Устный счет. 1) Раскройте скобки: a - (b + c + d – k - f) a - (-b - c – d + k + f) a - (b – c + d – k + f) a - (b –c + d – k + f) - Правила раскрытия скобок. - Вот как эти правила звучат в стихотворной форме: Перед скобкой плюс стоит Он о том и говорит, Что ты скобки опускай, Да все числа выпускай. Перед скобкой минус строгий Загородит нам дорогу. Чтобы скобки убирать, Надо знаки поменять. 2) Упрости: -15a (-2)d, 3mn (-4) 3) Найди ошибку: а) (-2+a-b)-(-3a+2b-7)=-2+a-b+3a-2b-7 б) -(0,5-2x)-(1-x)=0,5+2x-1+x Сообщение темы урока. Тема урока: «Подобные слагаемые». Сегодня на уроке мы выясним, какие слагаемые называются подобными, научимся складывать (приводить) подобные слагаемые. Изучение нового материала. - Вспомним распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. (a + b) c = a c + b c (a - b) c = a c – b c Опред. Замена выражений (a + b) c, (a - b) c выражениями a c + b c, a c – b c называется раскрытием скобок. Примеры (в тетрадях): -2 (a + b - c) = 6 (-a - b + d) = (-a – b – c) (-4) = (2a + 3b – 4c) 5 = Упростить выражение: 5а + 2а – 12а = а (5 + 2 – 12) = -5а. ? Что общего у слагаемых? ? Чем отличаются? В выражении 5а + 2а – 12а все слагаемые имеют одинаковую буквенную часть и отличаются друг от друга только коэффициентом. Такие слагаемые называются подобными. Подобный – похожий на что, схожий с чем, близкий, подходящий, одного вида, образа, свойств или качеств. (Из толкового словаря В.И. Даля) Опред. Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть, называются подобными слагаемыми. ? Приведите примеры подобных слагаемых. ? Как вы думаете, что значит привести подобные слагаемые? Чтобы сложить (или привести) подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть. Работа с книгой. с.224. Прочитать два определения. с.225. Рубрика «Говори правильно». Закрепление изученного материала. -3а + 6а – 9а = 7ab – 3ab + 2ab = -8c + 3c + 8c = -k + 4k – 7k = №№1281 (а-г), 1282 (а-в), 1283 (а-д), -15с -15а + 8а + 4с = -21х – 23у + 17х + 26у = Психофизиологическая пауза. - Человек обладает положительными и отрицательными качествами. Распределите эти качества на координатной прямой. - К чему должен стремиться человек? Какими качествами, которых у вас нет, вы бы хотели обладать? - Поставьте жирную точку на координатной прямой. Самостоятельная работа. 1 вариант 1. Вычислить: -5,37+9,29+4,37 2. Упростить выражение: 8b+12b-21b+b x+y-x-y+4 10a-a-b+7b | 2 вариант 1. Вычислить: -6,28+4,83+3,28 2. Упростить выражение: 7m+16m-24m+m a+b-b-a-7 25n-n-m+12m | Проверка самостоятельной работы. Ответы: 8,29 0 4 9a + 6b | 1,83 0 -7 24n+11m | Решение задач. №1297. Подведение итогов урока. - С чем мы познакомились на уроке? - Что мы называем подобными слагаемыми? - Что значит привести подобные слагаемые? - Что вам понравилось на уроке? - Что было трудно? - С каким настроением вы уходите с урока? (улыбнулись мне, друг другу, гостям). Домашнее задание. П.41, №№1304 (а, б), 1305 (а, б), 1306 (а - г), 1311* Оценка учащихся. Игра «Математический феномен». Предлагаю каждому из учеников задумать любое число, прибавить к нему какое-то другое число, умноженное на 2. Найденную сумму разделить на 2, из частного вычесть то число, которое умножали на 2. Результат всегда составляет половину задуманного числа. (a + 2b) : 2 – b = а : 2. |