СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая мастерская "Учитель Дона"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская "Учитель Дона"»

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»       Тишевская Лилия Сергеевна МБОУ СШ №7 имени Героя РФ М.В.Ревенко г.Волгодонска

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»      

Тишевская Лилия Сергеевна

МБОУ СШ №7 имени Героя РФ М.В.Ревенко г.Волгодонска

МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «Математика - платформа формирования функциональной грамотности»

МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

«Математика - платформа формирования функциональной грамотности»

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 2. Письмо Министерства просвещения РФ от 14.04.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

2. Письмо Министерства просвещения РФ от 14.04.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Функциональная грамотность Математическая грамотность Глобальные компетенции Читательская грамотность Креативное мышление Естественно-научная грамотность Финансовая грамотность

Функциональная грамотность

Математическая грамотность

Глобальные компетенции

Читательская грамотность

Креативное мышление

Естественно-научная грамотность

Финансовая грамотность

Математическая грамотность через практико-ориентированные задачи Основными критериями составления таких задач являются: Возможность перевода условий задачи, сформулированной с помощью обыденного языка, на язык математики Наличие жизненной ситуации в условии задачи Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

Математическая грамотность через практико-ориентированные задачи

Основными критериями составления таких задач являются:

Возможность перевода условий задачи, сформулированной с помощью обыденного языка, на язык математики

Наличие жизненной ситуации в условии задачи

Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

«Сняв показания счетчика и оставив 1150 рублей, мама попросила тебя по пути из школы зайти в банк и заплатить за использованную электроэнергию ,а сдачу оставить себе. Можешь ли ты по пути из школы в сберкассу купить мороженое за 115 рублей, если 1 кВт/ч электроэнергии стоит 4,85 рубля, а ее расход за месяц составил 210,2 кВт/ч?»   Ситуация, близкая к реальной жизни Узучение нового материала с целью решения поставленной задачи Составление математической модели и её решение Запрос необходимых знаний и умений Анализ полученного результат

«Сняв показания счетчика и оставив 1150 рублей, мама попросила тебя по пути из школы зайти в банк и заплатить за использованную электроэнергию ,а сдачу оставить себе. Можешь ли ты по пути из школы в сберкассу купить мороженое за 115 рублей, если 1 кВт/ч электроэнергии стоит 4,85 рубля, а ее расход за месяц составил 210,2 кВт/ч?»

Ситуация, близкая к реальной жизни

Узучение нового материала с целью решения поставленной задачи

Составление математической модели и её решение

Запрос необходимых знаний и умений

Анализ полученного результат

Читательская грамотность Проблемы низкого уровня читательской грамотности: При записи ответа появляются данные, которые даже не фигурировали в задаче Прочитали текст задачи, а в вопросе увидели не то, что написано, а то что хочется Задачи с лишними данными

Читательская грамотность

Проблемы низкого уровня читательской грамотности:

При записи ответа появляются данные, которые даже не фигурировали в задаче

Прочитали текст задачи, а в вопросе увидели не то, что написано, а то что хочется

Задачи с лишними данными

Самостоятельная работа по теме «Умножение многочленов» 5. Из квадратного листа фанеры вырезали прямоугольную дощечку, одна сторона которой на 1 см, а другая на 3 см меньше стороны квадрата. Найдите сколько краски потребуется для покраски вырезанной дощечки с двух сторон, если площадь получившейся дощечки меньше площади листа на 21 см2 6. Бассейн прямоугольной формы окружен дорожкой, ширина которой 1 м. Глубина бассейна 2,5 м. Одна из его сторон на 15 м меньше другой. Площадь бассейна на 74 м2 меньше площади, занимаемой бассейном вместе с дорожкой. Найдите площадь бассейна.

Самостоятельная работа по теме «Умножение многочленов»

5. Из квадратного листа фанеры вырезали прямоугольную дощечку, одна сторона которой на 1 см, а другая на 3 см меньше стороны квадрата. Найдите сколько краски потребуется для покраски вырезанной дощечки с двух сторон, если площадь получившейся дощечки меньше площади листа на 21 см2

6. Бассейн прямоугольной формы окружен дорожкой, ширина которой 1 м. Глубина бассейна 2,5 м. Одна из его сторон на 15 м меньше другой. Площадь бассейна на 74 м2 меньше площади, занимаемой бассейном вместе с дорожкой. Найдите площадь бассейна.

Финансовая грамотность Это понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей.

Финансовая грамотность

Это понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей.

Темы задач Финансовые термины Потребности и расходы Розничная и оптовая цена, скидка. Льготный абонемент, тариф, абонентская плата, рассрочка, окупаемость, однотарифный и многотарифный электрический счётчик. Альтернативная стоимость решения. Комплементарные блага, полная стоимость владения. Программа лояльности. Доходы и налоги Оклад, премия, выручка, прибыль, убыток, фонд оплаты труда. Личный и семейный бюджет и его балансировка Виды налогов, налоговые вычеты, страховые взносы, штрафы, пени. Бюджет, дефицит и профицит бюджета, накопления, обязательные ежемесячные расходы. Сбережения и инвестиции Акция, облигация, виды вкладов, процентная ставка, капитализация процентов, депозит Кредиты и займы Кредит, микрофинансовая организация, процент по кредиту, аннуитет, досрочное погашения.

Темы задач

Финансовые термины

Потребности и расходы

  • Розничная и оптовая цена, скидка.
  • Льготный абонемент, тариф, абонентская плата, рассрочка, окупаемость, однотарифный и многотарифный электрический счётчик.
  • Альтернативная стоимость решения.
  • Комплементарные блага, полная стоимость владения.
  • Программа лояльности.

Доходы и налоги

Оклад, премия, выручка, прибыль, убыток, фонд оплаты труда.

Личный и семейный бюджет и его балансировка

Виды налогов, налоговые вычеты, страховые взносы, штрафы, пени.

Бюджет, дефицит и профицит бюджета, накопления, обязательные ежемесячные расходы.

Сбережения и инвестиции

Акция, облигация, виды вкладов, процентная ставка, капитализация процентов, депозит

Кредиты и займы

Кредит, микрофинансовая организация, процент по кредиту, аннуитет, досрочное погашения.

Железнодорожный билет в купейный вагон для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость такого школьного билета составляет 50% стоимости билета для взрослого. Во сколько обойдется покупка билетов на группу из 15 школьников и 2 взрослых?

Железнодорожный билет в купейный вагон для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость такого школьного билета составляет 50% стоимости билета для взрослого. Во сколько обойдется покупка билетов на группу из 15 школьников и 2 взрослых?

При покупке принтера Алексей рассматривает три варианта, перечисленные в таблице, и хочет выбрать устройство с наименьшей полной стоимостью владения. При этом он предполагает, что за все время пользования принтером ему потребуется напечатать не менее 15 000 страниц. 1. Принтер какой марки отвечает требованиям Алексея? 2. Изменится ли ответ на вопрос 1, если Алексею предложат дисконтную карту стоимостью 300 рублей, которая дает скидку 15% на покупку картриджей для принтера фирмы А? Если да, укажите марку, которая будет удовлетворять требования Алексея в этом случае. Марка принтера Марка А Стоимость принтера, руб. 8 000 Стоимость картриджа, руб. Марка Б Ресурс печати одного картриджа, стр. 1 000 11 000 Марка В 1 800 10 200 700 2 000 800 1 500

При покупке принтера Алексей рассматривает три варианта, перечисленные в таблице, и хочет выбрать устройство с наименьшей полной стоимостью владения. При этом он предполагает, что за все время пользования принтером ему потребуется напечатать не менее 15 000 страниц.

1. Принтер какой марки отвечает требованиям Алексея?

2. Изменится ли ответ на вопрос 1, если Алексею предложат дисконтную карту стоимостью 300 рублей, которая дает скидку 15% на покупку картриджей для принтера фирмы А? Если да, укажите марку, которая будет удовлетворять требования Алексея в этом случае.

Марка принтера

Марка А

Стоимость принтера, руб.

8 000

Стоимость картриджа, руб.

Марка Б

Ресурс печати одного картриджа, стр.

1 000

11 000

Марка В

1 800

10 200

700

2 000

800

1 500

Естественнонаучная грамотность Естественнонаучная грамотность необходима для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Задачи, требующие от учеников навыков чтения таблиц и графиков Задачи, в которых используется элементарные математические вычисления.

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность необходима для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Задачи, требующие от учеников навыков чтения таблиц и графиков

Задачи, в которых используется элементарные математические вычисления.

 Перед тренировками Женя измеряет частоту биения своего пульса. Частота биения составляет 70 ударов в минуту. Женя занимается одну минуту и снова измеряет пульс. Затем он проверяет его каждую минуту в течение нескольких минут. Он представил свои результаты в виде графика.  Какой можно сделать вывод по его результатам?         А) Частота биения его пульса увеличивается на 50 ударов в минуту. В) На уменьшение частоты биения его пульса уходит меньше времени, чем на увеличение. С) Четыре минуты спустя его пульс бьется 80 ударов в минуту. D) Его пульс нормализуется менее чем за 6 минут.

Перед тренировками Женя измеряет частоту биения своего пульса. Частота биения составляет 70 ударов в минуту. Женя занимается одну минуту и снова измеряет пульс. Затем он проверяет его каждую минуту в течение нескольких минут. Он представил свои результаты в виде графика.

Какой можно сделать вывод по его результатам?

А) Частота биения его пульса увеличивается на 50 ударов в минуту.

В) На уменьшение частоты биения его пульса уходит меньше времени, чем на увеличение.

С) Четыре минуты спустя его пульс бьется 80 ударов в минуту.

D) Его пульс нормализуется менее чем за 6 минут.

Актуализация имеющихся знаний:  Вода — одно из самых уникальнейших веществ на Зем- ле. Несмотря на бурное развитие современной науки, до сих пор учёные не изучили до конца природу этого, казалось бы, простого вещества! Что вы знаете о воде? Выполните задания. Заполни пропуски: 1. Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, ... и ... 2. Какими свойствами обладает вода? Ненужное зачеркни: • Имеет цвет; не имеет цвета. • Имеет запах; не имеет запаха. • Имеет форму; не имеет форму. • Прозрачна; не прозрачна. • Обладает текучестью; не обладает текучестью. • Растворяет соль, сахар; растворяет песок, мел. • Медленно нагревается и медленно остывает; быстро нагрева- ется и быстро остывает. • При нагревании расширяется и при охлаждении сжимается; при нагревании сжимается и при охлаждении расширяется. • При замерзании расширяется; при замерзании сжимается.

Актуализация имеющихся знаний:

Вода — одно из самых уникальнейших веществ на Зем-

ле. Несмотря на бурное развитие современной науки, до сих пор

учёные не изучили до конца природу этого, казалось бы, простого

вещества! Что вы знаете о воде?

Выполните задания. Заполни пропуски:

1. Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, ... и ...

2. Какими свойствами обладает вода? Ненужное зачеркни:

• Имеет цвет; не имеет цвета.

• Имеет запах; не имеет запаха.

• Имеет форму; не имеет форму.

• Прозрачна; не прозрачна.

• Обладает текучестью; не обладает текучестью.

• Растворяет соль, сахар; растворяет песок, мел.

• Медленно нагревается и медленно остывает; быстро нагрева-

ется и быстро остывает.

• При нагревании расширяется и при охлаждении сжимается;

при нагревании сжимается и при охлаждении расширяется.

• При замерзании расширяется; при замерзании сжимается.

Задача 2. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64 м, и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой. Сколько кв. км суши было бы затоплено водой? Во сколько раз меньше суши осталось бы? Задача 1. Во время экскурсии на водоканал ребятам узнали, что средняя скорость течения реки Обь в период половодья — 0,94 м/с. Интересно, а с какой скоростью течет река Иня, впадающая в Обь? Чтобы ответить на этот вопрос, ребята запускали трижды листик в плавание по реке Иня и получили следующие данные: 1) S = 1,5 м 2) S = 1,5 м 3) S = 1,5 м t = 8 с t = 5 с t = 7 с Определите среднюю скорость течения реки Иня и сравните со скоростью течения реки Обь. Задача 3. В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сут- ки при физиологической потребности 2-3 л. Узнайте, сколько воды употребляет человек за всю свою жизнь, если средняя продолжи- тельность жизни 75 лет? Задача 4 . Большинство людей во время чистки зубов оставляют кран открытым. Сосчитайте, сколько литров воды вытекает зря, если в среднем человек чистит зубы три минуты, а из открытого крана вы- текает 1 литр воды за 13 секунд.

Задача 2. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на

Земле поднялся бы на 64 м, и около 1/8 поверхности суши было бы

затоплено водой. Сколько кв. км суши было бы затоплено водой? Во

сколько раз меньше суши осталось бы?

Задача 1. Во время экскурсии на водоканал ребятам узнали, что

средняя скорость течения реки Обь в период половодья — 0,94 м/с.

Интересно, а с какой скоростью течет река Иня, впадающая в Обь?

Чтобы ответить на этот вопрос, ребята запускали трижды листик в

плавание по реке Иня и получили следующие данные:

1) S = 1,5 м 2) S = 1,5 м 3) S = 1,5 м

t = 8 с t = 5 с t = 7 с

Определите среднюю скорость течения реки Иня и сравните со

скоростью течения реки Обь.

Задача 3. В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сут-

ки при физиологической потребности 2-3 л. Узнайте, сколько воды

употребляет человек за всю свою жизнь, если средняя продолжи-

тельность жизни 75 лет?

Задача 4 . Большинство людей во время чистки зубов оставляют кран

открытым. Сосчитайте, сколько литров воды вытекает зря, если в

среднем человек чистит зубы три минуты, а из открытого крана вы-

текает 1 литр воды за 13 секунд.

По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров холодной воды в сутки:  • принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды; • каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды; • наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды; • разовый смыв в туалете — 8–10 литров воды; • во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды; • каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды; • через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров

холодной воды в сутки:

• принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды;

• каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды;

• наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды;

• разовый смыв в туалете — 8–10 литров воды;

• во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды;

• каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды;

• через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

Глобальные компетенции  Это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира.

Глобальные компетенции

Это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.

Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира.

Характеристика задания Предмет: математика  5 класс Тема : Единицы измерения площадей Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) Лес – главный источник жизни на земле. Но каждую секунду с лица планеты исчезает участок размером с футбольное поле! Выполните задание и определите, с какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника? Задачная формулировка Практическая работа. (Работа в группах) Измерьте площадь одной страницы учебника. Какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один учебник? Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько квадратных километров бумаги израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника. Для производства 1000м 2 бумаги требуется вырубить лес с 25 ар

Характеристика задания

  • Предмет: математика 5 класс
  • Тема : Единицы измерения площадей

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Лес – главный источник жизни на земле. Но каждую секунду с лица планеты исчезает участок размером с футбольное поле! Выполните задание и определите, с какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника?

Задачная формулировка

Практическая работа. (Работа в группах)

  • Измерьте площадь одной страницы учебника.
  • Какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один учебник?
  • Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько квадратных километров бумаги израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника.

Для производства 1000м 2

бумаги требуется вырубить

лес с 25 ар

Креативное мышление Креативность — это нетривиальное и остроумное решение проблемы. Дивергентное мышление — это способность человека искать неординарные идеи.

Креативное мышление

Креативность — это нетривиальное и остроумное решение проблемы.

Дивергентное мышление — это способность человека искать неординарные идеи.

Типы открытых задач 1 тип 2 тип Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов , т.к. в Задачи на переливание, логические задачи, ребусы, задачи на классификацию учат 3 тип школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления, большинстве своем эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической  Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений подготовки. развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. решению.

Типы открытых задач

1 тип

2 тип

Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при

решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов , т.к. в

Задачи на переливание, логические задачи, ребусы, задачи на классификацию учат

3 тип

школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления,

большинстве своем эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической

Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений

подготовки.

развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению

поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к

четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.

решению.

Обратная пропорциональность-гипербола Колебательный процесс-синусоида Призводная-наклон касательной Экстремум –горб или впадина Интеграл-площадь Функция-график Квадратичная функция-парабола й Число-точка числовой оси  оси Линейная функция-прямая Вектор –направленный отрезок Формирование наглядных образов математических понятий

Обратная пропорциональность-гипербола

Колебательный процесс-синусоида

Призводная-наклон касательной

Экстремум –горб или впадина

Интеграл-площадь

Функция-график

Квадратичная функция-парабола

й Число-точка числовой оси оси

Линейная функция-прямая

Вектор –направленный отрезок

Формирование наглядных образов математических понятий

-12+3x+8=-5x+6-2x Россия Китай +12 = +8 -12 -8 +6 +3x -5x +5x -2x +2x 5x+3x+2x=12-8+6

-12+3x+8=-5x+6-2x

Россия

Китай

+12

=

+8

-12

-8

+6

+3x

-5x

+5x

-2x

+2x

5x+3x+2x=12-8+6

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!