СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открывая другие миры

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открывая другие миры»

Откровенный разговор

«ОТКРЫВАЯ ДРУГИЕ МИРЫ»

Слайд (название)

Добрый день! Сегодня мы встретились с вами на психологическом уроке, тема которого звучит так: «Открывая другие миры». Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы)

На самом деле, сегодня мы поговорим о людях, которые живут среди нас, но мы часто не замечаем их или стараемся отгородиться, потому что они чем -то отличаются, от нас, они другие. Находясь в обществе, эти люди остаются наедине с собой, в каком – то своем замкнутом мире. Хотя они такие же люди как и мы и среди них много добрых, трудолюбивых , сильных духом и даже талантливых людей достойных уважения! Да, но только отношение к этим людям в обществе, мягко говоря, неоднозначное, иногда даже негативное.

Поэтому сегодня поговорим о толерантности.

Что же это такое? Может быть, не всем понятно это слово, некоторым даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт в себе, очень важен для существования и развития человеческого общества.

  Давайте посмотрим, как оно переводиться с разных языков мира

Слайд (на языках)

На испанском – означает способность признавать другие, идеи или мнения.

На английском – готовность быть терпеливым, снисходительным.

На французском – означает, что другие могут думать и действовать иначе.

На арабском – означает прощение, снисхождение, милосердие, расположенность к другим.

Н а русском – значит терпимость, выдержанность, умение считаться с мнением других.

  – А что же объединяет эти определения?

Слайд (толерантность+)


Толерантность – это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.


Что бы стать толерантным человеком нужно научиться понимать чувства других людей, уметь ставить себя на место того, кто остался один, кому плохо.


ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЗНАЧИТ НЕРАВНОДУШИЕ!

Что же чувствует человек, когда сталкивается с одиночеством и непониманием? Давайте проверим.

Слайд (ворона)

(игра на три вороны)


Я вам предлагаю поиграть в одну игру. Игра называется «Белая ворона».

(Внимание! Послушайте задание)


1. Сейчас я пройду с мешочком, в котором лежат кружки – половина красных, половина – зеленых и только один – белый. Вы, выбираете один, не глядя.


2. После того, как все круги будут разобраны, вы встаете и объединяетесь по цвету. Справа группируются красные, слева - зеленые. Да, и самое главное, когда подойдете к своим, обязательно пожмите всем руки и подмигните.


3.Тот, у кого белый круг выходит к доске и поворачивается к вам лицом.

(Прохожу с мешочком)

Все распределились и нашли своих?

А теперь повернитесь, пожалуйста , и посмотрите молча на белую ворону, а потом все молча повернитесь к нему спиной.


(Обращение к белому): что ты почувствовал, когда остался один, все отвернулись, потому, что ты не такой, как все? Попадал ли т в подобную ситуацию?

Спасибо, а теперь прошу всех повернуться лицом.


(К остальным): Как вы думаете, что чувствует человек в такой ситуации?

Зеленые и красные, что вы почувствовали, когда нашли своих, похожих на себя по цвету?

Как вы отнеслись к одинокому человеку?

Кто – нибудь хотел бы оказаться на его месте? Почему?


Вывод: Каждый человек может оказаться в этой роли. Прежде чем обидеть, обозвать и посмеяться на другим задумайтесь над этим .


(Белым): На самом деле вы не одни. Мы с вами. Ребята, давайте возьмемся все за руки, и образуем круг, как одно целое. Пусть они почувствуют, что мы с ними, рядом.

Надеюсь теперь, вы понимаете, что испытывают отвергнутые обществом другие, непохожие на нас люди. Это упражнение хорошо демонстрирует, как

каждому человеку (и вам и особым людям тем более), всем хочется тепла и внимания и нам не трудно это сделать.

Посмотрите, пожалуйста, этот клип. Клип (Мишка)

Как вы думаете, о чем этот клип? (ОТВЕТЫ) Действительно…..

Умственно отсталый человек с физическим недугом, которому так не хватало в жизни теплоты, принял участие в акции «Обними меня» в костюме плюшевого мишки и был счастлив.


Слайд (одинаковое право)


Действительно, все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия, мы принадлежим к роду человеческому и каждый из нас неповторим и по -своему значим.


Беседа об отношении к инвалидам.


Вы знаете, сегодня мне особо хотелось бы остановиться и поговорить о терпимом и гуманном отношении к людям с ограниченными возможностями (с ОВЗ).

Иногда так бывает в жизни, что кто – то с рождения, кто – то по болезни, а кто- то в результате несчастного случая попал в тяжелое положение. Возникает вопрос: как быть? Что делать?

Современное общество не всегда готово принять таких людей и считать их равными. А им очень нужно наше признание, не жалость, а именно признание и принятие их такими, какие они есть.

Они приспосабливаются к обществу обыкновенных людей, а государство, общество и лично мы с вами можем помочь им в этом.

Но как?..

Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Какую помощь им может оказать государство? Общество? (КАРТОЧКИ)

1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ (да/ нет)

  • Могут ли работать на компьютерах, врачами, летчиками, учителями, сборщиками в цехах, водителями машин, инженерами, сборщиками в цехах?

  • Могут ли сами перейти через дорогу?

  • Могут ли читать книги?

  • Могут ли заниматься спортом?

  • Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

  • Могут ли учиться в обычной школе?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Какая помощь может быть оказана со стороны общества, государства?





2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ и ГЛУХИЕ ЛЮДИ (да/нет)

  • Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?

  • Могут ли заниматься спортом?

  • Могут ли быть учёными?

  • Могут ли учиться в обычной школе?

  • Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?

  • Могут ли быть изобретателями, учёными?

  • Могут ли быть артистами, музыкантами?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Какая помощь может быть оказана со стороны общества, государства?



3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ (да/нет)

  • Могут ли учиться в обычной школе?

  • Могут ли пользоваться общественным транспортом?

  • Могут ли беспрепятственно ходить на работу?

  • Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?

  • Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

  • Могут ли заниматься спортом и каким видом?

  • Могут ли быть артистами кино?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Какая помощь может быть оказана со стороны общества, государства?

4. группа. ЛЮДИ с синдромом «Дауна» (да/ нет)

  • Могут ли работать на компьютерах, разносчиками продуктов, фотографами, ухаживать за скотом, сборщиками в цехах, выращивать зерновую культуру?

  • Могут ли сами перейти через дорогу?

  • Могут ли обойти препятствие на дороге?

  • Могут ли читать книги?

  • Могут ли заниматься спортом?

  • Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

  • Могут ли учиться в обычной школе?

Обоснуйте свой ответ. Что Могут, что не могут? Какая помощь может быть оказана со стороны общества, государства?

Слайд (Люди с ОВЗ – люди особой заботы)

Сейчас вы сами, только что сказали, какую помощь оказывает людям с ОВЗ государство для того чтобы они смогли адаптироваться среди здоровых людей.

А как лично вы можете проявить терпимость к таким людям? (ответы: не смеяться, помочь, например, перейти дорогу, зайти в транспорт, дружить с ними, приглашать с собой на прогулку в кино, в лес, на отдых и т.д. ………дети сами продолжают список….)

Выставка:……


В связи с широким развитием инклюзивного образования во всем мире, а так же в нашей стране многие школы в том числе и школы нашего города готовы поддержать это направление.

Слайд

Так в рамках государственной программы придерживающейся идеи толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), впервые в Пензе на базе ГБОУ ПО «Губернского лицея интерната для одаренных детей», стало возможным дистанционное обучение 150 - ти детей – инвалидов. В октябре 2015г. школа праздновала свой пятилетний юбилей.

Кроме того, следует отметить, что с 1 ноября 2014г. в Пензе, был открыт реабилитационный Центр «Квартал Луи», созданный по модели сопровождаемого проживания. На базе центра подготавливают молодых инвалидов, оставшихся без родительского попечения, к самостоятельной взрослой жизни. Назван Центр в честь джазового музыканта Луи Армстронга. В основе замысла кроется идея, что жизнь похожа на джаз, она состоит из импровизаций ограничениями].

Слайд

Основателями этого Центра выступила региональная общественная организация «Благовест», а одним из учредителей проекта стал победитель шоу «Минута славы», выпускник Нижнеломовского детского дома - Даниил Анастасьин.

Глядя на таких неравнодушных людей, хочется процитировать замечательные слова французского философа Ф.де Ларошфуко: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми их недостатками».

Слайд (цитата)



А вы знаете, среди людей с ОВЗ есть, люди которые достойны уважения и даже восхищения, потому что судьба их наградила удивительными талантами. Я хочу, чтобы вы по- новому посмотрели на них.

Они великолепно танцуют, не слыша музыки, пишут замечательные стихи, не видя света, а какие картины они рисуют, держа карандаш ногами или зубами. А какую музыку они пишут!


Предлагаю вам прослушать одно произведение наверняка оно вам знакомо. Правильно песня «Дыши со мной» в исполнении группы «Серебро».

Ее написал Макс Фадеев, известный певец, музыкант, композитор и музыкальный продюсер. Только вот написал он ее именно в тот период, когда совершенно потерял слух и многие, кого он считал ранее своими друзьями, отстранились от него. Впервые в жизни он прочувствовал, что значит стать не таким как все, другим.


Максиму Фадееву повезло ему помог восстановить слух известный китайский врач и он смог продолжить свое творчество. Кстати, также участь постигла и композитора Виктора Дробыша.



- А сейчас давайте снова окунемся в мир прекрасного, теперь уже в мир поэзии, и послушаем стихотворение девушки, которую зовут Соня Шаталова. (Прослушивание стихотворения)

- Какое впечатление на вас произвели эти стихи?

- А как вы думаете, что отличает Соню от других поэтов?

- У Сони Ранний Детский Аутизм. Тяжелая форма.

- А теперь взгляните, пожалуйста, на следующие слайды (СЛ. 4, 5, 6) .

- Какое впечатление производят на вас эти картины?

- А вы знаете, кто автор этих картин?

- Автором этих картин является Элисон Лаппер. Женщина, у которой от рождения нет рук. (СЛ. 7, 8)

Многим поражает и вызывает уважение человеческая  стойкость, мужество и несгибаемая сила духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями и вызывает уважение.

ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО. Российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и смогли покорить горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.

А теперь поднимите руки, кто знает, слышал или смотрел пароолимпийские игры?

ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ –это международные спортивные соревнования для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992годя – в тех же городах.

Название «паралимпийские» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям.

Спортсмены- паралимпийцы принимают участие в двадцати летних и пяти зимних видах спорта.

Летние виды спорта: тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, гандбол, настольный теннис, гребля, парусный спорт. (20 видов спорта)

Зимние виды спорта:лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг (5 видов)

Яркий пример спортсменки.

Наталья Януто. Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели , сжав кулаки, стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту.

Можно бесконечно долго перечислять фамилии этих сильных духом людей.

- Скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей? (наличие недуга)

- А какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? (талантливые, смелые, особенные и т. д.) .

- А можно ли сказать, что эти люди ограниченные? (если только в плане здоровья)


Эти люди пришли в мир точно также, как и другие. Их ждали, им радовались. Нет сомнения, что для них очень важно наше уважение, понимание, любовь и доверие. Они ждут от нас этого. Так давайте будем внимательны и милосердны к таким детям и взрослым, будем оказывать им всякую поддержку.

Наше общение хотелось бы закончить словами писателя и поэта- Александра Николаевича Радищева «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».

Помните, что сделав добро, человек сам становиться лучше, чище, светлее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!