СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей «Грамотная речь – успешный ребенок»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для родителей

«Грамотная речь – успешный ребенок»

 

  1. Красивая речь – ключ к успеху. 

На успешное развитие ребенка и его взаимоотношения с сверстниками влияет правильная, грамотная эмоциональная речь. В случае, если ребенок говорит плохо или неуверенно, его речь прерывиста и замедленна либо же наоборот – очень стремительна, то это может стать поводом для насмешек со стороны сверстников. Именно это является причиной того, что ребенок чувствует себя неуверенно и не может ответить на вопросы воспитателя. Он также может испытывать страх при ответе на них, и из-за волнения не может найти нужные слова для ответа. Недостаточная степень качества речи, не дала ему возможности высказаться и представить свое мнение, которое может быть очень интересным и тонким. Умение быстро и четко сформулировать свою мысль является одним из важных навыков для успешного обучения в школе.

Социологи провели исследование среди работодателей, на котором был поставлен интересный вопрос: почему они не берут на работу некоторых сотрудников. В списке самых важных вещей, которые были отмечены, находилось то, что человек не очень хорошо говорит. Это означает, что проблемы могут возникнуть и во взрослом возрасте. Для того чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя заняться проблемой речи своего ребенка.

  1. Причины неправильной речи у ребенка.

Существует три наиболее распространенных проблемы с речью у детей: 1) состояние ступора, когда человек не может выговорить ни слова, задыхаясь от волнения; 2) отсутствие интонирования, "экания" и "акания"; 3) очень быстрая речь.

 «Аканье» и «эканье», как правило, является распространенной проблемой среди взрослых. В момент, когда человек обдумывает свою речь, эти звуки непроизвольно произносятся. Кроме того, причиной может стать недостаточный словарный запас у ребенка. Из-за неуверенности в себе и отсутствия уверенности в своих силах, ребенок может говорить тихо. Возможно, он не всегда может справиться с заданиями в детском саду. Для него это является стрессом. Данная проблема является серьезной и требует решения. Так как это может привести к тому что он перестанет стремиться к совершенству, а также ему будет сложно найти работу в будущем. Такая манера речи может быть обусловлена темпераментом человека. Например, меланхолики и флегматики могут говорить монотонно. Несмотря на это, проблема может быть решена. Не исключено, что люди с таким типом темперамента смогут использовать эмоции для выражения своих мыслей.

  1. Как преодолеть речевые проблемы?
  • Тихая речь, без интонирования

Упражнение «Театр пародий». С помощью него можно изменять высоту и глубину голоса, а также научиться интонировать речь. И это даже не пародия в привычном понимании этого слова. Просто ребенок будет пытаться воспроизвести интонации и голос других людей. Это позволит сделать речь более насыщенной, эмоциональной и разнообразной. Начни с того, чтобы воспроизвести голос и манеру речи известных личностей, например, твоих знакомых или коллег.

Упражнение «Ассоциации». Для того чтобы исключить из речи ребенка звуки «эканье» и «аканье», необходимо больше читать. И это позволит решить проблему – его словарный запас будет пополняться, и пуазы-паразиты будут постепенно исчезать. Есть очень интересное и полезное упражнение «Ассоциации». Называйте своему ребенку слово - например, слон - и пускай он подбирает к нему ассоциации. Отвечать следует незамедлительно, не давая себе времени на раздумья. Не нужно ничего придумывать, просто говорите то, что приходит в голову. И пускай оно будет не совсем правильным. С помощью этого можно помочь ребенку быстрее сформировать свою мысль. В нем также есть свои преимущества. Например, ребенок может с легкостью сказать "большой слон", "маленький слон", "сердитый слон" - в этих словах можно услышать разные оттенки эмоций. При выполнении данного упражнения, необходимо постепенно увеличивать сложность слов. Это автоматически будет пополнять словарный запас вашего ребенка и поможет ему в дальнейшем использовать их в речи. Попробуйте рассказать ему о своих ассоциациях, пусть запомнит их. Тогда "эканье" и "аканье" из речи ребенка исчезнут, а его словарный запас пополнится новыми словами, а также будет улучшена логика построения предложений.

  • Быстрая речь

При сочетания быстрой речи и плохо развитой артикуляции, можно наблюдать искажение речи ребенка: он не может выговаривать окончания слов, его речь неразборчива, а слова имеют неправильную структуру. Все это происходит из-за того, что мышцы языка и лица имеют недостаточное развитие, в результате чего они не успевают сокращаться в момент произнесения речи. В горле сразу появляется каша. В случае, если речь обладает достаточной быстротой и артикуляцией, то у человека не возникнет проблем с восприятием речи. Выявление и устранение проблемы «ленивого языка» осуществляется с помощью специальных упражнений, направленных на развитие мышц речевого аппарата и языка. Речь станет более понятной, а также будет легче восприниматься.

Упражнение «Слоги». Нужно повторять слова по слогам. Шампунь – ШАМ-ПУНЬ. Портфель – ПОРТ-ФЕЛЬ. И так далее. Просите ребенка иногда говорить по слогам. Скажите: «Владик, играем в слоги!» И он должен говорить все, разбивая слова на слоги.

Упражнение «пантомима» и «зарядка». Необходимо сформировать у ребенка навык игры в пантомиму. Просить демонстрировать различные выражения лица. Это является отличным методом артикуляционной гимнастики и способствует развитию мышц лица, губ и языка. Таким образом, рот не будет иметь зажимов и позволит произносить слова четко. При этом следует выполнять медленные движения и произносить вслух какую-то мысль. Как пример: выучиваем небольшой стих и, рассказывая его, выполняем небольшую зарядку – так речь будет адаптироваться к движениям.

  • Нервный ступор

Еще одна серьезная проблема, с которой сталкивается ребенок – сильное эмоциональное напряжение, которое приводит к тому, что он не может нормально дышать и говорить. Психологический аспект проблемы можно описать как неуверенность в том, что ребенка правильно поймут. Его беспокоит то, что он может сказать что-то не так, и это станет для него позором. У ребенка есть представление о том, что нужно говорить, но из-за страха ошибиться он еще больше закрывается в себе.

Дыхание бывает двух типов: грудное, при котором происходит подъем плеч и ключицы на вдохе, и выдох, в результате которого все опускается. При данном способе дыхания происходит избыточное давление в бронхах. В этот момент может наступить приступ удушья или одышки. Из-за этого во время продолжительного разговора голос становится хриплым, звучит сдавлено. Постоянно возникает необходимость сделать вдох. Второй тип дыхания – это брюшное дыхание, при котором задействуется вся дыхательная мускулатура, одновременно с этим мышцы брюшного пресса и легкие работают. Это наиболее правильный способ дыхания.

Упражнение «милиционер». Оно помогает регулировать количество набранного воздуха, выдыхать плавно, как при разговоре. Нужны свистки, чтобы дуть в них дуть по команде: «Нарушитель». Необходимо ровно встать, сделать глубокий вдох, при этом живот надувается, а ребра расширяются. При выдохе живот втягивается, а плечи не должны подниматься. Данное упражнение поможет научиться правильно вдыхать и выдыхать. Также фиксировать все нужные движения в области живота и плеч. Выполнять упражнение следует 5 раз подряд, после чего необходимо дать телу отдохнуть в течение 10 минут.

Упражнение «Стихотворение с движениями».  Следующее упражнение включает в себя голос и движения, что позволит нам более эффективно достичь поставленной цели, а именно научиться дольше задерживать дыхание при произнесении речи, тем самым она не будет прерываться на попытки вдохнуть. Движения, совершаемые во время речи, способствуют еще большему наполнению легких воздухом. Необходимо набрать больше воздуха в легкие и прочитать две строки стихотворения, при этом не используя весь объем легких. Вы сможете сделать вдох только после того, как закончите читать вторую строку стихотворения. Сделать глубокий вдох и почувствовать, как живот начинает увеличиваться, а на выдохе плечи не должны подниматься.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей «Грамотная речь – успешный ребенок»»

Памятка для родителей

«Грамотная речь – успешный ребенок»


  1. Красивая речь – ключ к успеху. 

На успешное развитие ребенка и его взаимоотношения с сверстниками влияет правильная, грамотная эмоциональная речь. В случае, если ребенок говорит плохо или неуверенно, его речь прерывиста и замедленна либо же наоборот – очень стремительна, то это может стать поводом для насмешек со стороны сверстников. Именно это является причиной того, что ребенок чувствует себя неуверенно и не может ответить на вопросы воспитателя. Он также может испытывать страх при ответе на них, и из-за волнения не может найти нужные слова для ответа. Недостаточная степень качества речи, не дала ему возможности высказаться и представить свое мнение, которое может быть очень интересным и тонким. Умение быстро и четко сформулировать свою мысль является одним из важных навыков для успешного обучения в школе.

Социологи провели исследование среди работодателей, на котором был поставлен интересный вопрос: почему они не берут на работу некоторых сотрудников. В списке самых важных вещей, которые были отмечены, находилось то, что человек не очень хорошо говорит. Это означает, что проблемы могут возникнуть и во взрослом возрасте. Для того чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя заняться проблемой речи своего ребенка.

  1. Причины неправильной речи у ребенка.

Существует три наиболее распространенных проблемы с речью у детей: 1) состояние ступора, когда человек не может выговорить ни слова, задыхаясь от волнения; 2) отсутствие интонирования, "экания" и "акания"; 3) очень быстрая речь.

«Аканье» и «эканье», как правило, является распространенной проблемой среди взрослых. В момент, когда человек обдумывает свою речь, эти звуки непроизвольно произносятся. Кроме того, причиной может стать недостаточный словарный запас у ребенка. Из-за неуверенности в себе и отсутствия уверенности в своих силах, ребенок может говорить тихо. Возможно, он не всегда может справиться с заданиями в детском саду. Для него это является стрессом. Данная проблема является серьезной и требует решения. Так как это может привести к тому что он перестанет стремиться к совершенству, а также ему будет сложно найти работу в будущем. Такая манера речи может быть обусловлена темпераментом человека. Например, меланхолики и флегматики могут говорить монотонно. Несмотря на это, проблема может быть решена. Не исключено, что люди с таким типом темперамента смогут использовать эмоции для выражения своих мыслей.

  1. Как преодолеть речевые проблемы?

  • Тихая речь, без интонирования

Упражнение «Театр пародий». С помощью него можно изменять высоту и глубину голоса, а также научиться интонировать речь. И это даже не пародия в привычном понимании этого слова. Просто ребенок будет пытаться воспроизвести интонации и голос других людей. Это позволит сделать речь более насыщенной, эмоциональной и разнообразной. Начни с того, чтобы воспроизвести голос и манеру речи известных личностей, например, твоих знакомых или коллег.

Упражнение «Ассоциации». Для того чтобы исключить из речи ребенка звуки «эканье» и «аканье», необходимо больше читать. И это позволит решить проблему – его словарный запас будет пополняться, и пуазы-паразиты будут постепенно исчезать. Есть очень интересное и полезное упражнение «Ассоциации». Называйте своему ребенку слово - например, слон - и пускай он подбирает к нему ассоциации. Отвечать следует незамедлительно, не давая себе времени на раздумья. Не нужно ничего придумывать, просто говорите то, что приходит в голову. И пускай оно будет не совсем правильным. С помощью этого можно помочь ребенку быстрее сформировать свою мысль. В нем также есть свои преимущества. Например, ребенок может с легкостью сказать "большой слон", "маленький слон", "сердитый слон" - в этих словах можно услышать разные оттенки эмоций. При выполнении данного упражнения, необходимо постепенно увеличивать сложность слов. Это автоматически будет пополнять словарный запас вашего ребенка и поможет ему в дальнейшем использовать их в речи. Попробуйте рассказать ему о своих ассоциациях, пусть запомнит их. Тогда "эканье" и "аканье" из речи ребенка исчезнут, а его словарный запас пополнится новыми словами, а также будет улучшена логика построения предложений.

  • Быстрая речь

При сочетания быстрой речи и плохо развитой артикуляции, можно наблюдать искажение речи ребенка: он не может выговаривать окончания слов, его речь неразборчива, а слова имеют неправильную структуру. Все это происходит из-за того, что мышцы языка и лица имеют недостаточное развитие, в результате чего они не успевают сокращаться в момент произнесения речи. В горле сразу появляется каша. В случае, если речь обладает достаточной быстротой и артикуляцией, то у человека не возникнет проблем с восприятием речи. Выявление и устранение проблемы «ленивого языка» осуществляется с помощью специальных упражнений, направленных на развитие мышц речевого аппарата и языка. Речь станет более понятной, а также будет легче восприниматься.

Упражнение «Слоги». Нужно повторять слова по слогам. Шампунь – ШАМ-ПУНЬ. Портфель – ПОРТ-ФЕЛЬ. И так далее. Просите ребенка иногда говорить по слогам. Скажите: «Владик, играем в слоги!» И он должен говорить все, разбивая слова на слоги.

Упражнение «пантомима» и «зарядка». Необходимо сформировать у ребенка навык игры в пантомиму. Просить демонстрировать различные выражения лица. Это является отличным методом артикуляционной гимнастики и способствует развитию мышц лица, губ и языка. Таким образом, рот не будет иметь зажимов и позволит произносить слова четко. При этом следует выполнять медленные движения и произносить вслух какую-то мысль. Как пример: выучиваем небольшой стих и, рассказывая его, выполняем небольшую зарядку – так речь будет адаптироваться к движениям.

  • Нервный ступор

Еще одна серьезная проблема, с которой сталкивается ребенок – сильное эмоциональное напряжение, которое приводит к тому, что он не может нормально дышать и говорить. Психологический аспект проблемы можно описать как неуверенность в том, что ребенка правильно поймут. Его беспокоит то, что он может сказать что-то не так, и это станет для него позором. У ребенка есть представление о том, что нужно говорить, но из-за страха ошибиться он еще больше закрывается в себе.

Дыхание бывает двух типов: грудное, при котором происходит подъем плеч и ключицы на вдохе, и выдох, в результате которого все опускается. При данном способе дыхания происходит избыточное давление в бронхах. В этот момент может наступить приступ удушья или одышки. Из-за этого во время продолжительного разговора голос становится хриплым, звучит сдавлено. Постоянно возникает необходимость сделать вдох. Второй тип дыхания – это брюшное дыхание, при котором задействуется вся дыхательная мускулатура, одновременно с этим мышцы брюшного пресса и легкие работают. Это наиболее правильный способ дыхания.

Упражнение «милиционер». Оно помогает регулировать количество набранного воздуха, выдыхать плавно, как при разговоре. Нужны свистки, чтобы дуть в них дуть по команде: «Нарушитель». Необходимо ровно встать, сделать глубокий вдох, при этом живот надувается, а ребра расширяются. При выдохе живот втягивается, а плечи не должны подниматься. Данное упражнение поможет научиться правильно вдыхать и выдыхать. Также фиксировать все нужные движения в области живота и плеч. Выполнять упражнение следует 5 раз подряд, после чего необходимо дать телу отдохнуть в течение 10 минут.

Упражнение «Стихотворение с движениями».  Следующее упражнение включает в себя голос и движения, что позволит нам более эффективно достичь поставленной цели, а именно научиться дольше задерживать дыхание при произнесении речи, тем самым она не будет прерываться на попытки вдохнуть. Движения, совершаемые во время речи, способствуют еще большему наполнению легких воздухом. Необходимо набрать больше воздуха в легкие и прочитать две строки стихотворения, при этом не используя весь объем легких. Вы сможете сделать вдох только после того, как закончите читать вторую строку стихотворения. Сделать глубокий вдох и почувствовать, как живот начинает увеличиваться, а на выдохе плечи не должны подниматься.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!