Педагогическая практика инклюзивного образования Ильина Т.Г. (конспект урока музыки в 6 АОП классе)
Актуальность В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов обучения детей с ОВЗ. Они позволяют формировать умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, саморазвития. Поставленные проблемы отчасти позволяет решать интеграция на уроках музыки. А это предполагает поиск новых приемов и методов обучения, обновление содержания образования.
Применение интеграции позволяет: развивать интерес к различным предметам; приобретать исследовательский опыт; развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию; развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи.
Использование живописи, литературных произведений, при ознакомлении с классической музыкой, создает ассоциативный ряд, развивает воображение и творчество. Прием «музыка в красках» хорошо зарекомендовала себя при изучении пейзажа и портрета в музыке, когда на уроках учащиеся подбирают музыку для картин художников (портреты, пейзажи) или рисуют свои зарисовки на заданные музыкальные композиции.
Конспект урока
Тема: Живопись и музыка Форма урока: Гостиная 6 АОП класс
Тип урока: интегрированный урок музыки и литературы, технологии
Цели урока:
формирование интереса учащихся к знакомству с поэзией, музыкой, живописью о природе;
воспитание патриотизма, уважения к отечественной культуре;
формирование культуры чтения (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия написанного и услышанного, критическая оценка текста);
развитие личностных качеств, формирующих критическое мышление (рефлективность, креативность, толерантность, самостоятельность);
развитие связной речи учащихся.
Задачи:
углубить представления шестиклассников о своеобразии лирического, музыкального, живописного произведения, специфике средств создания образов;
дать учащимся общее представление об устойчивых образах времён года в поэзии, музыке и живописи;
вызвать интерес школьников к выявлению ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
продолжить обучение шестиклассников умению находить ответы на поставленные вопросы и формулировать вопросы самостоятельно;
Оборудование урока:
Репродукции картин художников-пейзажистов; ноутбуки с подборкой классической музыки и колонки; сборники стихотворений о временах года ( зима, лето, осень, весне); альбомы, акварельные краски, цветные карандаши; заготовки для дерева из картона и бумаги .
Ход урока.
1. Организация работы (звучит аудиофайл стихотворения Ивана Бунина " Листопад ")
Разговор в нашей гостиной я начала со своего любимого времени года. Интересно, ребята, а у вас какое время года самое любимое? Прошу разделиться на 4 группы по вашим предпочтениям: зима, лето, осень, весна. А музыка, каких композиторов может соответствовать выбранному вами времени года? Затрудняетесь сразу ответить. А подобрать картину?
Мысленно давайте перенесемся в картинную галерею. Сегодня я предлагаю всем вам поучаствовать в выставке одной картины «Мое любимое время года». Для этого давайте подберем к своему времени года картину живописцев, к картине соответствующее настроению стихотворение, и нам не обойтись без музыкального сопровождения, поэтому попытаемся подобрать и музыкальную композицию из сборника золотой классики. Вы выступаете в трех ролях: художники, литераторы, музыканты. Работа предстоит необычная, творческая, надеюсь, интересно будет всем. ( Работа в группах в течение 15 минут)
2. Закрепление знаний
-Учащиеся-художники находят в папках по одной картине и подбирают аргументы в ее адрес;
-Литераторы определяются с выбором стихотворения в сборниках временах года и подготавливают выразительное чтение стихотворения;
-Музыканты на ноутбуках находят соответствующую музыкальную композицию.
Настало время в нашей картиной галерее посмотреть результат вашей работы. Начнем с зимы. Пожалуйста, представьте картину, на фоне выбранной музыке прочтите стихотворение об этом времени года.
В нашей картинной галерее наступила весна. Мы ждем выставки картины одноименной группы«Весна». Время послушать ребят из группы "Лето".
Пришло время внимательно послушать выступление группы«Осень».
Какой этап работы был затруднительным и почему?
После такой выставки будет ли вам легче анализировать выбранное стихотворение?
3. Применение знаний
Давайте попробуем изготовить Дерево "4 сезона" . Наше дерево будет состоять из 4 углов (показ заготовок) . Ваша задача оформить свой уголок времени года раздаточным материалом (разноцветные листья, снежинки) и тем, что вы смастерите. Спасибо за ваше творчество!
4.Подведение итогов. Сегодня в гостиной «Слушая природу» чему вы научились? Что было новым, необычным?
5. Домашнее задание: изготовить из цветного картона брелки "Осень", "Зима", "Весна", "Лето".