Просмотр содержимого документа
«Педагогическая рефлексия»
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его профессионального саморазвития. Здесь часто заходит речь о таком понятии как рефлексия.
Рефлексия в педагогике имеет свою специфику. Это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Понятие рефлексии в педагогику начало активно входить только последние десятилетия. Это не смотря на то, что педагогическая деятельность, по сути, имеет рефлексивный характер. Он проявляется в том, что, в процессе организации деятельности учащихся, педагог стремится увидеть себя и свои действия глазами воспитанников, учитывать в работе их взгляды и внутренний мир. Организуя взаимодействие с ребенком, педагог ставит себе оценку как участнику этого взаимодействия и диалога. Педагог в процессе педагогической рефлексии идентифицирует себя с содержанием педагогического взаимодействия, с определенной педагогической ситуацией, с воспитанником, с коллегами-педагогами, с разными моделями деятельности и педагогическими технологиями.
Рефлексия в педагогическом процессе включает следующие основные компоненты:
-рефлексию деятельности учащихся педагогом;
-рефлексию педагогом собственной педагогической работы;
-рефлексию педагогического взаимодействия педагогом;
- рефлексию учащимся собственной деятельности;
-рефлексию деятельности педагога учащимся;
-рефлексию учащимся взаимодействия с педагогом.
Рефлексия в процессе педагогического взаимодействия является первостепенным условием для оптимизации развития и саморазвития всех участников данного процесса.
Рефлексия в педагогике, таким образом, выполняет следующие функции:
-диагностическую функцию, которая заключается в констатации уровня развития участников педагогического процесса, а также их взаимодействия и уровень его эффективности;
-проектировочную, которая предполагает проектирование и моделирование деятельности, тесное взаимодействие участников педагогического процесса;
-организаторскую функцию, способствующую организации наиболее эффективной деятельности, продуктивного взаимодействия педагога и учеников;
-коммуникативную функцию, которая является одним из важнейших условий общения педагога и воспитанников;
-мотивационную функцию, которая задает направленность, характер и результативность деятельности, а также взаимодействия педагога и воспитанников;
-коррекционную функцию, побуждающую участников процесса корректировать свою деятельность и взаимодействие.
Выделение и реализация данных функций способствуют повышению уровня развивающего потенциала рефлексии в процессе педагогического взаимодействия.