СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 8 классе "Синтаксический анализ словосочетания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе "Синтаксический анализ словосочетания"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юголукская средняя общеобразовательная школа






















Технологическая карта урока русского языка в 8 классе на тему

«Синтаксический анализ словосочетаний»















Подготовил: Королева Л.И.

учитель русского языка и литературы



















с. Юголок 2023 г.


Дата проведения: 15.11.23

Класс: 8

Тема: Синтаксический анализ словосочетаний

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель: Актуализировать знания по темам: «Словосочетание», «Виды словосочетаний по главному слову», « Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)».

Задачи урока:

  • Образовательные: 

- повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;

- закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;

-  закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;

- изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;

- формировать навыки синтаксического разбора словосочетания.

  • Развивающие:

- развивать мышление и общеучебные навыки и умения;

- содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции.

Воспитательные:

- воспитывать ответственность за качество своих знаний;

- воспитывать любовь к родному русскому языку;

- воспитывать любовь к Родине.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

- стремиться к совершенствованию собственной речи;

- испытывать потребность в самовыражении через слово;

-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.

  • Метапредметные:

Познавательные УУД:

-самостоятельно формулировать тему;

-сравнивать и анализировать, выделять главное;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.

Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- различать в речи другое мнение, доказательства, факты.

  • Предметные результаты:

 систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

- формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;

- формирование умения выполнять синтаксический разбор словосочетания.



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент


Цель: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

Приветствие учащихся.


- Я рада видеть вас и гостей на уроке.

- Предлагаю вам поделиться друг с другом хорошим настроением (улыбкой)


— Садитесь те, у кого день рождения в ноябре!

— Садитесь те, у кого день рождения осенью!

— Садитесь те, кто любит осень!

— Садитесь те, кто сегодня настроен творчески работать на уроке!


Проверка готовности учащихся к уроку.


-Записываем число.


-Не забываем оценивать свою работу. На партах у вас лежат оценочные листы.

Приветствуют учителя и гостей.



Улыбаются друг другу








Ученики садятся








Записывают в тетрадях дату.

Регулятивные:

уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».

Коммуникативные:

участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества

2.Актуализация опорных знаний


Цель: повторить и обобщить сведения о словосочетании,

выяснить уровень освоения материала

- Какую тему мы с вами изучаем?

- Предлагаю вам вспомнить всё, что вы знаете о словосочетании.

Учащиеся делятся на 2 группы и на доске создают кластер «Словосочетание»


Заполняют лист самоконтроля.

Познавательные: анализ, синтез, выбор основания для сравнения.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Умения совместной деятельности: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

3. Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи


Цель: подвести детей к самостоятельной формулировке темы и постановке цели урока.

- У вас на партах карточки с текстом. Прочитайте текст.


- О чём этот текст?

- Что самое главное хотел сказать автор?

-Какими чувствами пронизан текст?

- Почему мы называем нашу страну Родиной?

- А Отечеством?

- С кем сравнивается Родина?


- Прокомментируйте задание к тексту. (Выпишите из первого предложения именное словосочетание и произведите его синтаксический разбор).




- Попробуем сформулировать тему урока.

- Запишем тему урока в тетрадь.


- Какими знаниями по теме мы должны владеть?

- Какой  будет наша ближайшая цель на уроке?

Читают текст.



Отвечают на вопросы.









Приходят к выводу, что не знают, как выполнять синтаксический разбор словосочетания.


Формулируют тему, записывают в тетрадь.




Формулируют цель урока.

Регулятивные:

планирование решения практической задачи (вычленение словосочетания из предложения) индивидуальным образом, формирование умений работать по алгоритмам.

Познавательные: уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение сотрудничать

Умения совместной деятельности: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

4. Работа над новой темой, открытие нового знания


Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

Организует знакомство с порядком и образцом синтаксического разбора словосочетания по учебнику (стр.42)





- Составьте инструкцию для учащихся, как правильно разбирать словосочетание (карточки на парте)

Знакомятся с планом и образцом разбора, анализируют, делают выводы.

Самостоятельно формулируют результат наблюдения.

Составляют инструкцию и сами проверяют.

Заполняют лист самоконтроля.

Регулятивные:

выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. Познавательные: уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

5.Физкультминутка


Цель: снять усталость и напряжение

- А теперь немного отдохнем.


«Немой опрос»

- Предлагаю вам поиграть: нужно встать, когда услышите словосочетание со связью согласование: 

веселые крики, играл лучами,

великолепный день,

прислушиваться к звукам,

спящий лес,

глубокие сугробы,

прозрачные кружева.

Выполняют упражнения.


6.Первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму


Цель: выработать навыки работы по алгоритму, закрепить  полученные знания

- Выполните задание к тексту (распечатка)

Один ученик работает у доски. Проговаривает свои действия.

Остальные – в тетради.

По изученному плану выполняют синтаксический разбор выписанных словосочетаний.


Осуществляют взаимопроверку.

Заполняют лист самоконтроля.

Регулятивные:

формирование навыков решения практической задачи (составление словосочетания, вычленение словосочетания из предложения) индивидуальным образом, формирование умений работать по алгоритмам, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании».

Познавательные: уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

7.Закрепление и повторение изученного, включение нового знания в систему знаний и повторение


Цель: закрепить  полученные знания

Организует самостоятельную работу.

- Выпишите другие словосочетания из текста и выполните их синтаксический разбор.


Организует индивидуальную работу.

Производят синтаксический разбор словосочетаний.


Работают в парах.


Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном, формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом.

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

8. Рефлексия и оценивание


Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

- Закончи предложение:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Выставление отметок.

Отвечают на вопросы.












Оценивают себя.

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

9.Домашнее задание


Цель: включение в систему знаний и повторение,

ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению домашнего задания.

Домашнее задание:

записать 3 словосочетания на каждый вид связи и выполнить их синтаксический разбор (запись на доске)

Записывают домашнее задание, задают вопросы.


Регулятивные: самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.

Личностные:

формирование умений к самоанализу результатов

ПРИЛОЖЕНИЕ



ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ


Фамилия, имя ученика________________________________________________________

 

Вид задания

Отметка

  1. Создание кластера «Словосочетание»

 

  1. Инструкция по выполнению синтаксического разбора словосочетания

 

  1. Синтаксический разбор словосочетаний

 

 Общая отметка

 






Инструкция по выполнению синтаксического разбора словосочетания


  1. Выпишите……………………………………..из предложения

  2. Назовите главное и …………………………….слово

  3. Задайте…………………….от главного слова к зависимому

  4. Определите, какой частью…………….выражено………………….слово

  5. Определите, какой частью…………….выражено………………….слово

  6. Назовите средства грамматической связи (выделите окончание у ……………слова и предлог)

  7. Определите вид словосочетания (именное,………………………, наречное)

  8. Укажите вид подчинительной связи (согласование, управление, …………………)


Проверьте себя. Если правильно написали 9-10 слов, ставите «5»

7-8 слов – «4»

4-6 слов – «3»




Инструкция по выполнению синтаксического разбора словосочетания


  1. Выпишите словосочетание из предложения

  2. Назовите главное и зависимое слово

  3. Задайте вопрос от главного слова к зависимому

  4. Определите, какой частью речи выражено главное слово

  5. Определите, какой частью речи выражено зависимое слово

  6. Назовите средства грамматической связи (выделите окончание у зависимого слова и предлог

  7. Определите вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)

  8. Укажите вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)




Константин Ушинский

Наше отечество.

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

Выпишите из последнего предложения именное словосочетание и произведите его синтаксический разбор.



























Список литературы и интернет-ресурсов


https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/vneklasnoe-chtenie-2-klas/ushinskii-nashe-otechestvo.html?ysclid=lrc5njx7zg612733185


https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-8-klass-sintaksicheskii-razbor-slov.html?ysclid=lrc5onlfh5583074818


https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/04/20/refleksiya-na-urokakh


https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/12/03/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu


https://multiurok.ru/index.php/files/sintaksicheskii-razbor-slovosochetaniia-2.html?ysclid=lrc5sfqoem401423865





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!