СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для работы над ошибками по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка предназначена для учащихся 4 класса. Включает в себя орфограммы, пройденные в начальной школе. Поможет ученикам самостоятельно выполнять работу над ошибками.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для работы над ошибками по русскому языку.»

Памятка для работы над ошибками по русскому языку


1. Большая буква в начале предложения.

Запомни! Первое слово в предложении пишется с прописной (заглавной) буквы. В конце предложения ставится . ! ?


Выпиши предложение правильно. Составь и напиши еще одно предложение. Напиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву и знак препинания.

Образец: Наступила осень. Начался листопад.



2. Знаки препинания в конце предложения.

Запомни! В конце предложения ставится . ! ?

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Образец: Ты любишь читать книги? Как красив зимний лес! По вечерам бабушка читала детям сказки.



3. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Образец: звонок, ученик


4. Слог.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Слоги – это части слова, на которые оно делится при произношении.

Слог может состоять из одного звука или нескольких звуков: о-зе-ро, ли-ни-я, ка- ра- мель.

В словах столько слогов, сколько в нём гласных звуков: лес, кар/ти/на, уиель, е/ё.

Знак ударения не ставится в словах из одного слога и в словах с буквой Ё: лес, день, огонёк, ёлка.

Выпиши слово. Поставь правильно знак ударения.

Образец: морόженое


5. Перенос слова.

Запомни! Слова переносят с одной строки на другую по слогам.

Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на новую строку.

Буквы Й, Ъ, Ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: чай-ка, маль-чик,

объ-ём.

Слова из одного слога не переносятся: слон.

Слог из одной буквы не переносится: Е/ва (Ева) ,у/го/лок (уго-лок).

При переносе слов с двойными согласными нельзя оставлять или переносить две одинаковые согласные: ал-лея, мас-са.

Раздели слово на слоги для переноса.

Образец: оси – на.


6. Мягкий знак ь, - показатель мягкости согласных.

Запомни! Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.

После мягкого согласного в конце слова пишется буква Ь: конь, пень.

После [л'] в середине слова всегда пишется буква Ь: пальчик, стульчик.

После остальных мягких согласных в одних случаях Ь знак пишется (письмо), а в других случаях не пишется (бантик). В случае затруднения обратись к словарю.

Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Образец: Ель, тень, соль, коньки, Мальвина, пальто.


7.Гласные после шипящих.


Запомни! Пиши:

ЖИ-ШИ с буквой и. ЧА-ЩА с буквой а.

ЧУ-ЩУ с буквой у. ЖЕ-ШЕ с буквой е.



Напиши слово правильно, подчеркни гласную вместе с шипящей. Напиши ещё два слова на это правило.

Образец: Малыши, желание, , роща, чудо.


8.Сочетания чк, чн, нщ, щн.


Запомни! Сочетания чк, чн, нщ, щн пиши без мягкого знака.


Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова.

Образец: почка, речка, вечный.


9.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).


Запомни! Безударные гласные о, а, е, и, я в корне слова надо проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.


Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Образец:смешной-смех цветок- цвет, зеленеть-зелень, зелёный.


10.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.


Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Образец:собака, январь.


11. Парные согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с )


Запомни! Чтобы проверить парный согласный, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Образец: морозы – мороз, ягода – ягодка, лёгкий-лёгок.


12.Большая буква в именах собственных.


Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия рек, озёр, морей, гор, деревень, городов, стран называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.


Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву. Напиши два примера на это правило, подчеркни в них заглавную букву.

Образец: Мария, Николай, Пётр, Мурзик, Англия, Воронеж.


13. Разделительный мягкий знак

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.


Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.

Образец:вьюга, листья, соловьи.


14.Разделительный твёрдый знак (Ъ )


Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.


Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Образец: въехал, объявление


15. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.


Запомни! У существительных женского рода в конце слова после шипящих (ж, ш, ч, щ) пишется мягкий знак (ь).


Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Подчеркни в конце слова шипящую с мягким знаком. Запиши род существительного.

Образец:Рожь (ж.р.), ночь (ж.р.), мышь (ж.р.), вещь (ж.р.).


16. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Образец: хоккей, хок-кей, хоккеист, хоккейный.


17. Непроизносимые согласные в корне слова.


Запомни! Непроизносимые согласные в корне слова пишутся, но не произносятся. Такие слова следует проверять. Подбери такое однокоренное слово, чтобы согласный слышался отчетливо. ( прелестный, лестница, радостный, ненастный, грустный, известный).

Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно. ( чудесный, прекрасный, небесный).



Прочитай слово. Подбери проверочное слово, запиши верно. Напиши два примера, подчеркни непроизносимые согласные, выдели корни.

Образец: звезда – звёздный, свист - свистнуть , грусть-грустный

вкусен – вкусный, прекрасен — прекрасный.



18. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.


Образец: снегопад, камнепад , звездочёт.

19. Правописание приставки со словом.


Запомни! Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Она пишется слитно со словом.


Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Образец: влетел, подлетел, перелетел.


20. Гласные и согласные в приставках.


Запомни! Буква о пишется в безударных приставках до, от, о, по, под, про: добежал, опоздал, пропел, почитал.

(кроме: паводок, прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук)


Буква а пишется в безударных приставках за, на, над:

засмеялся, нарисовал, надкусил.


В русском языке есть приставка с и нет приставки з:

списать, скинуть, срисовать.


Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же приставкой. Подчеркни букву, которую надо запомнить.

Образец: задумался, заиграл, заучил.


21. Правописание суффиксов

Запомни! Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

-ёнок-, -онок-

После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс -ёнок-

После твёрдых согласных и [ч'] пишется суффикс -онок-

-ик-, -ек-

Измени форму слова. Если гласная из суффикса «убежала», пиши суффикс -ек-. Если «не убежала» – суффикс -ик-

-ив-, -ев-

Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения – -ев-.

-лив-, -чив- всегда пишутся с буквой И.



Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё два слова с этим суффиксом.

Образец: липовый, дубовый, кленовый

22. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Запомни! Предлог – это часть речи. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Перед глаголом предлогов не бывает.


Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно (между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос). Обозначь орфограмму-пробел.

Образец: к весне, к (какой?) весне, к (ранней) весне.

Образец: прикусил (глаг.), влетел (глаг.).


23.Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.


Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера на эту орфограмму.

Образец: у меня, за ними, перед ней.


24.Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Запомни! Частица не с глаголом пишется отдельно.


Выпиши глагол с не. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Образец:Не сказал (глаг.), не интересовался ( глаг.).


25.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Запомни! Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного, нужно:

1.Определить падеж.

2.Определить склонение.

3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

Падежи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.п.

- и


- и

Д.п.

- е


- и

П.п.

- е

- е

- и

4.Проверь словом с ударным окончанием того же склонения, числа и падежа (используй слова 1-е скл. - земля, 2-е скл. - соловей, 3-е скл. - степь.)

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример.

Образец:о книге (о земле, 1-е скл.)

на вокзале (на стекле, 2-е скл.)

26.Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.


Запомни! Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже. Безударные окончания имён прилагательных проверяй по вопросу.

Какая? - окончания ая, яя.

Какой? - окончания ой,ей.

Какое? - окончания ое, ее.

Каким? — окончания им, ым.

Каком ?— окончания ом, ем.

Какую? - окончания ую, юю.

Какого? - окончания ого, его

Какие? - окончания ые, ие.

Выпиши имя прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от имени существительного. Определи число, род и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Образец: к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед. ч., Д.п.

27. Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени.

Запомни!

I спряжение

II спряжение

-ть

-еть

-ать

-ять

+ брить, стелить

-ить +

гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть.

-ут -ют

-ат -ят

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение в глаголе. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед суффиксом –ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Образец: пишет – писать, глаг., 1спр., (-е, -ут, -ют) ставит – ставить, глаг., 2спр., (-и, -ат, -ят).

28.Однородные члены предложения

Запомни!

О, О, О.

О, и О, и О.

О, а О.

О, но О.

О, да = но О.

О и О.

О или О.

О да = и О.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого ставишь к ним вопрос. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Сделай схему предложения.

Образец: Приплыла тяжёлая туча, закрыла всё небо. ( = - , =)

Приплыла тяжёлая туча и закрыла всё небо.( = - и = ).

32. Сложное предложение.

Запомни!Сложное предложение содержит несколько грамматических основ. Перед союзами в сложном предложении всегда ставится запятая.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Образец: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. ( = - ), ( = - ).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!