СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«озеро светлояр», загадки, легенды, реальность.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат

Просмотр содержимого документа
««озеро светлояр», загадки, легенды, реальность.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» им. Омарова М.О.
г. Каспийск









«ОЗЕРО СВЕТЛОЯР»,

ЗАГАДКИ, ЛЕГЕНДЫ, РЕАЛЬНОСТЬ.















Работу выполнила:

Раджабова Фатима,

ученица 10 класса

Научный руководитель:

Х.Н. Мурзаев.,

преподаватель географии










Каспийск 2021



Содержание

Введение

Глава 1. Географическое описание……………

1.1 Географическое положение

1.2 Несколько гипотез происхождения озера

1.3 Уникальная вода озера Светлояр

1.4 Биологические особенности Светлояр

Глава 2. Легенды Светлояра

2.1 Писатели, поэты, композиторы о легендарном месте России

Глава 3. Святость озера Земли Русской

3.1 О чудесах Светлояра

Глава 4. Проблемы озера

4.1 Пути решения проблем Светлояра

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

































«Пусть все там изучено, пусть все известно, но я-то почти ничего не знаю

И меня почти никто не знает на свете. Я оторву кусочек большого

таинственного мира и расскажу другим людям по-своему».

Михаил Михайлович Пришвин





Введение

Жемчужина России - именно так иногда называют это удивительное озеро. Это озеро называют маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами, уникальное озеро задает исследователям множество загадок… Притягательность озера настолько велика, что вряд ли будет ошибкой утверждать: большинство нижегородцев из тех, кто болеет за судьбу и историю родного края, побывало на Светлояре. Неким ритуалом это стало и для религиозных людей: легенды и поверья привлекали сюда многочисленных паломников. По свидетельству очевидцев, во время Великой Отечественной войны так поступали многие женщины, веря, что это поможет их мужьям, сыновьям, братьям на поле брани.

Сколько тайн хранит Светлояр, сколько чудес совершается на его берегах! Наверняка, Вы уже слышали когда-то легенду о граде Китеже, не пожелавшем сдаваться войску Батыя и на глазах захватчиков ушедшем в воды озера Светлояр. “И досель тот град невидим стоит, откроется перед страшным Христовым судилищем”, - глаголет “Летописец”.

Все удивляет на Светлояре: непонятная ученым прозрачность воды; ее уникальные целебные свойства, собранная в сосуд, она не портится несколько лет.

На берегах озера произрастают 27 видов растений, не свойственных для этой высокой широты. Растет даже редкий вид южной орхидеи.

Совершенно невероятные случаи чудесных исцелений происходят на озере каждый год. Сколько ученых, исследователей пыталось разгадать тайны Светлояра, но тайны эти пока остаются тайнами.

Приезжали к этому небольшому озерку писатели Пришвин, Горький, Короленко, Майков, Мельников-Печерский, которые в своих произведениях с любовью рассказывали о нем. Композитор Римский-Корсаков написал оперу “Сказание о граде-Китеже и деве Февронии”. А православные паломники, уже который век, едут к этому святому месту молиться,… и по молитвам их, порой, совершаются чудеса...

Светлояр имеет большое рекреационное значение. Он привлекает множество туристов и любителей природы: ежегодно озеро посещают тысячи и тысячи людей.

С 1965 года оно признано памятником природы. В 1997 году озеру присвоен статус памятника природы федерального значения. 

Цель работы:

Расширить знания о заповедных и святых местах Нижегородской области. Обратить внимание общественности на экологические и религиозные проблемы озера Светлояр.

Задачи:

  • Изучить имеющуюся литературу об озере Светлояр.

  • Найти материал в интернете.

  • Съездить в село Владимирское, к озеру Светлояр.

  • Взять пробу воды из озера

  • Провести анализ воды (в лаборатории).

  • Посетить храм Владимирской иконы Божией матери и часовню Николая Угодника.

  • Поговорить с местными жителями

  • Обратить внимание ученых и общественности на экологические проблемы заповедника.

  • Собрать материалы для дальнейших исследований и научных работ.



Практическое и теоретическое значение данной работы состоит в том, что ее можно использовать на уроках географии, экологии, истории, краеведения. Материал можно использовать для проведения экскурсий.

Гипотеза исследования: маленький уголок природы, как озеро Светлояр сохранится как культурный, духовный и экологический центр Нижегородской области при условии, что сохранится духовное начало в человеке и он - человек будет с трепетом относится к природе и своим корням. Согласно народным преданиям, вода в озере будет чистой, пока к нему не перестанут относиться с благоговением.











1.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

1.1 Географическое положение


Озеро Светлояр в числе четырех объектов природы Нижегородской области отмечено в сводке «Примечательные природные ландшафты СССР и их охрана», где включено в группу «Озера, имеющие большое эстетическое значение (озерно-ландшафтные заказники)». Это первый природный объект на территории Нижегородской области, получивший статус памятника природы федерального значения.

Расположено близ с. Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока Ветлуги. Площадь водного зеркала около 12 гектаров, длина озера — 210 м, ширина — 175 м.

Озеро расположено на опушке соснового леса. Оно имеет правильно-яйцевидную форму, слабо вытянуто с юго-запада на северо-восток. Южные береговые склоны высокие. С севера и северо-запада озеро охвачено полукольцом торфяного болота. На севере сфагновая сплавина надвигается на водную поверхность. Преобладает низинное болото, облесенное ольхой, но на севере окраина сплавины представляет собой болото переходного типа с березой, единичной низкорослом сосной и вересковыми кустарничками.

Глубина озера достигает по разным оценкам от 28 до 32 метров. Ванна озера представляет собой глубокую впадину с двумя опоясывающими террасами: одна — на глубине 6—8 м, другая — на глубине 18—20 м. На верхней из них обнаружены остатки елового леса.



Профиль дна Светлояра1



1.2 Несколько гипотез происхождения озера

Вопрос о происхождении озера до сих пор не нашел окончательного решения.

  • Первой гипотезой появления озера была ледниковая. Полз себе ледник с севера, сгребал землю и камни, а в этом месте мог протаять - вот и озеро. Только вот ледниковые собратья Светлояра мелководны, илисты и никакого удивления не вызывают. А это озеро будто вчера появилось. Да и с холмами неувязка: породы коренные, и не похоже, чтобы их кто-то сгребал.

Ледниковую версию отложим, как несостоявшуюся.


  • Высокие южные и западные береговые склоны, округлая форма озерной ванны, ровная береговая линия, большие глубины (до 32 м) дают повод предполагать карстовое происхождение озера. Но работы Горьковской геологоразведочной экспедиции показали, что карстующиеся породы отсутствуют до глубины 250 м, а залегающие на большей глубине известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами.

  • В. В. Докучаев (1886) относил его к провальным озерам.

  • С. С. Станков (1951) — к озерам смешанного происхождения.

  • По мнению геолога Г. И. Блома, Светлояр — остаток древнего русла Люнды.

  • Участник экспедиции журнала «Смена» (1968) геолог В. И. Никитин считает, что котловина озера лежит в узле пересечения двух глубинных разломов земной коры: опускание и размыв пород и послужили причиной образования озера. Неотектонический провал мог возникнуть, в частности, во время землетрясений 1596 года, которое было отмечено в Нижнем Новгороде, или 1807 года, 5—6-балльные толчки которого были зарегистрированы близ впадения Ветлуги в Волгу.

  • Путешествуя к Светлояру, писатель Владимир Галактионович Короленко был убежден, что оно... вулканического происхождения. Нисколько не сомневаясь, он писал об этом в своем очерке. Но версия эта не получила дальнейшего развития. Никаких признаков вулканической деятельности вблизи озера не обнаружено. Нет ни лавы, ни пепла, ни камней.

  • Есть еще одна гипотеза. Известно, что ванна озера представляет собой глубокую впадину с двумя опоясывающими террасами: одна — на глубине 6—8 м, другая — на глубине 18—20 м. На верхней из них обнаружены остатки елового леса. Участник экспедиции журнала «Смена» гидролог Д. А. Козловский высказал предположение, что Светлояр образовался в несколько приемов: его глубоководная чаша возникла около 1500 лет назад, нижняя подводная терраса — около 800 лет назад, верхняя — 350—400 лет тому назад. Последняя цифра подтверждена исследованиями древесных остатков радиоуглеродным методом.

  • В результате полевых работ летом 2007 года на берегах озера были получены убедительные доказательства метеоритного происхождения котловины озера. В ходе полевых работ были обнаружены многочисленные остроугольные фрагменты оплавленных пород, совершенно не типичных для данного региона и встречающихся пока только на берегах озера. Они сложены вспененной стекловатой массой с находящейся в ней трещиноватыми зернами кварца и плагиоклаза. Пузырьки имеют часто изогнутую форму, что указывает на движение вязкого стекла в момент застывания. Породы образовались при плавлении местного осадочного материала, вызванного мгновенным повышение температуры и давления. Такие породы, называемые импактитами, типичны для метеоритных кратеров и образуются при плавлении пород мишени в момент соударения метеорита с земной поверхностью.

Итак, Светлый Яр – подлинная частичка Солнца, частичка Вселенной?...

Часто Светлояр называют «неземным чудом». И не случайно до сих пор точно не установлено проис­хождение озера.



1.3 Уникальная вода озера Светлояр



Озеро полностью оправдывает свое название Светлояр (светлый яр - светлая глубина, обрыв). Оно необычно по своим гидрохимическим особенностям. Вода в нем хрустально чистая и очень холодная, поскольку питается озеро родниками, на глубине 10 м температура едва достигает 4 градусов Цельсия. Она обладает уникальными свойствами может много лет храниться в сосуде, не теряя прозрачности и вкусовых качеств.

Светлояр питается за счет родников, которые бьют со дна; только один из них можно наблюдать и на берегу, в южной части озера. На северо-востоке из него вытекает ручей, впадающий в р.Люнду.

Гидрологи относят слабоминерализованную воду озера к гидрокарбонатно-кальциевому типу.

В нижних слоях ее температура 3—4 0С, Это принесло ей славу святой, она широко известна далеко за пределами области. Возможно, «святые свойства» светлоярской воды следует объяснить тем, что озеро постоянно пополняется из глубинных горизонтов водой низкой температуры и без бактериальной флоры. Но и гидрохимическая загадка озера до конца еще не разгадана.. .

Удивительным фактом стал для нас в ходе неоднократного посещения то, что местные жители набирали воду у берегов озера и пили ее, совершая обход вокруг Святыни. Нас насторожил тот факт, что в воде могли быть разного рода бактерии и микроэлементы вредные для человека. По берегу озера бегали животные, заходили в воду, купались люди, умывались и мыли руки. Это нас натолкнуло на исследования самой воды и был сделан биологический анализ. Проба воды была взята в две полуторалитровые бутыли у самого берега и плотно закрыты пробками. Анализ первой пробы сделан сразу по приезду из села Владимирское, а второй по истечении недели. К нашему удивлению оба анализа совпали и было выявлено, что вода из данного источника пригодна для питья без каких либо средств очистки. (Заключение показателей в приложении).

Интересен факт, что каждый год озеро обязательно кого-нибудь лечит, причем часто группами людей.
Но, так или иначе, загадку пытаются решить не один десяток лет, а пока озеро Светлояр лечит всех и еще никому не навредило.


1.4 Биологические особенности Светлояра

Светлояр имеет большую научную ценность и как местообитание интересных видов растений и животных. В воде и на берегах его произрастают редкие и охраняемые растения — рдест длиннейший, тростянка овсяничная, кувшинка чисто-белая, кубышка желтая, а на сфагновом болоте, примыкающем к его северным берегам, встречена редкая орхидея лосняк Лёзеля, тундровый кустарник ива лапландская и северное насекомоядное растение росянка английская. 2

рдест длиннейший кувшинка чисто-белая кубышка желтая



орхидея лосняк Лёзеля росянка английская ива лапландская



В водах озера обитает особый, тоже типичный для севера комплекс коловраток — мелких червей размером 0,01—2,5 мм. Эти планктонные организмы активно участвуют в самоочищении водоема.

коловратка выхухоль

В прошлом на озере обитало реликтовое животное Красной книги СССР — выхухоль.
С северо-западной и западной сторон берега охра­няет прерывистый пояс осоки, а с юга среди прибрежно-водных растений преобладает  тростник.   

Здесь встречаются растения, ти­пичные для эоловых озер: хвощ приречный, сабельник болотный, вахта трехлистная, белокрыльник  болотный, рогоз широколистный, элодея канадская и даже такие редкие виды флоры Нижегородской области, как тростянка овсяничная и несколько видов рдестов беложелтым ожерельем окаймляют берега (на глубинах 1 м) представители нимфейных - кувшинка чисто-белая и кубышка желтая.3

Иногда на зеркальную гладь озера опускаются белые лебеди, и тогда их клекот нарушает таинственную тишину Светлояра.

С севера и Северо-востока озеро плавно переходит в болото, покрытое островками сфагновых и зеленых мхов. В некоторых местах оно достигает шири­ны 100 метров.  Здесь про­израстают пушица тонкая и широколистная, а в маленьких озерцах - водокрас лягушачий. Среди подроста встречаются ольха черная, а в подлеске ивы - пепельная и ушастая. Когда-то на болоте росли такие редкие виды растений, как лосняк Лезеля, росянка английская и ива лапландская.

На южном берегу озера расположился красивый сосновый бор в возрасте 50-60 лет, а на вы­соком западном склоне более старый бор-кисличник в возрасте от 100 до 130 лет Весной   в   нем можно полюбоваться цветущим шиповником  и ландышами,   а летом  полакомиться сладкой земляникой, малиной и брусникой.

Озерно-болотный комплекс Светлое имеет водоохранное значение для р.Люнды (система р.Ветлуги). Озеро - очень ценно в научном отношении - здесь встречены межледниковые реликты - полушник иглистый и ежеголовник злаковый. Эти растения были впервые отмечены А.Д.Смирновой (1975). Это одно из шести полушниковых озер области и одно из пяти - с полушником иглистым. 4   Недаром озеро привлекало и привлекает внимание ученых — лимнологов и биологов, геологов и бальнеологов. Кроме уже упомянутых, его исследовали Б. А. Федченко, А. Р. Ферхмин, Н. А. Варпаховский, С. Д. Муравейский и др

Недавно Керженский заповедник, на территории которого находится озеро Светлояр, скрывающее, согласно преданию, «невидимый град Китеж», внесён в реестр мирового наследия территорий ЮНЕСКО.



































2. ЛЕГЕНДЫ СВЕТЛОЯРА

Народное сознание издавна оценило поэтическую красоту, необычность и загадочность Светлояра. И связало легендарными узами с этим шедевром природы события и особенности истории нашего края.

Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Путешествуя летом 1890 года по Заволжью Нижегородской губернии, В. Г. Короленко заинтересовался Светлояром и описал его в очерке «В пустынных местах». В примечании к очерку писатель назвал озеро вулканическим и дал собственные зарисовки Светлояра и часовни на его берегу.

Записанная им легенда гласит: великий князь Георгий Всеволодович построил город Малый Китеж на Волге (нынешний Городец), а потом, «переправившись через тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к Люнде и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил Китеж Большой, Когда «злые татарове» подошли к Китежу Меньшому и в великой битве убили брата князя, он сам скрылся в новопостроенном лесном городе. Гришка Кутерьма, пленник Батыя, не стерпел мук и выдал тайные тропы к Светлояру. Об исчезновении Китежа легенда, записанная в старообрядческом «Летописце», повествует скупо, сообщая, что князь успел только скрыть в озере святые сосуды и церковную утварь, а сам погиб в битве. С тех пор город невидим, но цел, и особо праведные могут видеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов. 5

Согласно преданиям, хан Батый, завоевав Суздальскую Русь, направил свои войска на Китежскую Русь. На Волге и состоялась первая битва князя с войском хана. "Была сеча великая и кровопролитие, - писал китежский летописец. - Тогда у благоверного князя Георгия было мало воинов, и отступал князь от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в свой Малый Китеж".
Все закончилось тем, что Георгий Всеволодович вскочил на коня и тайно решил перебраться к Светлояру. За ним была погоня, и, по еще одной красивой легенде, лошадь князя оступилась в лесу, а из-под копыта неожиданно забил фонтан воды. Хан посчитал это плохим знаком и повернул своих людей назад со словами: "Проклятая земля!"

То место, где оступилась лошадь, считается святым до сих пор и называется Кибелекским ключом святой воды. Близ него есть три могилы с крестами. Одни говорят, что там похоронены три богатыря из войска князя Георгия, другие утверждают, что это - монахи-схимники. Но, так или иначе, могилы эти принято обходить три раза с молитвой и лишь после этого набирать воду из ключа, который находится в полутора километрах от Светлояра.

"Давным-давно, еще до пришествия татар, на месте озера Светлояр стоял град Китеж. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему с ордами своими…
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении, так как от татар нечего было ждать чего-либо доброго.
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посередине крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест. “И досель тот град невидим стоит, откроется перед страшным Христовым судилищем.

И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала.6


2.1 Писатели, поэты, композиторы о легендарном месте России


Легенда об исчезнувшем в водах Светлояра городе, проникнутая духом патриотизма, стала весьма популярной в России. Она вдохновила Н. А. Рим- ского-Корсакова на создание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Советский композитор С. Н. Василенко написал кантату «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояр».

А латышский писатель Рихард Рудзитыс в книге "Братство Грааля" провел параллель между разными легендами мира: священной страной Шамбалой, братством Грааля, таинственной страной Беловодье и, конечно, градом Китежем возле села Владимирского.
Свои живописные полотна Светлояру посвятили К. А. Коровин, М. П. Клодт, А. М. Васнецов, Н. К. Рерих, И. С. Глазунов. Оно нашло отражение в произведениях А. Мельникова-Печерского, М. М. Пришвина, ему посвятили стихи А. Н. Майков, М. А. Волошин, А. А. Навроцкий.

Коровин К.А.Китеж Великий. 1920 Васнецов Площадь в осажденном Китеже 1906



Илья Глазунов. МАЛЫЙ КИТЕЖ. 1983 г. Эскиз декорации к опере Сказание о невидимом граде Китеже"



Весьма обширна научная и научно-популярная литература о Светлояре. В последние годы она пополнилась двумя интересными источниками: в 1982 году вышла книга К. Г. Пысина «О памятниках природы России», где описано озеро, а в 1985 и 1989 годах — сборник легенд о Светлояре «Град Китеж», составленный В. Н. Морохиным (в 1989 году книга переиздана).

Если, скажем, установить на озере мемориальный знак, то на нем будут высечены имена десятков известных и не очень писателей, поэтов, художников, композиторов. Скажем, Максима Горького, Павла Мельникова (А. Печерского), Михаила Пришвина, Владимира Короленко, Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус.










3. Святое озеро Земли Русской


Михаил Михайлович Пришвин, готовясь к поездке на Светлояр, писал так: «Я думаю о том неизвестном мне заволжском крае, куда мне предстоит ехать летом. Это решено, я туда еду. Пусть все там изучено, пусть все известно, но я-то почти ничего не знаю. И меня почти никто не знает на свете. Я оторву кусочек большого таинственного мира и расскажу другим людям по-своему».7

«Познакомившись с чудесным озерком, я после этого не раз приходил к нему с палкой в руках и котомкой за плечами, чтобы, смешавшись с толпой, смотреть, слушать и ловить живую струю на­родной поэзии среди пестрого мелькания и шума».

А это уже строки Владимира Галактионовича Короленко.

Что же происходило на берегах озера, к которому стремились  писатели, художники, поэты?

Для православных озеро Светлояр - это, прежде всего, место паломничества, к которому следует относиться благоговейно. Особый день на Светлояре - 6 июля (23 июня по старому стилю) - праздник Владимирской иконы Божией Матери. В селе Владимирском, что стоит недалеко от озера, 6 июля - престольный праздник. Съезжается много народу. Крестным ходом идут верующие от Владимирской церкви (по имени храма, что стоит в селе с 1766 года, оно и названо Владимирским) до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери, выстроенной на "горах" на берегу озера, и там служится молебен.

Этим летом был совершен крестный ход. ( 06.07.2013г.)

В числе сотен православных архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Владыка Георгий щедро окроплял встречающих крестный ход святой водой, звучат торжественные песнопения.
Крестный ход дошел до часовни, установленной на горе над озером.
Напомним, праздник в селе Владимирское начался с божественной литургии, которую совершил архиепископ Нижегородский и Арзмасский Георгий.

Как передает корреспондент Newsroom24, в настоящее время 6 июля8

церковь Казанской Божьей Матери  церковь Владимирской иконы Божьей Матери

Храм-часовня выстроен на берегу Светлояра в конце ХХ - начале XXI века. Правда, престол храма пока еще не освящен. Примерно такая же судьба и у церкви Николая Чудотворца в селе Владимирском. С 1915 года во Владимирском начали строить каменную церковь, но достроить ее не успели. Долгое время каменный остов храма использовался под склады. Сейчас здание храма Николая Чудотворца передано Нижегородской епархии.

Совершенно невероятные случаи чудесных исцелений происходят на озере каждый год. Православные паломники, уже который век, едут к этому святому месту молиться,… и по молитвам их, порой, совершаются чудеса. Считается, что этот обычный с виду водоем обладает большой духовной силой; он исцеляет человеческие недуги и даже продлевает жизнь.
До сих пор жива вера и в то, что жизненное благополучие вернется, если оползти озеро три раза. И были случаи, когда верующие оползали Светлояр на коленях, стремясь получить хоть малую частичку его святости.
Как рассказал один местный житель, такой коленопреклоненный обряд умудрились совершить во время Великой Отечественной войны несколько женщин, молящихся о сохранении жизни своих мужей и сыновей. Уверяет, помогло - все их мужчины вернулись домой целыми и невредимыми. Местные жители говорят, что познать его тайны простому смертному не суждено никогда. В Светлоярское чудо надо просто верить.

Ключ Кибелек — источник целебных подземных вод, карстового происхождения, приблизительно в 3-х км от озера Светлояр. В путеводителях обычно именуется святым. Находится в пойме лесной речки Кибелек в хвойном лесу. От поля с окраины леса к Кибельку ведет тропинка, выложенная деревянными мостками.

По пути к колодцу для забора воды, установлена деревянная запирающаяся купальня с небольшим омутом, где можно с головой окунаться в воды ручья, образованного водой источника. В помещении находится несколько иконок.

В нескольких десятках метров от источника находится "Могилка Трех Старцев" (вариант легенды: богатырей). Считается, что земля этого места обладает целебными свойствами.

Святой источник Кибелек9 Купальня у источника Кибелек10



3.1 О чудесах Светлояра

1. В июле часовню посетила семья из Краснодара, молодая женщина, муж, сын примерно восьми лет, мама. В это время, присутствующие в часовне посетители развернули дискуссию об озере, качестве воды в нем и на ключике. В ответ на отрицательный отзыв кого-то об озере и его воздействии на людей молодая женщина разрыдалась и рассказала всем о себе. Она серьезно больна (онкология), был при смерти. В один из критических моментов кто-то ей принес воду из озера Светлояр. После умывания этой водой она потеряла сознание, начались видения Иисуса Христа. Через несколько дней кризис миновал, ей стало значительно лучше. Теперь они все семьей уже три года подряд приезжают на озеро. Она считает, что жива только благодаря помощи озера.

2. В конце октября, по первому снегу, в часовню пришел легко одетый молодой человек. Купил свечи и попросил ему подсказать, как поставить свечу за некрещеного. Оказалось, что у него в тяжелом состоянии новорожденный сын. Он приезжал на озеро каждый день в течении недели обходил вокруг, ходил на ключик за водой, молился. У него была глубокая вера в то, что именно здесь его молитвы будут Богом услышаны.

3. Пожилая интеллигентная пара из Нижнего Новгорода рассказала истории из жизни двух своих близких друзей. В семь нижегородцев девочка дошкольного возраста заболела тяжелой формой пневмонии. Помощь врачей была неэффективна. В критически момент, когда температура была особенно высокой, бабушка девочки решила отвезти ее на озеро Светлояр и искупать, несмотря на осеннюю погоду. После такого купания девочка поправилась. В другой семье. Взрослый сын приехал на озеро Светлояр с друзьями. Они выпили и пошли купаться. Молодой человек сделал в воде несколько шагов и упал на совершенно ровном месте. Повредил позвоночник. Сейчас он инвалид. По словам рассказывающих, озеро «наказало» его.

4. Пожилой хмурый мужчина долго стоял в центре часовни, а когда выходил, громко произнес: «Наконец-то я русским духом надышался». Другой мужчина, лет семидесяти, долго молился, а при выходе произнес: «Чисто у вас. Спасибо».

5. Два взрослых сына привели в часовню пожилую полную женщину. Она долго не могла отдышаться. Отдохнув, она помолилась, поставила свечи, а когда уходила, сказала, что ей полегчало. Минут через сорок она опять пришла в часовню, сама, без посторонней помощи.

По моим наблюдениям сама атмосфера, природа озера и часовни действуют на многих людей очень неожиданно. Они начинают вспоминать о тяжелых моментах своей жизни, жизни близких. У них появляется желание поделиться своими переживаниями с кем-то, а иногда и покаяться. Как правило, эти воспоминания возникают при духовном настрое рассказчиков, сильном эмоциональном подъеме. Все они отмечали, что к этому располагает сама природа озера, с которой прекрасно сочетается часовня, да и естественная простота. Такие моменты были достаточно сложными и для меня, так как требовали соответствующего участия, поддержки, сопереживания человеку.

У выпускников школы села Владимирское Нижегородской области есть традиция – перед каждым экзаменом трижды обходить вокруг святого озера Светлояр.

– Главное, во время такого обхода сосредоточиться на своем желании, – говорит одиннадцатиклассница Полина Бредихина. – Сейчас мы про ЕГЭ загадываем. А когда аттестаты получим, будем просить, чтобы озеро помогло нам поступить в университет. Чтобы желание исполнилось наверняка, лучше обходить озеро босиком. В прошлом году все выпускники нашей школы поступили, и в позапрошлом тоже... Да у нас во Владимирском все выпускники учатся там, где загадали. Готовятся, конечно. Но если бы не озеро, нам бы так не везло.





Однако попасть в священный град Китеж может не каждый. Туда способен войти лишь человек, абсолютно чистый духом.
Монахи из соседних христианских обителей, которые регулярно приходят к Светлояру, слышат только колокольный звон, и лишь немногим удается увидеть в водах озера очертания прекрасных белокаменных храмов Китежа.

По мнению местных жителей, озеро обладает целебными свойствами и способно излечить от многих недугов, а увидевший в нем отражение золотых куполов церквей будет счастлив.




4. Проблемы озера


Светлояр имеет большое рекреационное значение. Он привлекает множество туристов и любителей природы: ежегодно озеро посещают тысячи и тысячи людей.

Но популярность имеет и обратную сторону. Берегам святого озера грозит вытаптывание и другие нежелательные последствия антропогенной нагрузки.

Недавно построенная насыпная асфальтовая дорога как глухая дамба перекрыла сток из Светлояра в Люнду через северо-восточный ручей. В результате необдуманного нарушения режима стока могут измениться гидрологический и гидрохимический режимы уникального озера, что приведет к самым неожиданным последствиям. Ботаники уже отметили смену прибрежной растительности на этом участке с луговой на болотную, а это свидетельствует о том, что сток замедлился, началось подтопление и заболачивание в северо-восточной части озера.

В последние годы начала усыхать древесная растительность на сфагновом болотце, что связано с его перетоплением. После замены части дороги навесным мостом необходимо восстановить и сам сток из озера. Эти, казалось бы, малые проблемы уникального озера могут обернуться непоправимой бедой.

Многие столетия хранил он в своих кристально чистых водах память о Божественной справедливости, стойкости твёрдости духа русского народа, о чуде Богопроявления в людях веры, готовясь, открыть  их потомкам.

Тяжёлые испытания пришлось перенести за эти столетия и, особенно, за последние годы, как нашему народу, так и озеру Светлояр, к берегам которого всегда стремились люди, в поисках Истины, Любви, исцеления  и Спасения. Чистейшая вода, набранная в озере, годами хранившаяся в первозданном виде и не терявшая своих свойств,  чистоты и вкуса, в последние годы стала цвести в озере, берега Светлояра, стали заболачиваться, люди, приезжающие на это Святое место, после себя стали оставлять «горы мусора», огромное число «туристов» на берегу распивают спиртные напитки, курят, разгуливают в неглиже, считая, что так себя вести в Святом месте, обозначенном Крестами, у Храма – это нормально!

Просто поразительно, почему так низко, у наших соотечественников, пала культура, историческая память и обыкновенная воспитанность человеческая! Ведь никому из этих людей, приезжающих на Светлояр и в голову, я надеюсь, никогда не придёт пойти в Храм Божий с бутылкой пива или водки, закурить там, зажёвывая шашлыком,  да ещё усевшись на полу, в одних только плавках или купальнике,  выражаться непотребными словами!?...    Почему в этом памятном для нашего народа месте, некоторые позволяют себе подобное?



Замечательно отдохнуть на пляже в Нижегородской области можно во многих, специально предназначенных для того, местах, или просто на природе, в местах,  которые не являются столь значимыми для души. Конечно при бережном обращении к Природе и не теряя человеческого облика!

Но Духовная пустота и фальшь, замешанная на псевдорелигиозности, «заставляют» подобных «человеков» ехать именно на озеро Светлояр, дабы совместить «полезное с приятным»: - помыться в чистенькой (пока…) водице, погреть на солнышке свои «больные» косточки, вкусно покушать, да ещё и исцелиться, «списать» с себя, при этом, грехи за жизнь свою беспутную, а, некоторым, найти свою вторую половинку! Всё это замечательно! Но, друзья! Давайте всё-таки будем помнить,  кто же мы такие на этой Земле и не будем Иванами, не помнящими родства, забывшими своих славных предков и (в прямом смысле слова) подчас, плюющими в колодец  своей народной памяти!

Неоднозначна реакция и Русской Православной Церкви. Вот выдержка из статьи Д. Угрюмова, представителя Нижегородской епархии: «….Из бесед с православными жителями села Владимирского и из разговора с настоятелем Владимирской церкви отцом Евгением Горбуновым я понял, что престол Казанского храма-часовни на озере Светлояр до сих пор не освящен еще и потому, что у многих "заезжих" отношение к озеру отнюдь не благоговейное.

Конечно, во многом именно усилиями этих самых "заезжих", пытающихся стать на Светлояре "своими", организуются всякого рода шумные конференции, языческие игрища и странные "шествия со свечами" вокруг озера под "колокольный звон" - фонограмму.

Испокон веков у берегов Светлояра отирались "религиозные проходимцы" всех мастей: раскольники, сектанты, чернокнижники, доморощенные философы... Но если в прежние времена они не пытались представлять себя нераздельной частью Русской Православной Церкви, то нынешние "вольнодумцы" пытаются нажить на этом немалый авторитет и уважение общества.

Есть в селе Владимирском детский центр "Китеж", где, как пишут в рекламных буклетах для туристов, "вам расскажут всю светлоярскую историю". Только, увы, расскажут вам эту историю в виде искусно замаскированных под православие "эзотерических рериховских сказок". Если же вы войдете в этнографический музей, то раньше других экспонатов увидите знамя Рерихов рядом с весьма своеобразным изображением, якобы, прп. Сергия Радонежского. Возникает вопрос: какое отношение имеет знамя Рерихов к Светлояру и прп. Сергию? Более того, в детском центре "Китеж" у входа висит стенд, где через так называемый "эффект Кирлиан" детям открыто пропагандируют идеи Агни-йоги. А ведь центр "Китеж" - это не рериховская школа, это учреждение отдела образования местной администрации. Значит, православным религиозная пропаганда в образовательных учреждениях запрещена, а рериховцам - разрешена? Где же здесь соблюдение конституционного права граждан на свободу вероисповедания?! То, что для многих Светлояр и легенда о граде Китеже - это лишь удобное средство маскировки своих оккультных взглядов под православные, отчетливо понимаешь, посетив выставку "Китеж - сон Пророка". Кстати, проходила она в музее "Китеж", который, подобно детскому центру, подчинен отделу культуры местной администрации. "Китежане"-рериховцы любят везде и много говорить о том, что они делают для Светлояра. Но разве их ночные языческие игрища с голыми людьми и вытоптанной травой вокруг - это благоговейное отношение к озеру?

Отец Евгений жалуется: "Наверное, придется ставить вокруг Казанской часовни ограду! Иначе на ее стенах так и будут всякие непотребные бумажки-объявления появляться".

Согласно народным преданиям, вода в озере будет чистой, пока к нему не перестанут относиться с благоговением. В последнее время озеро начало зарастать. Не оттого ли, что мы не знаем, чего нам надо: православной веры, языческих игрищ или дешевых чудес?». Неповторимое творение природы может навсегда потерять те черты, которые сделали его общенациональным достоянием.





4.1 Пути решения проблем Светлояра


В последнее время общественность области и Воскресенского района взяла озеро под особый контроль.

– Мы считаем, что наше озеро подземный Китеж охраняет, – считают местные жители. – Когда-то озеро спасло город от монгольских завоевателей, теперь пришло время городу спасать озеро. Не зря же до сих пор ученые не определились с происхождением нашего Светлояра.


Организована экологическая тропа, на стендах, установленных на берегу, приведена информация об озере, поставлен вопрос об отчуждении 12 гектаров пахотной земли на склонах к берегам озера в качестве охранной зоны и для лесовосстановления. Доступ автотранспорта сюда запрещен. Оборудована автостоянка в 800 м от водного зеркала

На территории Светлояра и охранной зоны запрещено:

• засорение и захламление памятника природы

• уничтожение и повреждение водной и прибрежно - водной растительности мохового покрова

• мойка машин в озере

• рубка леса

• проезд и стоянка моторного транспорта вне дорог

• разбивка туристических стоянок

• разведение костров

В начале 2002г. состоялся очередной рекламно-информационный тур организованный Минэкономики Нижегородской области в рамках реализации программы "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002-2006 гг.". Участники тура, представители нижегородского турбизнеса и средства массовой информации из Нижнего Новгорода и Москвы, познакомились с туристским потенциалом Воскресенского района области.

Без сомнения туристической изюминкой не только Воскресенского района, но в целом Нижегородской земли можно считать озеро Светлояр расположенное рядом с селом Владимирское. В последние годы озеро стало местом массового паломничества, как верующих в чудодейственную силу легендарного водоема, так просто отдыхающих около него в жаркую погоду. Так в 2002 году озеро посетило более 70 тысяч человек (летом в выходные дни на берегах озера отдыхают до 2 тысяч человек). Не мало (5-7 тысяч человек) паломников собирается на берегах озера по большим православным праздникам: Рождество, Крещение и др. Все это не проходит бесследно для самого озера. Уже сегодня исследователи и природоохранные органы отмечают изменения в структуре озера.

Для сохранения территории памятника природного и духовного наследия - озера Светлояр необходимо принимать меры уже сегодня. Проблему снижения высокой антропогенной нагрузки на озеро и сокращения нерегулируемого туристского потока планируется решить путем развития туристской инфраструктуры, созданием новых, в том числе альтернативных объектов и маршрутов, развитием сельского и экологического туризма.

Заметим, что и само село Владимирское, имеет статус исторического поселения регионального значения. В рамках областной и районной программ развития въездного и внутреннего туризма большое внимание уделяется развитию туристской инфраструктуры: закончены работы по обустройству экологической тропы вокруг озера, в селе Владимирское открыт музей "Китеж", выкуплены здания под информационный туристский офис и мини-гостиницу. Оборудована туристская стоянка (кемпинг на берегу реки Ветлуга) в качестве альтернативного Светлояру рекреационного объекта, на озере оборудованы купальни, разработан план развития туристской инфраструктуры территории села Владимирское, для местного населения проведен семинар по вопросам развития сельского туризма, создан центр ремесел и школа экскурсоводов.

Проблемы озера призвана решать принятая Правительством Нижегородской области "Концепция социально-экономического развития Владимирской сельской администрации", которая разработана администрацией района совместно с Минэкономики.

Одной из главных задач концепции является формирование новой идеологии позиционирования Светлояра, как уникального объекта историко-культурного и духовного наследия, благодаря образу святого и непобедимого града Китежа, явившегося неким символом возрождения России. Члены правительства Нижегородской области приняли план первоочередных мероприятий в рамках "Концепции социально-экономического развития территории оз. Светлояр и Владимирской сельской администрации Воскресенского района Нижегородской области".

В него вошли мероприятия по экологии, по туризму, по развитию здравоохранения, образования и культуры, а также комплекс градостроительных мероприятий.

Кроме того, в селе необходимо построить Дом культуры, который, как предполагают в администрации, станет культурным центром всего Воскресенского района. Финансирование этих мероприятий производится за счет средств областного и районного бюджетов. Кроме того, в ряд первоочередных мероприятий на Светлояре входит улучшение экологической обстановки.

"Экологическая обстановка на озере и вокруг него – неблагополучная", - заявляет директор департамента архитектуры и градостроительства Минстроя Нижегородской области Михаил Кузнецов. По его словам, для ее улучшения необходимо ограничить купание на озере.

Привлечь внимание к проблемам Светлояра решили нижегородские художники. Так родился проект "Светлояр", который в течение года готовили живописцы Юрий и Максим Придановы, Алексей Мясников и фотохудожник Сергей Чадов.

Когда об идее этой выставки рассказали Никите Михалкову, он был искренне удивлен, что Светлояр – это не просто красивая легенда, а самое настоящее озеро. Они прониклись загадочной аурой этого озера и необычайно живописной красотой здешних мест. Через призму творческого взгляда художника мы видим то, что является неотъемлемой частью русской души и истории. Помимо этого в планы Воскресенского района входит также открытие образовательно-оздоровительного детского центра на территории Светлояра.

-Мы считаем, что наше озеро подземный Китеж охраняет, – считают местные жители. – Когда-то озеро спасло город от монгольских завоевателей, теперь пришло время городу спасать озеро. Не зря же до сих пор ученые не определились с происхождением нашего Светлояра.






















Заключение

Итак, в ходе своей исследовательской работы:

  1. Собрала массу информации об озере Светлояр.

Ваше право - воспринимать эту информацию как аксиому или недоверчиво усмехнуться...

Одно могу сказать с уверенностью, находясь на берегу озера смотришь на все это иначе, чем читая дома эту информацию. Мыслить об истории родного края, глядя на изумительную и неповторимую, непознанную и загадочно-волнующую гладь озера будете гораздо масштабнее.

  1. Выявила множество проблем как экологического, так и духовного содержания. В чем- то утвердилась сама: человек живет верой и по вере дается; никогда не забывать и сохранять историю , данную от предков; место обитания человека – это его Дом и о нем нужно заботится.

  2. Подтвердила особенность воды озера Светлояр путем качественного анализа в лаборатории « Гейзер» представительство по Нижегородской области.

Обозначила феномен озера и источника Кибелек, который мы, возможно, никогда не узнаем или не поймем.
Вода из Кибелька вот уже второй год стоит у меня дома в пластиковой бутылке, а ощущения от ее вкуса такие, словно ее только что зачерпнули!!!

  1. Подтвердила выдвинутую гипотезу.

Изначально выстроенная мной гипотеза нашла подтверждение в моей исследовательской работе. Действительно, природный памятник сохранится лишь в том случае, если человек не потеряет свое лицо, сохранит традиции культуры и духовного начала. Обратить внимание на экологические проблемы и не будет ударяться во всякого рода крайности. Человек не только биологическая особь, но и духовная личность, сохраняющая свои корни и место обитания.

  1. Неоднократно посетила один из прекраснейших уголков нашей области – озеро Светлояр.

  2. Я до сих пор при одном слове СВЕТЛОЯР испытываю какое-то необъяснимое волнение... Всю гамму моих чувств можно понять только тому, кто имел счастье посетить жемчужину Нижегородской области. Поверьте на слово, что читать о Светлояре и стоять на его берегу - совершенно разные вещи. Мы поехали на озеро в мрачный дождливый день, всю дорогу лил дождь и только на подъезде к озеру выглянуло солнышко! Я решилась искупаться несмотря на достаточно прохладную погоду. Меня ожидало чудо - ощущения от воды, как от объятий мамы... Мне так не хотелось выходить из воды, удивительное спокойствие и умиротворение овладело мной в воде, я поняла что сбылось неосознанное, подспудное желание всей жизни. Я обошла озеро как и мое положено три раза, загаданные мною желания сбылись.

Я считаю, что побывать на святых местах должен каждый человек. Нельзя сказать, что после этого мы будем стремиться к Богу, ходить в церковь и молиться. Главное, что хотя бы на одно мгновение человек задумается о своей жизни, о своих близких, о мире, в котором он живёт. Пусть это не решит всех проблем, забот и тревог, но, может быть, мы станем честнее и добрее к друг другу.

  Озеро Светлояр и историческое село Владимирское - одно из святых мест Земли Русской, место преображения душ человеческих. Независимо от национальности, вероисповедания, отношения к религиозным канонам каждый ищущий и страждущий находит отзвук в глубине своего сердца созвучный звону колоколов небесного и духовного «Града Китежа». 



Многое, что изложено в моей исследовательской работе это пока только гипотезы. Наука же, как известно, требует точности и досконального изучения явления, раскрытия всех его тайн.

Так что тайна Светлояра все еще остается тайной.



























Список литературы

  1. К.Г. Пысин О памятниках природы России.- М: Советская Россия, 1982

  2. В.Н. Морохин Град Китеж, сборник легенд.- М.1985

  3. В.Н.Морохин И берег милый для меня . –М.1987

  4. Л.Л.Трубе География горьковской области //Изв.Всесоюз.геогр. общества, т.95, 1963

  5. М.М. Пришвин Светлое озеро, Собр.сочинений, т2, М 1956. Природа Горьковской области под ред. Н.В.Кузнецов -Горький: ВВКИ, 1974

  6. Ф.М.Баканина, В.В. Баулина О судьбе малых водоемов г. Горького.- Горький: Знание,1981

  7. Ф.М. Баканина,Е.В. Лукина Заповедные места Нижегородской области.-Горький:ВВКИ,1991

  8. И.Г. Никитина Флора и растительность озера Светлояр Горьковской области//Тезизы дкл. К научн. Конф. Молодых ученых и спец.сельск.хоз.- Горький:издГСХИ, 1966

  9. http://geomem.ru/mem_obj.php?id=13953 Уникальные геологические объекты

  10. http://nnov.ec/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Svetloyar_profile_dn.jpg#filelinks Энциклопедия Нижний Новгород

  11. http://raduga.sandy.ru/kray/svetloyar.html Легенды и жизнь Светлояра






















ПРИЛОЖЕНИЯ

Химический анализ

pH 7.4

общая жёсткость (GH), мг-экв/л 4

карбонатная жёсткость (KH), мг-экв/л 6

аммоний (NH4+), мг/л 0.05

нитриты (NO2), мг/л 0.05

медь (Cu2+), мг/л 0

растворённый кислород (O2), мг/л 8

нитраты (NO3), мг/л 0.5

фосфаты (PO43−), мг/л 0.02

силикаты (SiO32−), мг/л 6

железо общее (Fe), мг/л 0.1

углекислый газ (CO2), мг/л 6

активный хлор (Cl), мг/л 0

сульфиды (S2−), мг/л 0

хроматы (Cr6+), мг/л 0

никель (Ni2+), мг/л 0





1 Энциклопедия Нижнего Новгорода

2 И.Г. Никитина Флора и растительность озера Светлояр Горьковской области

3 В.Н.Морохин. И берег милый для меня

4 В.Н.Морохин. И берег милый для меня

5 В.Н. Морохин Град Китеж, сборник легенд.- М.1985


6 В.Л. Комарович "Китежская легенда", 1936 г.


7 М.М. Пришвин «Светлое озеро»

8 http://newsroom24.ru/news/zhizn/61295/

9 Энциклопедия Нижний Новгород

10 Энциклопедия Нижний Новгород


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!