СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Относительные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС и включает в себя актуализацию прежних знаний, формулировку темы и целей урока учащимися, сообщение нового материала, упражнения различного характера, подведение итогов, рефлексию. 

Просмотр содержимого документа
«Относительные местоимения»

Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Актуализация прежних знаний Какую часть речи мы с вами изучаем на последних уроках? Что такое местоимение? Какую синтаксическую роль чаще всего выполняют местоимения? С какими разрядами местоимений мы познакомились?

Актуализация прежних знаний

  • Какую часть речи мы с вами изучаем на последних уроках?
  • Что такое местоимение?
  • Какую синтаксическую роль чаще всего выполняют местоимения?
  • С какими разрядами местоимений мы познакомились?
«Хитрые вопросы»  Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочка ответила маме тремя местоимениями. Какими? Вы-мы-ты  Какое местоимение составлено из двух предлогов? О-на  Первый слог личное местоимение. Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник.  Я-беда Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах  сварщик,   пильщик, барабанщик . Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь . Я-щик

«Хитрые вопросы»

  • Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочка ответила маме тремя местоимениями. Какими?

Вы-мы-ты

  • Какое местоимение составлено из двух предлогов?

О-на

  • Первый слог личное местоимение. Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник. 

Я-беда

  • Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах  сварщик,   пильщик, барабанщик . Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь .

Я-щик

Самостоятельная часть речи, которая указывает на количества, предметы и признаки, но не называет их. местоимение

Самостоятельная часть речи,

которая указывает на количества,

предметы и признаки,

но не называет их.

местоимение

местоимения   могут изменяться  по падежам, числам и иметь род Такая погода,  такой день,  такие ребята,  о таком солнце.

местоимения могут изменяться по падежам, числам и иметь род

Такая погода, такой день, такие ребята, о таком солнце.

местоимения в предложении чаще всего являются подлежащим , дополнением,  определением.

местоимения в предложении чаще всего являются подлежащим , дополнением, определением.

Девять разрядов местоимений Личные Я, мы Относительные Возвратное Вопросительные Кто, что Притяжательные Себя Неопределённые Отрицательные кто? Что? Некто, нечто Указательные  Мой, твой Тот, этот Никто, ничто Определительные Весь, всякий

Девять разрядов местоимений

Личные

Я, мы

Относительные

Возвратное

Вопросительные

Кто, что

Притяжательные

Себя

Неопределённые

Отрицательные

кто? Что?

Некто, нечто

Указательные

Мой, твой

Тот, этот

Никто, ничто

Определительные

Весь, всякий

Хаос и порядок Порядок (в широком смысле слова) – гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо. Хаос – 1. отсутствие видимой упорядоченности.  2. перен. Отсутствие порядка, беспорядок, неразбериха.

Хаос и порядок

Порядок (в широком смысле слова) – гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо.

Хаос – 1. отсутствие видимой упорядоченности.

2. перен. Отсутствие порядка, беспорядок, неразбериха.

Какой хаос! Помогите навести порядок. Разряды местоимений Примеры Личные Я, он, ты, себя, семицветный, она, какой? мы, что? вы, один, какой. Возвратное Кто? Космос, Сколько? Каков, кто. Вопросительные Оно? Чей? Каков? Радость? Её? Вас? Чей. Другие части речи

Какой хаос! Помогите навести порядок.

Разряды местоимений

Примеры

Личные

Я, он, ты, себя, семицветный, она, какой? мы, что? вы, один, какой.

Возвратное

Кто? Космос, Сколько? Каков, кто.

Вопросительные

Оно? Чей? Каков? Радость? Её? Вас? Чей.

Другие части речи

Проверь себя. Разряды местоимений Примеры Личные Я, он, ты, она, мы, вы, оно, её, вас. Возвратное Себя Вопросительные Чей? Каков? Кто? Какой? Что? Сколько? Другие части речи Семицветный, космос, один, радость Какой, каков, чей, кто.

Проверь себя.

Разряды местоимений

Примеры

Личные

Я, он, ты, она, мы, вы, оно, её, вас.

Возвратное

Себя

Вопросительные

Чей? Каков? Кто? Какой? Что? Сколько?

Другие части речи

Семицветный, космос, один, радость

Какой, каков, чей, кто.

Сформулируем тему урока Сравните предложения: Кто победил в последнем футбольном матче? Мы хорошо понимаем, кто победил в последнем футбольном матче. О чем говорил тренер футбольной команды? Нам бы хотелось узнать, о чем говорил тренер футбольной команды.

Сформулируем тему урока

  • Сравните предложения:
  • Кто победил в последнем футбольном матче?
  • Мы хорошо понимаем, кто победил в последнем футбольном матче.
  • О чем говорил тренер футбольной команды?
  • Нам бы хотелось узнать, о чем говорил тренер футбольной команды.
Русский язык. 6 класс     Относительные местоимения

Русский язык. 6 класс

Относительные местоимения

Сформулируем цели урока Повторить 1. Какие местоимения являются вопросительными и относительными? 2. Как изменяются вопросительные и относительные местоимения? 3. Каковы особенности их употребления в речи? Уметь 1. Отличать вопросительные местоимения от относительных.

Сформулируем цели урока

Повторить

1. Какие местоимения являются вопросительными и относительными?

2. Как изменяются вопросительные и относительные местоимения?

3. Каковы особенности их употребления в речи?

Уметь

1. Отличать вопросительные местоимения от относительных.

Запомни! Местоимения кто, что, какой, чей, который, сколько являются относительными, если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложных. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения. КТО стучится в дверь ко мне? Я спросил, КТО стучится. ЧЕГО тебе надобно, старче? Я спросил, ЧЕГО он хочет. КАКОЙ тебе годик? Трудно решить, КАКОЙ год ему шёл.

Запомни!

  • Местоимения кто, что, какой, чей, который, сколько являются относительными, если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложных.
  • Относительные местоимения могут быть разными членами предложения.
  • КТО стучится в дверь ко мне? Я спросил, КТО стучится.
  • ЧЕГО тебе надобно, старче? Я спросил, ЧЕГО он хочет.
  • КАКОЙ тебе годик? Трудно решить, КАКОЙ год ему шёл.
Служат  для связи простых предложений в составе сложных Употребляются в повествовательных предложениях Относительные местоимения Могут быть разными членами предложения кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Служат для связи простых предложений в составе сложных

Употребляются в повествовательных предложениях

Относительные

местоимения

Могут быть разными членами предложения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Физкультминутка

Физкультминутка

Вспомним! 1. Какие вопросительно-относительные местоимения изменяются по родам? 2. Какие вопросительно-относительные местоимения изменяются по числам? 3. Какие вопросительно-относительные местоимения изменяются по падежам?

Вспомним!

  • 1. Какие вопросительно-относительные местоимения изменяются по родам?
  • 2. Какие вопросительно-относительные местоимения изменяются по числам?
  • 3. Какие вопросительно-относительные местоимения изменяются по падежам?
Вопросительно-относительные местоимения изменяются кто, что –по падежам какой, который, чей –по родам, числам и падежам каков –  по родам, числам сколько – по падежам.

Вопросительно-относительные местоимения изменяются

кто, что –по падежам

какой, который, чей –по родам, числам и падежам

каков – по родам, числам

сколько – по падежам.

вопросительные относительные кто, что …? какой, каков, который, [ ],( кто ). [ ],( что ). [ ],( какой ). [ ],( каков ). [ ],(который ). [ ],(чей ). [ ],(сколько ). СОЮЗНЫЕ СЛОВА являются членами предложения.  чей …?  сколько …?

вопросительные

относительные

  • кто, что …?
  • какой, каков, который,
  • [ ],( кто ).
  • [ ],( что ).
  • [ ],( какой ).
  • [ ],( каков ).
  • [ ],(который ).
  • [ ],(чей ).
  • [ ],(сколько ).
  • СОЮЗНЫЕ СЛОВА являются членами предложения.

чей …?

  • сколько …?

Задание: составить сложные предложение, используя относительные местоимения: [ ],( кто ). [ ],( что ). [ ],( какой ). [ ],( каков ). [ ],(который ). [ ],(чей ). [ ],(сколько ).

Задание: составить сложные предложение, используя относительные местоимения:

  • [ ],( кто ).
  • [ ],( что ).
  • [ ],( какой ).
  • [ ],( каков ).
  • [ ],(который ).
  • [ ],(чей ).
  • [ ],(сколько ).
Распределите предложения а две колонки вопросительные и относительные местоимения - Чьи следы остались на снегу? - Я знаю, чьи это следы остались на снегу. - Что нужно человеку для счастья? - Который год все это длится? - Вскоре путники увидели, что оказались на месте. - О чем ты думаешь? - Сколько стоит эта вещь? - Теперь я знаю, сколько она стоит. - Что тебе подарить на день рождения? - Что хочешь, то и подари.

Распределите предложения а две колонки вопросительные и относительные местоимения

  • - Чьи следы остались на снегу?
  • - Я знаю, чьи это следы остались на снегу.
  • - Что нужно человеку для счастья?
  • - Который год все это длится?
  • - Вскоре путники увидели, что оказались на месте.
  • - О чем ты думаешь?
  • - Сколько стоит эта вещь?
  • - Теперь я знаю, сколько она стоит.
  • - Что тебе подарить на день рождения?
  • - Что хочешь, то и подари.
Выполним упражнения в учебнике

Выполним упражнения в учебнике

Подведение итогов. Что нового узнали о местоимениях? Вопросительные и относительные местоимения нужны для общения. Они заменяют существительные, прилагательные, числительные. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложения для обозначения вопроса. Относительные местоимения употребляются в повествовательных предложения для связи простых предложений в составе сложного. Вопросительные и относительные местоимения какой, который, чей, изменяются по родам, числам и падежам. А вопросительные местоимения кто, что и сколько только по падежам. При склонении местоимения сколько ударение не меняется. А в местоимении чей при склонении появляется мягкий знак. Вопросительные и относительные местоимения в предложении могут быть разными члена предложения. Достигли ли мы своих целей?

Подведение итогов.

  • Что нового узнали о местоимениях?
  • Вопросительные и относительные местоимения нужны для общения. Они заменяют существительные, прилагательные, числительные. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложения для обозначения вопроса. Относительные местоимения употребляются в повествовательных предложения для связи простых предложений в составе сложного.
  • Вопросительные и относительные местоимения какой, который, чей, изменяются по родам, числам и падежам. А вопросительные местоимения кто, что и сколько только по падежам.
  • При склонении местоимения сколько ударение не меняется.
  • А в местоимении чей при склонении появляется мягкий знак.
  • Вопросительные и относительные местоимения в предложении могут быть разными члена предложения.
  • Достигли ли мы своих целей?

Рефлексия: Узнал, открыл для себя… Научился, смог…. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Могу похвалить себя и своих одноклассников за….  Я

Рефлексия:

Узнал, открыл для себя…

Научился, смог….

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Могу похвалить себя и своих одноклассников за….

Я

Домашнее задание

Домашнее задание

Спасибо за урок

Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!