Ваш ребенок взрослеет, сталкивается с многочисленными трудностями. Если он остается один на один со своей проблемой, если он запутался, устал и не видит выхода – велика вероятность того, что найдется «доброжелатель» и предложит свою «помощь» в решении всех его проблем сразу.
Уважаемые мамы и папы!
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок:
не скрывал от Вас своих неприятностей и переживаний;
говорил правду, какой бы она ни была;
не стал зависимым от вредных привычек;
•советовался с Вами, уважая Ваше мнение,
попытайтесь вместе с детьми выработать «семейные правила» взаимоотношений между членами вашей семьи.
Правила должны выстраиваться на фундаменте доверительных отношений и быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребенка. Многократно напоминайте детям о правилах, делайте это доброжелатель и авторитетно. Меняйте правила в зависимости от возраста ребенка. Старайтесь, чтобы последствия (наказания) невыполнения правил были неотвратимы.
Почему дети становятся зависимыми?
Зависимость – нормальная часть жизни любого человека. Все люди зависимы от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям, супругам…
ВАЖНО!
...но когда зависимость превращается в одержимость, делает из человека раба – она становится бедой.
Виртуальная зависимость
Манипуляция человека с компьюте- ром привела к возникновению допол- нительной реальности – виртуальной, являющейся противоположностью есте- ственной, внешней реальности, ее во- ображаемым, информационным экви- валентом, поскольку виртуальная ре- альность «имитирует» те же действия и чувства человека, которые он может ис- пытывать в физической реальности.
ВАЖНО!
В современном мире трудно отка- заться от использования информаци- онного мирового пространства. Одна- ко, неконтролируемое использование Интернета может таит в себе огромные
опасности, особенно для подрастающего поколения, приводить к развитию осо- бой формы психологической зависимости – «интернет-аддикции».
Термин «интернет-зависимость» был предложен Айвеном Голдбергом. Гол- дберг характеризует интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воз- действие на бытовую, учебную, социальную и психологическую сферы дея- тельности».
Интернет-аддикция является новой аддикцией, качественно отличающейся от других нехимических форм выходом на безграничные возможности виртуаль- ного мира.
Компьютерная зависимость ребенка – это хорошо видимый симптом, маркер того, что мы не достаточно знаем, что происходит с подростком, как ему живется в этом мире, его проблемы и желания.
3
Опасности компьютерной зависимости
Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения;
На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение мо- жет стать не нужным вовсе;
В процессе игр, или нахождения в интернете ребе- нок теряет контроль за временем;
Ребенок может проявлять агрессию, в случае лише- ния его доступа к компьютерным играм;
Вседозволенность и простота достижения цели в иг- рах может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру;
Многочасовое непрерывное нахождение перед мони- тором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу;
Могут наблюдаться проблемы с осанкой;
Дети перестают фантазировать, снижается способ- ность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность;
Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре. Часто такие взрос- лые сами зависимы от компьютера и интернета;
Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной;
Могут возникать депрессии при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
ВАЖНО!
Избавить от зависимости от компьютерных игр ребенка нельзя просто отобрав игрушку или запретив ему играть. Нужно не отбирать игру у зависимого от компь- ютерных игр, а предложить то, что будет на порядок выше, лучше, интересней.
4
Сетевые компьютерные игры
Сетевые компьютерные игры – это многопользовательские игры, когда од- новременно играют несколько человек. Наиболее популярны среди них
Counter Strike и World of Tanks.
Через игру у подростков появляется возможность выражать свои эмоции и чувства. Игроки выбирают сетевые игры, где есть чат, и зачастую в нем идет не только контекстуальное общение, но и обсуждаются их проблемы, причем иг- романы не игнорируют их, а, наоборот, активно включаются в их решение.
Подросток, находящийся в сложной ситуации, ищет из нее выход и чаще все- го самый простой, который быстро при-
несет радость. Игра может стать своеобразным заменителем радости от решения про- блемы, так как быстро приносит позитивные эмоции. Но это не будет ее решением.
Для защиты подрастающего поколения на уровне государства разработана стра- тегия обеспечения информационной безопасности детей.
ВАЖНО!
Только в семье могут может быть созданы условия, препятствующие развитию интернет-аддикции.
Нежелательный контент в Интернете
Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссыл- ки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
5
Знакомство с новыми людьми в Интернете
Общение в Интернете может по- влечь за собой коммуникационные рис- ки, такие как незаконные контакты (на- пример, груминг), киберпреследова- ния, кибербуллинг и другое.
Даже если у большинства пользо- вателей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие, как домашний адрес, телефон, паро- ли к персональным страницам в Ин- тернете и другое. В других случаях они могут оказаться преступниками в по- исках жертвы.
Как уберечь ребенка от зависимости.
Как научить его пользоваться интеренетом
В качестве профилактики развития интернет-зависимости можно рекомен- довать расширение возможностей для детей в проведении культурного, спортивного досуга, участия в обще- ственной жизни, осуществляемых в формате межличностного эффективно- го общения.
Главное – самим не показывать де- тям примеры регулярного времяпро- вождения за компьютером.
Прежде чем разрешить детям рабо- тать в Интернете, рекомендуется убе- диться в том, что каждый из них пони- мает, что можно делать в Интернете, а что нельзя.
Выработайте «семейные правила» использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
6
«Семейные правила» использования детьми Интернета
общие правила
Подключение к Сети только с разрешения родителей.
Нельзя открывать прикреплённые к почтовым сообщениям вложения.
Нельзя отвечать на обидные, недоброжелательные сообщения. О каждом таком письме надо сразу рассказать родителям.
Нужно быть готовым к тому, что на форумах или в чате люди не всегда те, за кого себя выдают. Даже если написано, что ресурс создан для детей – это не значит, что его не могут посещать взрослые.
В виртуальном пространстве, как и в реальной жизни, нужно быть вежливым и доброжелательным и покидать его, если тебя что-то раздражает.
сетевые компьютерные игры
Игра не должна занимать более 3-х часов на прохождение.
Игра не должна провоцировать на покупку виртуальных апгрейдов, без кото- рых невозможно выиграть.
Игра не должна содержать сцен насилия и жестокости, а также сценариев антисоциального и преступного поведения.
На игру должен быть установлен согласованный с родителями лимит времени.
Категорически запрещается еда во время игры.
информация
Дети должны сообщать родителям об опасной, неприятной и вообще любой насторожившей их информации из Интернета, от кого бы она ни исходила.
Нельзя доверять непроверенной информации в Интернете. Далеко не всё, что там можно прочесть или увидеть, является правдой.
знакомства в Интернете
Общаясь в сети, нельзя сообщать незнакомым людям свой телефон, адрес, номер школы, сведения о своей семье и отправлять свои фотографии.
Нельзя договариваться о встрече с интернет-знакомыми, не предупредив родителей.
7
Правила для родителей по использованию детьми Интернета
Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Чаще беседуйте с ним о том, что он делает в Сети. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, кото- рые помогут оградить ребенка от нежелательного контента.
Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети.
ВАЖНО!
Помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелатель- ный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отсле- живание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
Для каждого ребенка можно составить отдельный договор с правилами пользо- вания Интернетом, установленными в соответствии с его возрастом.
Каждый ребенок подписывает договор, подтверждая тем самым, что он понял установленные правила и согласен выполнять их при работе в Интернете.
После согласования и подписания всех пунктов семейного договора о пользо- вании Интернетом разместите эти договоры рядом с каждым компьютером в доме, чтобы напоминать каждому члену семьи о правилах пользования Интернетом.
8
Договор о правилах работы в Интернете
Я, обязуюсь:
Обсудить со своими родителями правила пользования Интернетом (веб-узлы, которые я могу посещать, мои действия при использовании Интернета, время ис- пользования Интернета).
Никогда не сообщать свои личные данные, такие как домашний адрес, но- мер телефона, место работы или рабочий номер телефона моих родителей, номера кредитных карт, название или местоположение моей школы без разрешения ро- дителей.
Всегда немедленно сообщать родителям, если я увижу или получу в Интер- нете что-либо, что меня смутит или напугает, включая сообщения электронной почты, веб-узлы или даже обычную почту от моих интернет-друзей.
Никогда не соглашаться на личную встречу ни с кем из людей, с которыми я познакомился в Интернете, без разрешения родителей.
Никогда не отправлять свои фотографии или фотографии членов моей семьи другим людям по Интернету или по обычной почте без согласия родителей.
Никогда не сообщать мои интернет-пароли никому, кроме родителей (даже лучшим друзьям).
Не совершать в Интернете действий, которые могут нанести вред или раз- дражать других людей, либо противоречат закону.
Никогда не загружать, не устанавливать и не копировать ничего с дисков или из Интернета без соответствующего разрешения.
Никогда не совершать в Интернете действий, которые требуют оплаты, не получив сначала разрешение от родителей.
Разрешить родителям знать мои логины и пароли для входа на веб-узлы, а также псевдонимы для общения в Интернете, приведенные ниже:
Имя (ребенок) Дата
Родитель или опекун Дата
9