СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Патриотическое воспитание младших школьников как условие эффективной реализации Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы

Просмотр содержимого документа
««Патриотическое воспитание младших школьников как условие эффективной реализации Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников»»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ильковская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области





Выступление на тему:

«Патриотическое воспитание младших школьников как условие

эффективной реализации Концепции духовно-нравственного воспитания и

развития школьников»


















(из опыта работы учителя начальных классов Ильковской СОШ

Ветковой Оксаны Дмитриевны)

Илёк, 2019 г.

Проблема духовно-нравственного воспитания школьников стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с тем, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности, основные формы и методы духовно-нравственного развития личности в процессе урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в семье, в институтах гражданской общественности.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  • Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

  • гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи всех основных видов деятельности: урочной; внеурочной; семейной; общественно - полезной.

Учебная деятельность - формирует преимущественно когнитивный компонент российской идентичности. Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных предметов. Важными принципами являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности.

В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.

Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В курсе «Окружающий мир» первостепенное внимание уделяется семье. Формированию этой ценности помогает тема «Как живет семья?», проект «Моя семья» (1 класс), в котором школьники рассказывают о составе своей семьи, увлечениях каждого члена семьи, о семейных традициях, «Наша семья», проект «Родословная» (2 класс), где учащиеся с помощью взрослых составляют древо своей семьи. Иллюстрации и задания способствуют осознанию ценности семьи, необходимости укрепления семейных связей, отношений между членами семьи. Проекты предполагают совместную работу школьников и родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.

В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы

Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.

Обращение к опыту православной педагогики и светской этики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

На уроках «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы светской этики» учащиеся знакомятся с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека».

Работа в духовно-нравственном направлении - это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!

Внеурочная деятельность. Праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры, деятельность кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.

Внешкольная деятельность. Экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т. д. Единицей внешкольной деятельности является социальная практика (педагогически моделируемая в реальных условиях общественно значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.)

Моя работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников включает:

  • сочетание учебной и внеклассной работы;

  • развитие творческой деятельности учащихся;

  • установление взаимодействия с родителями учащихся;

Эта работа направлена на:

  1. формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;

  2. на воспитание патриотизма и гражданственности;

  3. на эстетическое развитие детей;

  4. на трудовое воспитание.

Важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально - исторические, политические ценности. Убедиться в этом нам помог проведённый в прошлом учебном году классный час на тему «Сказка - ложь, да в ней намёк...» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики провели исследовательскую работу, результатом которой стал проект «Чему нас учат сказки». Творческие группы формировались в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно. Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость. Они хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Поэтому, в процессе внеклассной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки.

Так же в нашей школе проводятся фольклорные праздники: «Слава русской стороне! Слава русской старине!», «Старину мы помним, старину мы чтим».

Обучающиеся начальной школы участвовали неоднократно в конкурсах «Моя малая родина: природа, культура, этнос», в конкурсе исследовательских работ «Моя земля, мои земляки», в экспедиция «Милый сердцу уголок» с исследовательской работой «Старинные рушники», где стали победителями областного конкурса.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитание духовной культуры через проведение праздников связанных с традициями русского народа (Масленица, Рождественские посиделки).

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы: «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Юные герои Великой Отечественной», «Земля отцов - моя земля», «Весточка с фронта», «Герои космоса»; праздники посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества»; заочные экскурсии, встречи с интересными людьми, ветеранами, посещение музея школы, позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела.

Выполнение коллективных работ: «Новогодняя игрушка», стенгазет к праздникам способствуют формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками.

Ежегодной традицией стало проводить в сентябре в нашем классе творческую выставку «Дары осени», на которой ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала. Но каждый год - новые творческие задания ждут моих ребят: придумай доброе название своей поделке, составь загадку, сочини сказку о своей поделке, и очень забавно проходит оживление поделок. На глазах у всего класса каждое творение заговаривает голосом ученика. Ребёнок вживается в образ героя, которого он сделал вместе с родителями.

Конкурс «Открытка маме», посвящённый празднику «8 Марта», позволил проявить заботу и чуткое отношение к маме. Ребята узнали, а какой у мамы любимый цветок и какие комплименты можно подарить мамам и девочкам в этот первый весенний праздник.

Результатом совместной работы должна стать заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.

Конкурсы «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки», викторина «В гостях у Вежливости», утренники «Новогодняя сказка», «Поздравляем наших мам», «До свидания, начальная школа!» - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач.

Работа в духовно-нравственном направлении - это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!