Педагогическая этика
«Счастье-это когда тебя понимают»
План
- Педагогическая этика-часть педагогического мастерства.
- Требования педагогической этики.
- Педагогический такт.
- Педагогическое разрешение конфликта
- Заповеди педагогического общения
Педагогическая этика
- Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности.
- Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения преподавателя .
Некоторые качества педагога
- Честность
- Доброжелательность
- Глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение к их личности
- Чувство ответственности за результаты труда
- Соблюдение дисциплины
Педагогическая этика-часть педагогического мастерства
- Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч. deon -долг и l ogos -учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.
- Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе
- Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения.
- Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.
- Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах.
- Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения.
- Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.
Требования педагогической этики:
- Установка, усиливающая веру в успех;
- Установление правильных взаимоотношений между учителем и учеником. Преподавателем и студентом;
- Доброжелательное отношение к каждому учащемуся;
- Благоприятное речевое общение со студентами. Учениками с самой первой встречи;
- Облик самого преподавателя, внешний вид, сама обстановка в аудитории.
Педагогический такт
- Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова)
- Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада)
- Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.
- Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.
Основные признаки педагогического такта:
- Естественность, простота обращения без фамильярности;
- Искренность тона, лишенная всякой фальши;
- Доверие к дошкольнику без попустительства;
- Просьба без упрашивания;
- Советы и рекомендации без навязчивости;
- Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
- Серьезность тона без натянутости в отношениях;
- Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
- Требовательность без мелкой придирчивости;
- Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
- Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
- Развитие самостоятельности без мелочной опеки;
- Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений;
- Внимательность к ребенку без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
- Ведение беседы с детьми без дидактизма и морализирования.
Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.
Педагогическое разрешение конфликта
Виды конфликтов:
Внутренние и внешние;
Межличностные и межгрупповые;
Социальные;
Межнациональные и межгосударственные;
Потенциальные и актуальные;
Прямые и опосредованные;
Конструктивные (стабилизирующие, продуктивные) и деструктивные (неконструктивные);
Вертикальные и горизонтальные;
Предметные и личностные;
Ролевые;
Мотивационные;
Коммуникационные (основанные на непонимании).
Правила разрешения конфликтов:
Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!
Правила разрешения конфликтов:
Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимаю затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.
Правила разрешения конфликтов:
Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет вас с учеником, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать его, выходя на позицию «мы»
Правила разрешения конфликтов:
Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. И наконец, после разрешения конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировать его причины и возможности предотвращения. Всегда легче избежать острого столкновения, нежели погасить его.
Правила разрешения конфликтов:
Своим поведением повлиять на партнера (ученика, коллегу). Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.
Заповеди педагогического общения
- Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми, придающих неповторимый личностный смысл, окрашивающих учебный процесс гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души.
- При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач.
- Организуя педагогическое общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или на всю группу учащихся.
- Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией.
- Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса.
Заповеди педагогического общения
- Важно ощущать психологическую атмосферу в классе -без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен.
- Научитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Анализировать собственную деятельность.
- Надлежит научиться слушать детей.
- Организуя общение с детьми, необходимо постоянно стремиться понять их настроение, уловить малейшие изменения в микроклимате класса; необходимо развивать в себе педагогическую наблюдательность.
- Необходимо помнить, что конфликт может быть: следствием педагогической неграмотности; результатом столкновения требований. Установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков; нужно анализировать причины конфликта.
Заповеди педагогического общения
- Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам.
- Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение.
- Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты.
- Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку.
- Умейте анализировать процесс общения .
- Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности.
Заключение
«Пойми ученика»- профессиональная заповедь педагога.
Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и учащегося порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.