ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Ключевые слова: патриотизм, традиции, воспитание, слушание, музыка.
Деятельность школы всегда была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания школьников: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе ФГОС лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). Учитель является важным звеном, объединяющим семью и школу в единое целое, задает тон формированию социально-активной личности, развитию духовных ценностей личности.
Россия – страна, которая имеет большие духовно-нравственные традиции, которые прошли многовековой путь формирования и эти нравственные традиции требуют своего возрождения. В рамках складывающейся практики социализации и воспитания выделяется одна из основных целей – воспитание достойного гражданина современного общества. В достижении этой цели одно из первых мест принадлежит воспитанию у школьников патриотических чувств.
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма, через эмоционально-чувственное восприятие. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства и литературы, отношения к ним ребенка являются основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, бескорыстие, любовь, уважение к старшим.
Младший школьный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание школьников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства.
Актуальность исследования обусловлена тем, что система образования в России должна быть основана на глубоком освоении духовного наследия России. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.
Цель исследования – изучить особенности патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки в процессе слушания программных произведений.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
Раскрыть содержание понятия «патриотизм»;
Рассмотреть особенности патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки;
Рассмотреть слушание как вид музыкальной деятельности;
Объект исследования: патриотическое воспитание школьников.
Предмет исследования: слушание программных произведений на уроках музыки как средство патриотического воспитания школьников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
Для воспитания патриотических качеств у младших школьников существенное значение имеет использование приемов сравнения при слушании-восприятии музыки, рассматривании картин, литературных произведений и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к ним. Постановка вопросов, направленных на выяснение того, что услышали дети в том или ином произведении, какая музыкальная мысль обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
Сложность музыкально-воспитательного процесса определяется рядом моментов. Так, например, учитель должен помнить, что при коллективной форме занятий необходимо учитывать возможности каждого школьника в отдельности. Кроме того, даже одна и та же по содержанию задача на разных ступенях общего и музыкального развития учащихся, в зависимости от их возраста, решается с существенными отличиями. Специфическую трудность составляет и то, что каждый элемент урока музыки, даже тренировка в чтении нотной записи или обычное интонационно-ритмическое упражнение, должны приобщать учащихся к музыке, быть занятым музыкальным искусством.
Поэтому обязательным качеством уроков музыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любому выполняемому заданию. Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный раздел. Музыкальный материал, комментарии учителя, беседа, наблюдения и размышления самих обучающихся, – все должно помогать постепенному решению данной «сверхзадачи». С каждым годом учитель может выдвигать ее все шире и смелее. При этом необходимо тщательно следить за тем, чтобы здесь не было ни капли внешней назидательности и риторики, ни одной пустой стандартной фразы, ни одного «общего слова», лишенного конкретного содержания и эмоциональности.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, обучающиеся оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке музыкальных мероприятий происходит преображение робких, застенчивых учеников в раскрепощенных, инициативных артистов.
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ. Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в различные ее особенности. Школьники получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку различных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных композиторов.
В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, кино, средства ИКТ, Интернет т.д.) становится более простой и доступной для каждого формой общения с искусством. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
В процессе прослушивания музыкального произведения осуществляется его музыкально-художественное восприятие. Музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкальную культуру, да и просто любовь человека к музыке.
Практика показывает, что большое значение имеют вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать группы вопросов и заданий:
по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает);
по выразительным средствам (как выражено);
по определению причин (почему так выражено).
Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства.
Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения. Одно из произведений будет являться основным, и на нем следует более всего сосредоточить внимание при анализе, а другие будут служить для сравнения, углубления знаний или для решения поставленной проблемы.
Уроки эстетического цикла, и музыка, в частности, имеют большое воздействие на подсознание. Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают школьников: как на уровне сознания, так и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывающего в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.
Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.
Литература:
Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15.
Кудина, Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М.: Знание, 1988. – 79с.
Рапацкая JI.A. История русской музыки: От Древней Руси до серебряного века: Учеб. для студ. пед. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-384 с.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф/документы/9090 (дата обращения: 18.04.18).
Федеральный государственные образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 18.04.18)