Памяткаподготовлена
специалистамиФедерального координационного центра по обеспечениюпсихологической службы системы образования РоссийскойФедерацииФГБОУ ВОМГППУ
Уважаемый педагог!
Для Вас подготовлена памятка, которая можетпомочь Вамв работесдетьми,находящимися в кризисном состоянии
Какпостроить разговор сребенком,находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии
Основнаязадачапедагогаприразговоресребенком –первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту.
При возникновении ситуации педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемусявзрослым человеком и должен будет предпринять действия по оказанию помощи. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения беседы с человеком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.
Основныепринципыразговорасребенком,находящимсяв
кризисномсостоянии
Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние.
Уделятьвсевниманиесобеседнику,смотретьпрямонанего,
расположившисьудобно,безнапряжениянапротивнего.
Вести беседу так, будто Вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этойбеседы для Вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.
Нельзя приглашать на беседу ребенка через третьих лиц (лучше сначала встретитьсякак бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобыбыл повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было постороннихлиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда,когда перестанет говорить он.
Примерыведениядиалогасребенком,
находящимсявкризисномсостоянии
Структ
ураразговораипримерыфр
аздляпервичног
Еслиребенок говорит: | Рекомендуемые вариантыответа: | Нерекомендуемые варианты ответа |
«Чтоеслимои близкие погибнут…» | «Я тоже очень переживаю из-за сложившейся ситуации. Сейчас делаетсявсе,чтобытвоиблизкие оказались в безопасности» | «Непереживай,все будет хорошо!» «Имтамтруднее,чем тебе здесь сейчас» |
«Всекажется такимбезнаде жным...» | «Иногда все мы чувствуем себя подавленными.Давайподумаем, какиеунаспроблемы,икакуюиз нихнадо решить в первую очередь» | «Подумай лучше о тех,комухуже,чем тебе» |
«Выне понимаете меня!» | «Чтоясейчасдолженпонять. Ядействительнохочуэтознать» | «Яоченьхорошотебя понимаю» |
«Всембылобы лучшебез меня!» | «Комуименно?»«Накоготы обижен?»«Ты очень много значишьдлянас,именябеспокоит твое настроение.Скажи мне, что происходит». | «Неговориглупостей. Давай поговорим о чем-нибудьдругом» |
«Аеслиуменя не получится?...» | «Еслинеполучится,ябуду знать,что ты сделал все возможное» | «Еслинеполучится– значит, ты недостаточно постарался!» |
о прояснениянамеренийиоказанияэмоциональнойподдержки
Начало разговора: «Мне показалось, что ты выглядишь расстроенным, давай поговорим?»
Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился,что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили:«Правильно ли я понял(а), что …?»
Расширение перспективы: «Давай подумаем, что можно сделать сейчас для своих близких, чтобы они меньше переживали за тебя? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоемместе был твой друг?»
Предлагаем упражнения, которые Вы можете использовать в перерывах в процессе воспитательной и образовательной деятельности с детьми, испытывающих кризисное психологическое состояние
Упражнение. Техника глубокогодыхания
Делаем глубокийвдох,длящийсянеменее 2-х секунд(для отсчета времени можно мысленно произносить: «одна тысяча, две тысячи» – это как раз и займет ориентировочно 2 секунды).
Задерживаемдыханиена1–2секунды,тоестьделаем
паузу.
Выдыхаеммедленноиплавновтечение3-хсекунд,не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха).
Затемсноваглубокийвдохбезпаузы,тоестьповтор
цикла. Повторяем2–3цикла(предел–до3-х, максимум до 5-ти за один подход).
При навязчивых мыслях можно попробовать сфокусировать внимание:
надвижениивоздухаподыхательнымпутям;
надвиженияхгруднойклетки;
натемпературевдыхаемогоивыдыхаемоговоздуха, улавливая разницу.
МинистерствопросвещенияРоссийскойФедерации набазеФедеральногокоординационногоцентрапо обеспечению психологической службы системы
образования Московского государственного психолого-педагогическогоуниверситета(МГППУ) организовало работу круглосуточной горячей линии по оказанию психологической помощи для
детейивзрослых
8(800)600-31-14