Ознакомление с окружающим.
Цель: знать стихии Земли, в которых живут деревья, цветы,
птицы, рыбы, животные; В какой стихии не живут животные,
растения, люди, птицы.
Ход занятия:
Читается стихотворение М. Петросян:
«Наш дом родной, нам общий дом».
Наш дом родной,
Нам общий дом.
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг.
Там речка, тут зеленый луг
В лесу дремучем не пройдешь.
Воды в пустыне не найдешь
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой
Чудес нам всех не перечесть
Одно у них название есть
Леса, и горы, и моря
Все называется земля!
A если в космос ты взлетишь
Ты из окна ракеты
Увидишь шар там голубой
Любимую планету.
Получивший мяч читает строки из стихотворения и
передает дальше
Обсуждение стихотворения, О чем это стихотворение?
Какие природные объекты упоминаются в этом
стихотворении? (pеки, озера, равнины, пустыня).
Повторение материала предыдущих занятий.
Что у меня в руках? Какого цвета глобус? (Голубого, коричневого, желтого и т.д.)
Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого).
Этим цветом обозначается вода.
Какие названия водоемов ты знаете? (моря, океаны?
реки, озера, водопад).
Какая в море вода? Пресная или соленая?
Какой воды на земле больше - пресной или соленой ?
Показать на глобусе моря, реки и озера.
В реке какая вода?
А что обозначают на глобусе коричневым цветом?
Суша.
Какие формы земной поверхности вы знаете?
Горы, равнины, овраги, впадины
Подготовка к выполнению задания
Дети идут к панораме, где показывается вода, суша,
огонь и воздух.
Закрепление понятия о стихиях Земли.
Игра «Найди свою группу»
Земля (поле), воздух (небо в облаках), вода (море),
огонь (солнце).
Эти картинки раскладываются на четырех столах, стоящих на некотором расстоянии друг от друга возле которых должны собраться те ребята, которым достанутся соответствующие картинки из набора.
Земля – пустыни, горы, поля, парк.
Воздух - облака, летящие птицы, дым.
Вода – водопад, море, фонтан.
Огонь - свеча, вулкан, молния.
Ход игры: Детям предлагают взять по одной картинке и внимательно рассмотреть их, подойти к тому столу, который предоставляет нужную стихию.
После этого ребята займут место, начнется обсуждение.
Как называется ваша стихия?
Что нарисовано на ваших картинках?
Сюрпризный момент.
Входит Старичок – Лесовичек.
Здравствуйте дорогие дети.
Мои друзья, перелетные птицы рассказали , что вы
действительно любите Землю, много знаете о природе.
Хочу попросить вас выполнить одну просьбу: расселите, пожалуйста, моих питомцев, по тем стихиям в которых они живут на Земле(воле).
Если задание по силам, то можете смело принимать мои подарки.
Правило игры: каждый ищет место для своей фигурки самостоятельно.
Нельзя разговаривать и давать советы.
Беседа после выполнения задания.
Какая стихия оказалась самой заселенной?
Какая стихия не имеет своих питомцев?
Где живет человек?
Какие животные селятся ближе к человеческому жилью? Почему?
Какие животные избегают встреч с человеком?
Кто отвечает за жизнь на земле?
Что умеет делать человек?
Закрепление нового материала.
После того как дети обсудят смысл пословицы:
«Рыбам – вода
Птицам – воздух
А человеку вся земля»,
делается обобщающий вывод.
«Человеку природа дала все: свет, тепло, огонь, полезные ископаемые, строительные материалы, воду, помощников больших и малых. Он хочет пользоваться всем, но нельзя делать это бездумно и беспечно. За все придется отвечать».
Поэтому нужно заботится о том чтобы в природе сохранилась гармония и равновесие, мир между ее обитателями.
Чем может человек отблагодарить природу за дары, которыми мы пользуемся?(Посадить деревья, покормить птиц).
Подведение итогов.
Воспитатель благодарить детей справившихся с заданием. Предлагает послушать еще одно задание Лесовичка. «В этом мешочке находятся семена растений. Посадите их у себя в классе и ухаживайте за ними так, чтобы они захотели вас порадовать своими ароматами и цветами. Земля отблагодарит вас за труды и заботу хорошим урожаем, щедрым пением птиц. А сейчас я превращу вас в лесных обитателей и поиграем в игру «Цапля и лягушата».