СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отношения Руси и Половецкой степи

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный прект по истории начат Екатериной Кан в 6 классе. В 7 классе защищен на муниципальном конкурсе "Ярмарка проектов", где Екатерина ствла победителем.

Просмотр содержимого документа
«Отношения Руси и Половецкой степи»

«Отношения Руси и Половецкой степи».


  1. Обоснование актуальности проекта с обозначением проблемы и результатами собственного исследования автора .

На уроках истории в 6 классе мы изучали войны Руси с кочевниками, в том числе, и с половцами. Но дальше в учебнике мне встретилась информация о том, что у князя Андрея Боголюбского мать была половчанкой, а в 1223 году в битве с монголами на реке Калке половцы и русичи выступают как союзники. В этих обстоятельствах усматривается явное противоречие.

Так какими же на самом деле были отношения Руси и Половецкой степи?

  1. Гипотеза проекта.

Можно предположить, что эти отношения

  • либо поменяли свою направленность в XIII веке в связи с появлением новой общей опасности – монголов – с враждебных на союзнические;

  • либо вообще были более сложными, чем это описано в учебнике, и периоды мира и войны были переплетены между собой.

  1. Цели и задачи проекта.

Итак, целю моего проекта стало выяснение характера отношений Руси и Половецкой степи.

Для достижения этой цели мне предстояло решить следующие задачи:

  1. Расширить свои знания о половцах.

  2. Конкретизировать информацию из учебника о враждебных отношениях Руси и Половецкой степи, составив хронологическую таблицу основных военных столкновений.

  3. Выяснить, с какого времени между русичами и половцами стали возникать союзы.

  4. По возможности выяснить, какая из сторон играла ведущую роль в этих союзах.

  5. Составить наглядный конспект полученной информации в виде схемы или таблицы

  6. Познакомить учащихся своего класса с итогами своей работы.

  1. Сроки реализации проекта.

Март – май 2019 года

  1. Описание проекта (исследование источников информации) и конкретных методов, применяемых для подтверждения или опровержения гипотезы.

Поиск информации о половцах я начала с книги Льва Николаевича Гумилёва «Русь и Великая степь», но мой уровень знаний оказался недостаточным, для работы с этим источником. Тогда я обратилась к Интернету. В статье Елены Сергеевны Галкиной «Степные соседи Древней Руси: этнические процессы и общественное развитие» на образовательном портале «Слово» я нашла довольно подробное повествование о жизни половцев1.

Статьи Дмитрия Михайличенко2 и Алексея Инкова3 помогли мне составить представление о военных конфликтах между восточными славянами и половцами.

Сложнее всего оказалось найти информацию о союзнических договорах между русскими князьями и половецкими ханами. Зато встречались сведения о браках между русскими князьями и княжичами и половецкими принцессами. В те времена династические браки часто заключались именно с целью создания или укрепления политического союза двух государств. Значит, и свадьбы между русскими князьями и половчанками носили такой характер. Мне было необходимо выяснить хронологию этих событий. В этом мне помогла работа Михаила Владимировича Талашова «Динамика русско-половецких отношений во второй половине XI – XII в.в.»4.

Работая над проектом я применяла методы анализа информации, синтеза, знакового моделирования (составление таблиц), сравнения, обобщения.

  1. План реализации проекта (календарный план мероприятий).

Содержание работы

сроки

Поиск и отбор информации о половцах

  1. – 15 марта

Создание хронологической таблицы наиболее крупных сражений между русичами и половцами.

16 - 25 марта

Поиск, анализ и обобщение информации о русско-половецких династических браках.

26 марта – 7 апреля

Сравнение хронологии военных событий и династических браков.

8 – 14 апреля


Создание синхронистической таблицы военных столкновений русичей и половцев и русско-половецких браков.


15-30 апреля

Анализ полученных результатов, формулирование выводов.

1-10 мая

Подготовка к защите проекта на уроке истории

11-20 мая

Защита проекта

21-23 мая


  1. Кадровое обеспечение проекта с описанием количественного и качественного потенциала команды проекта (кто и что делает).

Проект является индивидуальным. Консультативную помощь в поиске и отборе информации, оформлении результатов исследования и подготовке к защите оказывали моя мама, Ли Виктория Николаевна, и Устименко Татьяна Николаевна (учитель истории и обществознания, руководитель проекта)

  1. Описание полученного продукта.

Собранные мною сведения о войнах Руси с половцами и династических браках русских князей и половчанок я свела в таблицу:

Синхронистическая таблица

«Отношения Руси и Половецкой степи»

Дата

Военные столкновения

Династические браки

1061

Первое нападение половцев под Переяславлем. Поражение Всеволода Ярославича.


1068

Битва при Альте, победа половцев.

Всеволод Ярославич вторым браком женится на дочери половецкого хана (имя неизвестно) Анне.

1093

Битва на Стугне. Победа половцев.


1094


Брак Святополка Изяславича с дочерью хана Тугоркана (Тугарина) Еленой

1096

Битва на Трубеже. Победа русичей. Гибель Тугоркана.


1103

Поход семи князей во главе с Владимиром Мономахом на половцев. Битва на Сутени. Гибель 20 половецких «князей»


Ок. 1105


Брак Олега Святославича (Гориславича) Тьмутараканского с дочерью хана Осолука

1107

Битва при Лубене. Отражая нападение половцев, Олег Святославич и Владимир Мономах разгромили их.

Олег Святославич женил своего сына (имя не установлено) на дочери хана Аепы Гиргеневича.

1108


Юрий Владимирович (Долгорукий) женится на дочери хана Аепы Осеневича Анне

1111

Битва на Салнице. Крупнейшее сражение в истории русско-половецких войн. Победа русичей.


1117


Андрей Владимирович Добрый (младший сын Владимира Мономаха) женится на внучке хана Тугоркана (Тугарина)

1163


Брак Рюрика Ростиславича с дочерью хана Белука

1185

Поход Игоря Святославича Новгород-Северского («Слово о полку Игореве»)

Владимир Игоревич, вместе с отцом попавший в плен к половцам в 1186 году возвращается в Новгород Северский с женой, Свободой Кончаковной (в крещении Анастасией) и маленьким сыном Изяславом.


Из таблицы видно, что

  • Военные столкновения и династические браки чередуются между собой.

  • Во всех этих браках именно князья женятся или женят своих сыновей на половчанках. Нет свидетельств о том, что князья выдавали своих дочерей за половецких ханов.

Выводы:

  • Русско-половецкие отношения были гораздо сложнее, чем это отражено на страницах учебников. Династические браки между представителями элиты не гарантировали мира, а военные столкновения часто заканчивались не просто примирением, а свадебным пиром.

  • Участие половецких орд в междоусобных войнах русских князей вовсе не означало предательства кого-то из князей. У многих из них были родственники среди кочевников, которые оказывали им помощь в борьбе за власть или территории.

  1. Критерии оценки эффективности проекта (количественные и качественные).

Я считаю, что об эффективности моего проекта можно судить по следующим критериям:

  • Степень достижения цели. (Считаю цель полностью достигнутой)

  • Возможность дальнейшего использования результатов работы. (Защита проекта в классе показала, что полученные мною материалы и выводы интересны моим одноклассникам, значит в последующие годы их можно использовать для расширения знаний учащихся о Древней Руси как на уроках, так и во внеурочной работе по истории).

  • Перспектива развития работы. (Данная работа может стать отправной точкой в изучении международных отношений Древней Руси и роли в этих отношениях династических браков).

  1. Ресурсное обеспечение проекта (смета проекта).

Для реализации проекта мне были необходимы:

  • Персональный компьютер с выходом в интернет и пакетом офисных программ.

  • Принтер.

  • Бумага А4.

Так как использование этих ресурсов не превысило того, что применяется мною обычно в учебной деятельности, то есть, является внутренними ресурсами, считаю составление сметы не целесообразным.

  1. Самоанализ и рефлексия.

В ходе работы над проектом я достигла цели и подтвердила одну из выдвинутых мною гипотез.

Я научилась находить необходимую информацию в научных источниках.

Самым сложным в работе над проектом оказалось определять, информации каких сайтов можно доверять, а какие лучше оставлять без внимания. Думаю, что мне ещё предстоит серьёзная работа по совершенствованию этого умения.









1 Галкина Е. С. Степные соседи Древней Руси: этнические процессы и общественное развитие // https://www.portal-slovo.ru/history/352435245&SHOWALL_1=15.php?ELEMENT_ID=

2 Михайличенко Д. Половцы: степные ветры. Как они не давали Руси скучать. // https://histrf.ru/biblioteka/b/polovtsy-stiepnyie-vietry-kak-oni-nie-davali-rusi-skuchat

3 Инков А. А. О причинах похода русских князей на половцев в 1103 году// https://cyberleninka.ru/article/v/o-prichinah-pohoda-russkih-knyazey-na-polovtsev-v-1103-godu

4Талашов М.В. Динамика русско-половецких отношений во второй половине XI – XII в.в. //Ярославский педагогический вестник. 2014, №3 – С. 7 – 11.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!