«Открывая волшебный мир орфографии» упражнения и методики для развития орфографической зоркости у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Подготовила:
учитель-логопед
МБОУ СОШ № 6
Гезик Е.А.
Расставь их верно, и буквы – отгадку ВАМ скажут … но что они скажут, секрет!
ЗАЛ ? ОВОД
Ма г ическая
Р
Д
Е
Т
Е
У
К
?
Е
Щ
Л
Л
О
К
буква
А
О
А
Найди загадочную букву
Прочитай по последним буквам
Замени буквы
Заполни бусинки буквами.
В первую бусину впиши букву, стоящую перед буквой Н.
В пятую бусину впиши пятую букву алфавита.
Во вторую и четвёртую бусину впиши букву, стоящую в алфавите между буквами Н и П.
В шестую бусину впиши шестую букву алфавита.
В последнюю бусину впиши тридцатую букву алфавита.
Прочти слово
РАС
НЕ
ЕТ
ЛЯ
ТИ
СЕ
БАК
РЫ
СТАВ
Прочитай загадку,
начиная с НЕ
А
Х
Р
А
Б
Р
Е
Ц
Х
Р
А
Б
Р
Е
Ц
Подбери слова,
которые начинаются с букв,
составляющие слово
ХРАБРЕЦ
БОКС!
Займёмся боксом! Вот перчатки.
Надеть их сможет только тот,
Кто буквы в правильном порядке
В пустые клеточки внесёт!
Бокс, окно, кнут, соты,
ринг, идол, нота, глаз.
Докатился - ?
1 минута
Доска, кот, лик, лиса, сила, тик, ток, лак, яд, дол, лодка, сито, код, кол, сок.
На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей Знает каждый грамотей.
Вставьте в скобки слоги из слова ВОРОНА так, чтобы они являлись окончанием первого слова и началом второго.
МЕТ (_____________) ДИНА
СЛО (_____________) ДА
ИКО (_____________) ДЕЖДА
Вставь в скобки буквосочетание так, чтобы оно заканчивало первое слово и было началом второго.
ЛЫ (…..) РАФ
МЫ (…..) РИНА
АЛЫ (…..) СЫ
И (…..) КА
ХО (…..) ДЕСА
РО (…..) ВЕЛЬ
Запиши получившиеся слова. Подчеркни орфограммы.
ЗНАК ВОПРОСА???
ЗАЯЦ
ФИАЛКА
Ж
ДУБ
БАБОЧКА
Р
3
МЕБЕЛЬ
?
ИЮНЬ
5
Л…СНИК
?
ГРИ…
УЧ…НИК
Найдите смысловую связь между верхним и нижним рядами каждого примера. Ответь на вопросительный знак. Ответ обоснуй.
УКАЖИ СЛОВА НА ИЗВЕСТНЫЕ ОРФОГРАММЫ.
согласные
Л
О
гласные
ударные
О
Т
Словарные
слова
ПИСЬМО
Пришло письмо ко мне. Гляжу – Из лагеря, от Мишки…
«Здесь чудный лук. И я лижу».
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
«Здесь лиса, красивый длинный прут…
На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен».
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
Глохомань???
Ено___ - красаец смотрит вни___,
Там потянулась сла___ко ры____ь.
Плывёт могучий бегемо___,
Медве___ь над нерпою ревёт,
И белый голу___ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
Гласная – опасная
Мыслитель
___________Мебель, а тарелка________
___________он, а девочка ____________
___________ имя, а Иванов ___________
___________ утром, а ужин ___________
___________ одежда, а сапоги ________
___________ первый, а май ___________
Чёрная, красная, кабачковая _____________________________
Гороховый, грибной, куриный _____________________________
Куриное, черепашье, крутое _____________________________
Кедровый, лесной, земляной ______________________________
Кедровая, еловая, сосновая _______________________________
Финиковая, кокосовая, банановая __________________________
Дубовый, письменный, обеденный __________________________
Единственный, верный, преданный __________________________
Любимая, родная, добрая _________ _________________________
Все журавли __________________ в родные края.
Стройными косяками _____________ они в дальние тёплые страны. В золотые осенние дни _____________ к отлёту журавли. С высокого неба ______________их прощальные голоса.
Доро…ки сада были усыпаны гравием. Он хрустел (под)н…гами. С б…ков доро…ки ст…яли б…льш…е розовые раковины. Над пёстрым к…вром из разн…цветных трав возвышались диковинные яркие цв…ты. Воздух (от)цв…тов сла…ко благоухал. В водоёмах журч…ла и пл…скалась прозрачн…я в…да. Из кр…сивых ваз, в…севших (в)воздух… между д…рев…ями, спускались гирляндами вни… в…ющиеся растения. На мраморных ст…лбах перед домом ст…яли два бл…стящие з…ркал…ные шара.