Педсовет
«Патриотическое воспитание в современной школе»
- «Патриотическое воспитание в современной школе»
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм. Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
При этом Президент подчеркнул своё понимание патриотизма:
«Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.
Это ответственность за свою страну
и её будущее…»
В.В. Путин
Академик Д.С.Лихачёв писал: “Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству”.
«Патриот» – писал В. И. Даль, - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник.
«Патриот» - говорится в словаре современного русского литературного языка, - человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Гражданственность – это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
Основы патриотического воспитания в школе
Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как
Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой,
Ветеран войны и труда.
Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:
- Конституция РФ
- Федеральные законы РФ: «Об образовании», «О воинской
- обязанности и воинской службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Вов 1941 – 1945 г.г.», «О Государственном Флаге Российской Федерации», «О Государственном Гербе Российской Федерации», «О Государственном Гимне Российской Федерации»,
- Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности РФ»,
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к воинской службе», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Целью патриотического воспитания в школе является приобщение учащихся к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу, формирование основы национального самосознания.
Основные задачи патриотического воспитания учащихся
- воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
- формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
- воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
- воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
- воспитание толерантности, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
- формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
- формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.
Духовно - нравственное
Историко-краеведческое
Основные
направления патриотического воспитания
Гражданско-правовое
Социально – патриотическое
Военно - патриотическое
Спортивно – патриотическое
Культурно – патриотическое
Формы воспитательной работы
- Тематические классные часы
- Спортивно-массовые мероприятия (например легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы)
- Изучение курса обществознание с 6 по 11 класс
- Изучение истории своей семьи, семейных традиций
- Изучение народных традиций и обычаев
- Работа объединений
- Проведение общешкольных мероприятий, посвященных памятным датам
- Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках
Формы воспитательной работы
- Участие в акциях, флешмобах, смотрах, слетах , конкурсах рисунков
- Выпуски тематических стенгазет
- Участие в военно-патриотических играх
- Просмотр и обсуждение фильмов
- Подготовка проектов и презентаций
- Участие в поисковой деятельности
- Уроки мужества
- Создание аллеи Памяти
- Волонтерская деятельность, направленная на оказание реальной помощи участникам ВОВ и ветеранам труда; приведение в порядок воинских захоронений и мемориалов
В 2022 году в российских школах началась реализация ряда нововведений, направленных на усиление патриотического воспитания учащихся
3
4
2
1
Дополнение учебников истории новейшими событиями
Историческое просвещение в начальной школе
Исполнение гимна и поднятие флага
Уроки «Разговоры о важном»
Историческое просвещение в начальной школе
Исторические знания детям даются в рамках других школьных предметов – в частности, в рамках уроков «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Ребенку необходимо знать историю своей семьи, родного края, региона.
Дополнение учебников истории новейшими событиями
Предполагается введение в курс изучения новейшей истории информации о текущих событиях – вплоть до настоящего времени .
В качестве причины для таких мер называют противодействие распространению дезинформации среди школьников.
С 1 сентября Министерство просвещения Российской Федерации запустило в школах новый масштабный проект – цикл внеурочных занятий "Разговор о важном".
Целью проекта является формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентиров обучающихся на основе базовых национальных ценностей.
Центральными темами «Разговоров о важном» являются: патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др.
Перед занятием «Разговоры о важном» проводится церемониальное поднятие флага и исполнение гимна
Об этом президент России
Владимир Владимирович Путин рассказал
22 августа, в День Государственного флага РФ.
"Государственный флаг, как и немеркнущее Красное знамя Победы, служит воспитанию у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности, ответственности за будущее Родины».
Заключение
Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования педагога, здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.
От того, как поставлена работа по патриотическому воспитанию в школе, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни.