2. Видеофрагмент из мюзикла Л.Бернстайна «Вестсайдская история»;

3. Компьютерная презентация мероприятия «Путешествие в мир Шекспира…»

4. Портреты В.Шекспира, С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, Л. Бернстайна.



ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Музыкальный центр;

2. Компьютер;

4. Видеопроектор;

6. Экран.



ХОД УРОКА

Учитель музыки и изо: Все искусства имеют единую основу – жизнь. Пока жив человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, мир и война, жизнь и смерть. Отношение к этим вечным темам воплощается в художественных образах различных видов искусств.

- Сегодня мы совершим путешествие в эпоху готики - это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. История сохранила для нас множество шедевров архитектуры готического стиля. У каждого из них своя история и своя судьба. Как готический стиль отразился в арх-ре?

Ученик : Ярче всего готика проявляется в архитектуре. Готический стиль – это исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Этот стиль получил классическое выражение во Франции, которую по праву считают родиной готики.

Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление стремительного порыва в высь. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150 метров. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский (Франция) имеет в длину 130 метров, а чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра.

Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев. И все это освещалось волшебным светом, льющимся сквозь окна- витражи.

Ученик : Витраж - это произведение из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

-Витражи принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства. Цветные стекла витражей, причудливо преображавшие солнечный свет, создавали иллюзию реального присутствия библейских и житийных персонажей. Но в храмовый декор проникали не только герои христианской легенды – здесь нашлось место для сцен трудовой жизни, для светских властителей, для сказочных животных.

Ученик: Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. Причем самые крупные сооружения, и, прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Назначение готического храма было не только культовым, он служил и центром общественной жизни в городе. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Разного рода светские и церковные церемонии устраивались и на соборной площади, собирая толпы горожан. Соборы строились «всем миром», часто сооружение их длилось десятки лет, а иногда и несколько веков.

Учитель музыки и изо: -Как вы думаете, а где еще можно было встретить готический стиль? (ответы)

-- Вы правы, готический стиль находил выражение в различных областях искусства, в том числе и в оформлении книги.

Уч-ся - Заостренные, будто изломанные буквы готического письма напоминают кружева. Текст начинался с изысканного инициала – заглавной буквы, от которой отходят тонкие и нежные веточки или усики, образующие замысловатый орнамент. На этих усиках художники рисовали забавные фигурки акробатов, дракончиков.

Орнамент обрамляет весь текст, как рама картину.

Учитель музыки и изо:- Как готический стиль так же наложил свой отпечаток на одежду?

Уч-ся :- В одежде как мужчин, так и женщин, акцентировались такие элементы, как зазубренные края в нарядах, высокая талия со шнуровкой, а также головные уборы заостренной формы, , остроконечные чепцы -геннины, которые напоминали устремленный ввысь шпиль собора и порой достигали в длину почти одного метра и с такими же остряками туфли. В моду входят длинные плащи для мужчин и шлейфы для женщин. Стоит отметить, что чем длиннее у женщины был шлейф, тем более высокое положение в обществе она занимала. Готика в одежде средневековья предполагала использование такой ткани как бархат, а вот в качестве расцветки преобладали яркие цвета и растительные орнаменты

Учитель муз.: Шекспир жил в эпоху необычайного расцвета ремесел и искусств, науки и торговли. Эта эпоха нуждалась в титанах и породила титанов. Шекспир был одним из титанов своей эпохи

Учитель англ.яз. и уч-ся на английском языке. Доклады учащихся о жизни и творчестве Шекспира.

Учитель муз.: Перенесемся мы, друзья,

Минуя время, годы и столетья, во глубину веков,

В пучину страсти и вражды, семейных дрязг…

Монтекки против Капулетти…

Стих-е (уч-ся) отрывок из «Ромео и Джульетта» Шекспир

Учитель музыки: Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы еще раз встретиться с героями бессмертного творения В.Шекспира «Ромео и Джульетта». На уроках музыки мы встречались с этим произведением, воплощенным в различных жанрах музыки, театра и кино. Мы попытаемся ответить на вопрос, почему образы Ромео и Джульетты и сегодня привлекают воображение человечества, продолжают жить в мировом искусстве. Какие нити связывают старинное итальянское предание о влюбленных, погибших из-за родовой вражды их семей, трагедию Шекспира о Ромео и Джульетте, увертюру – фантазию Чайковского, балет Прокофьева, мюзикл Бернстайна на тот же сюжет?

Ученик : Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» - одно из самых известных произведений П.И.Чайковского. Он даже задумал сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры – фантазии. Чайковский ясно представлял себе будущую оперу. «Это будет самый мой капитальный труд, - писал он своему брату Модесту Ильичу. - Как я мог до сих пор не видеть, что я как -будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера.… Есть любовь, любовь, любовь…».

Прослушайте начало увертюры, лирическую тему любви.

Звучит аудиофрагмент музыки Чайковского

Ученик : С.С.Прокофьев – русский композитор, национальная гордость России, один из самых исполняемых композиторов современности. Страсть к театру преследовала всю его жизнь. Музыка балета «Ромео и Джульетта» поражает глубиной мысли, точностью портретных зарисовок, реалистической силой образов. Композитору удалось с необычайной реалистичностью передать любовь и ненависть, что составило зерно драматургии балета. Они то развиваются параллельно, то вступают в столкновение, порождая конфликты. Если образы любви принадлежат к сфере высокопоэтичных, лирических, то образы зла, вражды (Монтекки и Капулетти) обрисованы музыкой мрачной, зловещей, грубо прямолинейной.

Звучат видеофрагмент «Джульетта-девочка».

Ученик : Один из величайших мюзиклов всех времен и народов на музыку Леонардо Бернстайна, американского композитора и дирижера 20 века. Сюжет построен на бессмертной истории Ромео и Джульетты, а действие разворачивается в современной Америке. На улицах Манхэттена враждуют две группировки беспризорных юнцов: уроженцы Нью-Йорка «Джеты» и «Акулы», приезжие пуэрториканцы из бедных семей. Пуэрториканскую девушку Марию полюбил американец Тони, но их любовь заканчивается трагически сценой отчаяния Марии над телом убитого Тони.

Ученик : Сюжет бессмертной трагедии Шекспира продолжает привлекать режиссеров театра и кино. Известны два фильма: итальянского режиссера Франко Дзеффирелли и австралийского режиссера Бэза Лурмэнна (с Клэр Дэнэ и Леонардо Ди Каприо в главных ролях). Итальянский композитор Нино Рота и американские композиторы Кейдж Армстронг, Мариус де Вриес и Иелии Хупер «прочитали» трагедию на языке современной вокально-инструментальной музыки.

Видеофрагмент.

Ученик: Мюзикла «Ромео и Джульетта» Самой популярной версией мюзикла "Ромео и Джульетта" стала оригинальная, французская постановка – "Roméo et Juliette "

Французская версия мюзикла была действительно настоящим зрелищем. Это один из самых популярных французских мюзиклов, и на нём побывало более миллиона человек. Премьера мюзикла состоялась 19 января 2001 г. Количество проданных аудиодисков с записью французской постановки мюзикла превысило три с половиной миллиона экземпляров лишь за первый год реализации, а к настоящему времени альбом уже стал мультиплатиновым. Автором мюзикла стал известный французский композитор Жерар Пресгурвик . Жерар Пресгурвик написал не только музыку, но и либретто к спектаклю. За постановку танцев отвечал европейский хореограф Реда.

Ученик : Было сделано еще несколько разных версий мюзикла: на фламандском, венгерском, английском, немецком языках.

Премьера Российской постановки мюзикла "Ромео и Джульетта состоялась 20 мая 2004 года в театре Оперетты в Москве. На каждую роль было выбрано по три исполнителя.

Исполнение уч-ся( номер из мюзикла) «Короли ночной Вероны»

Учитель муз.: Мы читаем произведения Шекспира, мы смотрим их в театре и кино с чувством огромного художественного наслаждения, и хотя в области знаний и истолкования действительности мы шагнули с тех пор неизмеримо далеко вперед, шекспировские мысли и образы поражают нас своей глубиной и проницательностью.

Среди великих писателей прошлого Шекспир занимает одно из самых первых мест. Хотя с тех пор, как он жил и писал, прошло более трех столетий, его произведения и теперь сохраняют для нас всю свою свежесть и непосредственную убедительность

Учитель музыки: (ребята в театральных масках)

Весь мир – театр, и люди в нём актёры,

Таланты разные нам при рождении даны.

Шуты и гении – все рвёмся в режиссёры,

Надеясь стать хозяевами жизни и судьбы.

Под масками порой скрываемся всё чаще,

Суфлеров держим ради этой маски. А жизнь уходит.

И все дальше, дальше играем роль, в которой много фальши.

Остановись! ( все сбрасывают маски) И отыграй достойно, честно

Тебе доверенную Богом роль. На сцене театра жизни, как известно,

Тебя не сможет заменить дублёр (подходят к краю сцены)

Шекспир, ушел ты за кулисы-смерть,

Оставив сцену - жизни круговерть. Но знай же: все твои творенья

Найдут в аплодисментах продолженье. ( начинают аплодировать себе)

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Текст песни «Короли ночной Вероны»

  1. Мир поделен злом и добром, Очень непросто в нем быть королем,

И в этом мире бывает порой, Не разобраться кто шут, кто король.

Быть королем, жить под замком, Утром война, а днем светский прием.

Сильные мира вдали от земли, Не понимают, что мы короли.

Припев : Короли ночной Вероны нам не писаны законы

Мы шальной удачи дети мы живём легко на свете.

В нашей жизни то и дело душу побеждает тело,

Рождены мы для любви, а в ней мы просто короли.

2. Счастье не вечно, слава слепа, А королей выбирает толпа.

Мы вызываем судьбу на дуэль, Нам наплевать кто охотник, кто цель.

Игры с судьбою смешны и пусты, Мы за собою сжигаем мосты,

И неизменно во все времена, Только любовь миром править должна.

Припев : Короли ночной Вероны Нам не писаны законы,

А кто в замках под замками, Те нам кажутся шутами.

В нашей жизни то и дело Душу побеждает тело,

Но Господь за все за это Нас простит уже к рассвету.

Короли ночной Вероны Нам не писаны законы

Мы шальной удачи дети Мы живём легко на свете.

В нашей жизни то и дело Душу побеждает тело,

Но Господь за все за это Нас простит уже к рассвету.



Короли ночной Вероны Нам не писаны законы,

А кто в замках под замками, Те нам кажутся шутами.

В нашей жизни то и дело Душу побеждает тело,

Рождены мы для любви, А в ней мы просто короли.

Короли ночной Вероны Нам не писаны законы

Мы шальной удачи дети ,Мы живём легко на свете.

В нашей жизни то и дело Душу побеждает тело,

Рождены мы для любви, А в ней мы просто короли.

Просмотр содержимого презентации
«Путешествие в мир Шекспира»

Путешествие в мир Шекспира   МБОУ «Липовская» основная школа учитель музыки Гужанова Н.Н.

Путешествие в мир Шекспира

МБОУ «Липовская» основная школа

учитель музыки Гужанова Н.Н.

Цели проекта

Цели проекта

  • обобщение пройденного материала по теме «Творчество В.Шекспира в произведениях искусства», развитие творческих способностей двуязычных учащихся. воспитание гармонически – развитой личности.
Задачи проекта   1.  Приобщение учащихся к великим образцам классического искусства; 2.  Формирование этических, нравственных представлений, толерантности, воспитание позитивного мироощущения; 3.  Воспитание художественного вкуса у детей; 4.  Активизация речемыслительной деятельности учащихся; 5.  Развитие монологической речи; 6.  Закрепление лексического материала; 7.  Воспитание межличностных отношений среди детей

Задачи проекта

1. Приобщение учащихся к великим образцам классического искусства;

2. Формирование этических, нравственных представлений, толерантности, воспитание позитивного мироощущения;

3. Воспитание художественного вкуса у детей;

4. Активизация речемыслительной деятельности учащихся;

5. Развитие монологической речи;

6. Закрепление лексического материала;

7. Воспитание межличностных отношений среди детей

Архитектура Средневековья Готикой считают искусство периода XII-XVI столетий. Оно стало закономерным результатом развития средневекового мира. Готика в архитектуре, живописи, скульптуре представляется невероятной красотой, наполненной торжественной мрачностью и холодной строгостью.

Архитектура Средневековья

Готикой считают искусство периода XII-XVI столетий. Оно стало закономерным результатом развития средневекового мира.

Готика в архитектуре, живописи, скульптуре представляется невероятной красотой, наполненной торжественной мрачностью и холодной строгостью.

архитектура В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей.  Люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры.  Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей,  обращало к религии. Франция. Собор а Шартре.

архитектура

В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей. Люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры. Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей,

обращало к религии.

Франция. Собор а Шартре.

ВИТРАЖИ Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев. Роза, круглое окно в романских и главным образом готических постройках 12—15 вв., имеющее каменный переплёт в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка.  Розой назывались также аналогичного вида декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий

ВИТРАЖИ

Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев.

Роза, круглое окно в романских и главным образом готических

постройках 12—15 вв., имеющее каменный переплёт в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка.

Розой назывались также аналогичного вида декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий

Костюм готического периода (XIII-XV вв.)

Костюм готического периода (XIII-XV вв.)

Костюм готического периода (XIII-XV вв.)

Костюм готического периода (XIII-XV вв.)

Уильям  Шекспир  (1564-1616)

Уильям Шекспир (1564-1616)

  • Уильям Шекспир признан одним из величайших гениев эпохи Возрождения. Он является одним из самых читаемых писателей ренессансной эпохи. Его творчество поражает и восхищает, служит образцом для подражания, а интерес к его наследию неуклонно растет.
Всем, что мы знаем о Шекспире, мы обязаны нескольким поколениям
  • Всем, что мы знаем о Шекспире, мы обязаны нескольким поколениям

исследователей,

трудившихся

на протяжении двух с

половиной веков, чтобы

восстановить

обстоятельства

жизни великого

драматурга. Помогают в

этом и его произведения.

Дом, в котором родился английский писатель

Дом, в котором родился

английский писатель

Единственное достоверное известное изображение — гравюра из посмертного «Первого Фолио» (1623) работы Друшаута -
  • Единственное достоверное известное изображение — гравюра из посмертного «Первого Фолио» (1623) работы Друшаута -

художника

голландского

происхождения. 

Герб с девизом рода Шекспиров  — пер. с фр. «Не без права»

Герб с девизом рода Шекспиров

 — пер. с фр. «Не без права»

Шекспир в искусстве

Шекспир в искусстве

Shakespeare (англ.) «потрясатель копья»  За время работы в театре «Глобус» Шекспир создал  37 оригинальных пьес, сюжеты для которых черпал из итальянской новеллы, биографий греческих и римских деятелей, хроники английских королей. Театр «Глобус»

Shakespeare

(англ.)

«потрясатель копья»

  • За время работы в театре «Глобус» Шекспир создал 37 оригинальных пьес, сюжеты для которых черпал из итальянской новеллы, биографий греческих и римских деятелей, хроники английских королей.

Театр «Глобус»

Театр «Глобус»

Театр «Глобус»

  • Название «Глобус» заимствовано из греческой мифологии и указывает на Геркулеса, который держал на своих плечах земной шар.
  • При короле Джеймсе I театр получил статус «Королевского».
«Ромео и Джульетта» II пол.XIXв. м у з ы к а  П.И. Чайковский I пол.XXв . С.С. Прокофьев середина XXв. Нино Рота начало XXIв. Жерар Пресгюрвик

«Ромео и Джульетта»

II пол.XIXв.

м

у

з

ы

к

а

П.И. Чайковский

I пол.XXв .

С.С. Прокофьев

середина XXв.

Нино Рота

начало XXIв.

Жерар Пресгюрвик

Петр Ильич  Чайковский  (1840-1893) Увертюра-фантазия  «Ромео и Джульетта»

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Увертюра-фантазия

«Ромео и Джульетта»

Сергей Сергеевич Прокофьев  (1891-1953) Балет  «Ромео и Джульетта»

Сергей Сергеевич

Прокофьев (1891-1953)

Балет

«Ромео и Джульетта»

Нино  Рота  (1911-1979) Музыка к кинофильму  «Ромео и Джульетта» (режиссер Франко Дзеффирелли, 1968)

Нино Рота (1911-1979)

Музыка к кинофильму

«Ромео и Джульетта»

(режиссер Франко Дзеффирелли, 1968)

«Ромео и Джульетта» режиссер Франко Дзеффирелли  (1968)

«Ромео и Джульетта»

режиссер Франко Дзеффирелли

(1968)

Жерар  Пресгюрвик   Мюзикл  «Ромео и Джульетта» 2001

Жерар Пресгюрвик

Мюзикл

«Ромео и Джульетта»

2001

Сцены из мюзикла

Сцены из мюзикла

Русская версия мюзикла (2004)

Русская версия мюзикла (2004)

Вывод

Вывод

  • Мы читаем произведения Шекспира, мы смотрим их в театре и кино с чувством огромного художественного наслаждения, и хотя в области знаний и истолкования действительности мы шагнули тех пор неизмеримо далеко вперед, шекспировские мысли и образы поражают нас своей глубиной и проницательностью.
Среди великих писателей прошлого Шекспир занимает одно из самых первых мест. Хотя с тех пор, как он жил и писал, прошло более трех столетий, его произведения и теперь сохраняют для нас всю свою свежесть и непосредственную убедительность.
  • Среди великих писателей прошлого Шекспир занимает одно из самых первых мест. Хотя с тех пор, как он жил и писал, прошло более трех столетий, его произведения и теперь сохраняют для нас всю свою свежесть и непосредственную убедительность.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!