СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пакет заданий по теме «Лексика и фразеология» 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пакет заданий по теме «Лексика и фразеология» 10 класс»

Пакет заданий по теме «Лексика и фразеология» 10 класс

1.Разминка. Терминологический диктант.

1. Все слова языка. (Лексика)

2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)

3. Перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства. (Метафора)

4. Слова, близкие по значению, по-разному называют то же понятие. (Синонимы)

5. Слово, которое вышло из употребления. (Устаревшее)

6. Слова или обороты, присущие речи людей определённой профессии. (Профессионализмы)

7. Образное выражение или оборот, который метко характеризует человека, его поступки, явления жизни, без поучительного содержания. (Пословица)

8. Оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. (Афоризм)

9. Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. (Этимология)

10. Слово, которое имеет одно лексическое значение. (Однозначное).


2. Определите в предложениях ошибки, связанные со смешением паронимов. Задание на сайте «Могу писать» в разделе мастерская с упражнением для определения средств выразительности

https://mogu-pisat.ru/kartochki/workshop/exercise/?EL_ID=13810873





4. Задания на установление соответствия.

Установите соответствие. Найди пары фразеологизмов и их толкований.

Соотнеси близкие по значению фразеологизмы.

Тёртый калач —

Заварить кашу —

Бить баклуши —

Падать духом —

Нос не дорос —

Держу пари —

вешать нос.

ворон считать.

молоко на губах не обсохло.

городить огород.

стреляный воробей.

бьюсь об заклад

Придумай предложение с фразеологизмом нос не дорос


5. Прочитайте текст и выполните задания

1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что насобъединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняяпривлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло. (9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то

напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно. (12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и

подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

Задания к тексту.

5. Укажите предложение, в котором используются антонимы.

1) 5 2) 2 3) 3 4) 12

6. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста..

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_____ (в предложениях 4, 13), троп – (В)_____ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) литота

3) ряды однородных членов

4) ирония

5) метафора

6) антонимы

7) синтаксический параллелизм

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

7. Творческое задание.

Выполните творческое задание. На основе раздела «Лексика. Фразеология» составь интеллектуальную карту.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!