Педагогические методы и приемы в работе с детьми ОВЗ.
Надо видеть себя в детях,
чтобы помочь им стать взрослыми;
надо принимать их как повторение своего
детства чтобы совершенствоваться самому;
надо, наконец, жить жизнью детей,
чтобы быть гуманным педагогом.
Ш. А. Амонашвили
Ещё каких-то лет двадцать назад в нашей стране развивалась сеть специализированных детских учреждений для детей с различными нарушениями в развитии.
Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. с VIII в. до н.э. по ХII в. н.э.
Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям В период с ХII по ХVIII в.
Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования отрезок с конца ХVIII до начала ХХ в.
Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования с начала ХХ столетия до 70-х гг.
Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции.
Становление отечественной специальной педагогики во всех ее отраслях связано с научной деятельностью Л. С. Выготского (1896-1934), который закладывает основы современного специального образования.
В послевоенный период, наибольшее развития оно получает в 60-80 гг. XX столетия.
5.2. История развития специальной педагогики в современной России
В настоящее время существует восемь видов коррекционных школ для различных категорий детей с отклонениями в развитии:
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
I вида (школа-интернат) для глухих детей;
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
II вида (школа-интернат) для слабослышащих детей;
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
III вида (школа-интернат) для слепых детей;
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
IV вида (школа-интернат) для слабовидящих детей;
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
V вида (школа-интернат) для детей с тяжелыми нарушениями речи;
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
VI вида (школа-интернат) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
VII вида (школа-интернат) для детей с задержкой психического развития;
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
VIII вида (школа-интернат) для умственно отсталых детей и подростков.
При школах VIII вида создаются специальные классы для детей с умеренной степенью умственной отсталости. При школах I-IV видов организуются классы для детей со сниженным интеллектом
В настоящее время государство взяло курс на интеграцию таких учащихся в общеобразовательные школы.
Это внесло, конечно, свои коррективы в образовательном процессе, но уже трудно представить школу без отдельных программ для таких детей и индивидуальной работы на уроке с детьми с особыми образовательными потребностями. Замечательно, когда в школе формируется отдельный класс, где обучаются дети с затруднениями в учёбе различного характера и разной причинной обусловленности.
Классный руководитель в таком классе имеет особый статус в школе.
На мой взгляд, кроме своего основного образования по предмету он должен получить ещё и дополнительные знания по компетенции психологии и нейропсихологии, методикам преподавания с коррекционно-развивающими технологиями и другим профильным компетенциям .Специальная подготовка учителя к работе с особыми детьми -это одно из самых важных условий работы в подобном классе.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Как же построить работу с такими детьми, учитывая специфики психики и здоровья каждого ребенка? Вот здесь и помогает Психолого-педагогическая карта обучающегося.
Работа классного руководителя всегда начинается с изучения документов, с которыми прибыл ребёнок в класс. Одним из основных документов является заключение ПМПк, где прописан образовательный маршрут и рекомендации для педагогов и родителей. Нужно знать и диагнозы. Диагнозы, как правило, шифры! И моя задача №1 (как классного руководителя) узнать о каждом ребёнке как можно больше из документов.
Желательно пригласить родителей на индивидуальные беседы, для того чтобы узнать о ребенке если не все, то, как можно больше. Ведь работа с родителями – это включение, участие, обучение, партнерство, сотрудничество. Именно от них я могу почерпнуть основную информацию об особенностях ребенка. НО! Не все родители сразу идут на контакт. Многие боятся, переживают, не доверяют, болезненно реагируют на рекомендацию обучать их ребёнка в коррекционном классе.
И здесь задача классного руководителя № 2: Завоевать родителей, т. е. заставить поверить классному руководителю! Дать им уверенность в том, что жизнь ребёнка может быть налажена.
На первом собрании демонстрирую работу класса из своего опыта, знакомлю родителей с особенностями таких детей. Утверждаем с родителями темы последующих родительских собраний, которые стараюсь проводить в интересах родителей (тесты, анкеты, консультации).
Задача № 3 :Составить психолого-педагогический портрет учащихся.
Вместе с психологом и социальным педагогом завели на каждого из них «Индивидуальную психолого-педагогическую карту обучающегося», где я, как классный руководитель фиксирую, по сути, каждый шаг в развитии ребенка.
1.Проводится наблюдение за учащимся.
Потребности в познании в различных сферах деятельности (русский язык, математика, окружающий мир и др.)
Потребность в учебных достижениях.
Производительность
Самостоятельность
Инструкция: классный руководитель заполняет печатный бланк на основе наблюдений и беседы с учителями-предметниками. Для заполнения используются следующие символы:
« + » - сформировано
« - » - не сформировано
« + - » - сформировано частично
На основании данных таблицы вычерчивается график (итоговый балл – сумма «+» - выставляется в соответствии с вертикальной шкалой по каждой компетентности
2. Составляется график формирования ключевых компетентностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Овладение социально – бытовыми умениями
Дифференциация и осмысление картины мира
Овладение навыками коммуникации
Осмысление своего социального окружения
Последовательное формирование произвольных процессов
График формирования ключевых компетентностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В конце учебного года проводится снова диагностика, и классный руководитель, сравнивая результаты, проводит анализ своей работы за год, делает выводы и ставит цели на следующий год. Индивидуально-психологические особенности
Результаты входящей диагностики (начало учебного года )
Результаты итоговой диагностики (окончание учебного года
Такая кропотливая работа по изучению личностных особенностей помогает и в построении программы работы с классом.
Для работы в коррекционном классе составлена адаптированная образовательная программа, по которой дети осуществляют свою учебную деятельность.
В любой школе, осуществляется воспитательная работа. В нашей школе дети из коррекционных классов участвуют в ней, наравне с обычными детьми.
Спорт и здоровье («Внимание, дети», «День здоровья», «Здоровое питание – какое оно?», «Зимняя эстафета», «Самый спортивный класс», «Шалости и травмы», и др)
Интеллектуально-познавательное направление «Чем живет планета Земля», «Я люблю тебя Россия» и др)
Трудовое воспитание (дежурство, ежедневное чередование поручений, и др)
Гражданско-патриотическое направление («Я люблю свой город», «Символы нашего государства», «Музей в городе!»
Работа органов самоуправления (выборы в классные и общешкольные органы самоуправления: «Учение», «Здоровье», «Спорт», «Отдых», отчеты о проделанной работе и ее корректировка)
Праздники, конкурсы, смотры, фестивали («День Учителя», «День рождения школы», «Весенний фестиваль» и др)
Работа проходит и в виде классных часов, викторин, бесед, КВН, акций, отчетов, выступлений, подготовки докладов, проектов, номеров художественной самодеятельности и др.
В школе разработаны и реализуются программы дополнительного образования, которые имеют разное направление. Разнообразие кружков позволяет ребятам сделать самостоятельный выбор, попробовать свои возможности, проявить свой талант.
«Спортивные игры»
«Адаптивная физкультура»
«Все цвета, кроме черного»
«В песне душа народа»
«Бисероплетение»
В заключении скажу, что главная задача классного руководителя – это социализация ребенка с ОВЗ, включение его в полноценную школьную жизнь, что я и стараюсь делать.
При планировании работы с детьми важно опираться на их сильные стороны и увлечения, на то, что они в состоянии сделать.
Особое значение имеет взаимодействие обучающихся в социальной среде: на уровне класса, образовательного учреждения, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение. Активное включение в тему дает учащимся возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с проблемами в здоровье, на себе и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями, убеждениями.
К сожалению, часто бывает, что барьеры для детей с ОВЗ в школе создаются самими педагогами. Иногда не понимая, а иногда и вовсе не зная о проблемах ребенка, учитель ставит невыполнимые задачи.
Важную отрицательную роль играет отсутствие преемственности, когда классные руководители вновь созданных классов не владеют информацией об особенностях детей. В связи с этим желательно передавать портфолио учащихся 4 класса с содержанием полных характеристик.
В заключение хотелось бы дать несколько рекомендаций по работе с детьми с ОВЗ:
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.
2. Как можно чаще общайтесь с ребенком;
3. Избегайте переутомления;
4. Использовать упражнения на релаксацию;
5. Не сравнивать ребенка с окружающими;
6. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
7. Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что;
8. Обращаться к ребенку по имени;
9. Не предъявлять ребенку повышенных требований;
10. Стараться делать замечания как можно реже;
11. Оставаться спокойным в любой ситуации.
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».
Всеволод Петрович Кащенко
Благодарю за внимание!