СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические методы и приемы классного руководителя с детьми ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».  

Просмотр содержимого документа
«Педагогические методы и приемы классного руководителя с детьми ОВЗ.»

Педагогические методы и приемы в работе с детьми ОВЗ.



Надо видеть себя в детях,

чтобы помочь им стать взрослыми;

надо принимать их как повторение своего

детства чтобы совершенствоваться самому;

надо, наконец, жить жизнью детей,

чтобы быть гуманным педагогом.

Ш. А. Амонашвили


Ещё каких-то лет двадцать назад в нашей стране развивалась сеть специализированных детских учреждений для детей с различными нарушениями в развитии.

Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. с VIII в. до н.э. по ХII в. н.э.

Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям В период с ХII по ХVIII в.

Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования отрезок с конца ХVIII до начала ХХ в.

Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования с начала ХХ столетия до 70-х гг.

Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции.

Становление отечественной специальной педагогики во всех ее отраслях связано с научной деятельностью Л. С. Выготского (1896-1934), который закладывает основы современного специального образования.

В послевоенный период, наибольшее развития оно получает в 60-80 гг. XX столетия.

5.2. История развития специальной педагогики в современной России

В настоящее время существует восемь видов коррекционных школ для различных категорий детей с отклонениями в развитии:

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение

I вида (школа-интернат) для глухих детей;

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение

II вида (школа-интернат) для слабослышащих детей;

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение

III вида (школа-интернат) для слепых детей;

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение

IV вида (школа-интернат) для слабовидящих детей;

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение

V вида (школа-интернат) для детей с тяжелыми нарушениями речи;

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VI вида (школа-интернат) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VII вида (школа-интернат) для детей с задержкой психического развития;

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VIII вида (школа-интернат) для умственно отсталых детей и подростков.

При школах VIII вида создаются специальные классы для детей с умеренной степенью умственной отсталости. При школах I-IV видов организуются классы для детей со сниженным интеллектом

В настоящее время государство взяло курс на интеграцию таких учащихся в общеобразовательные школы.

Это внесло, конечно, свои коррективы в образовательном процессе, но уже трудно представить школу без отдельных программ для таких детей и индивидуальной работы на уроке с детьми с особыми образовательными потребностями. Замечательно, когда в школе формируется отдельный класс, где обучаются дети с затруднениями в учёбе различного характера и разной причинной обусловленности.

Классный руководитель в таком классе имеет особый статус в школе.

На мой взгляд, кроме своего основного образования по предмету он должен получить ещё и дополнительные знания по компетенции психологии и нейропсихологии, методикам преподавания с коррекционно-развивающими технологиями и другим профильным компетенциям .Специальная подготовка учителя к работе с особыми детьми -это одно из самых важных условий работы в подобном классе.

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Как же построить работу с такими детьми, учитывая специфики психики и здоровья каждого ребенка? Вот здесь и помогает Психолого-педагогическая карта обучающегося.

Работа классного руководителя всегда начинается с изучения документов, с которыми прибыл ребёнок в класс. Одним из основных документов является заключение ПМПк, где прописан образовательный маршрут и рекомендации для педагогов и родителей. Нужно знать и диагнозы. Диагнозы, как правило, шифры! И моя задача №1 (как классного руководителя) узнать о каждом ребёнке как можно больше из документов.

Желательно пригласить родителей на индивидуальные беседы, для того чтобы узнать о ребенке если не все, то, как можно больше. Ведь работа с родителями – это включение, участие, обучение, партнерство, сотрудничество. Именно от них я могу почерпнуть основную информацию об особенностях ребенка. НО! Не все родители сразу идут на контакт. Многие боятся, переживают, не доверяют, болезненно реагируют на рекомендацию обучать их ребёнка в коррекционном классе.

И здесь задача классного руководителя № 2: Завоевать родителей, т. е. заставить поверить классному руководителю! Дать им уверенность в том, что жизнь ребёнка может быть налажена.

На первом собрании демонстрирую работу класса из своего опыта, знакомлю родителей с особенностями таких детей. Утверждаем с родителями темы последующих родительских собраний, которые стараюсь проводить в интересах родителей (тесты, анкеты, консультации).

Задача № 3 :Составить психолого-педагогический портрет учащихся.

Вместе с психологом и социальным педагогом завели на каждого из них «Индивидуальную психолого-педагогическую карту обучающегося», где я, как классный руководитель фиксирую, по сути, каждый шаг в развитии ребенка.

1.Проводится наблюдение за учащимся.

  • Потребности в познании в различных сферах деятельности (русский язык, математика, окружающий мир и др.)

  • Потребность в учебных достижениях.

  • Производительность

  • Самостоятельность

Инструкция: классный руководитель заполняет печатный бланк на основе наблюдений и беседы с учителями-предметниками. Для заполнения используются следующие символы:

« + » - сформировано

« - » - не сформировано

« + - » - сформировано частично

На основании данных таблицы вычерчивается график (итоговый балл – сумма «+» - выставляется в соответствии с вертикальной шкалой по каждой компетентности

2. Составляется график формирования ключевых компетентностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  • Овладение социально – бытовыми умениями

  • Дифференциация и осмысление картины мира

  • Овладение навыками коммуникации

  • Осмысление своего социального окружения

  • Последовательное формирование произвольных процессов




График формирования ключевых компетентностей

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


В конце учебного года проводится снова диагностика, и классный руководитель, сравнивая результаты, проводит анализ своей работы за год, делает выводы и ставит цели на следующий год. Индивидуально-психологические особенности

Результаты входящей диагностики (начало учебного года )

Результаты итоговой диагностики (окончание учебного года

Такая кропотливая работа по изучению личностных особенностей помогает и в построении программы работы с классом.

Для работы в коррекционном классе составлена адаптированная образовательная программа, по которой дети осуществляют свою учебную деятельность.
В любой школе, осуществляется воспитательная работа. В нашей школе дети из коррекционных классов участвуют в ней, наравне с обычными детьми.

  • Спорт и здоровье («Внимание, дети», «День здоровья», «Здоровое питание – какое оно?», «Зимняя эстафета», «Самый спортивный класс», «Шалости и травмы», и др)

  • Интеллектуально-познавательное направление «Чем живет планета Земля», «Я люблю тебя Россия» и др)

  • Трудовое воспитание (дежурство, ежедневное чередование поручений, и др)

  • Гражданско-патриотическое направление («Я люблю свой город», «Символы нашего государства», «Музей в городе!»

  • Работа органов самоуправления (выборы в классные и общешкольные органы самоуправления: «Учение», «Здоровье», «Спорт», «Отдых», отчеты о проделанной работе и ее корректировка)

  • Праздники, конкурсы, смотры, фестивали («День Учителя», «День рождения школы», «Весенний фестиваль» и др)

  • Работа проходит и в виде классных часов, викторин, бесед, КВН, акций, отчетов, выступлений, подготовки докладов, проектов, номеров художественной самодеятельности и др.

В школе разработаны и реализуются программы дополнительного образования, которые имеют разное направление. Разнообразие кружков позволяет ребятам сделать самостоятельный выбор, попробовать свои возможности, проявить свой талант. 

  • «Спортивные игры»

  • «Адаптивная физкультура»

  • «Все цвета, кроме черного»

  • «В песне душа народа»

  • «Бисероплетение»

В заключении скажу, что главная задача классного руководителя – это социализация ребенка с ОВЗ, включение его в полноценную школьную жизнь, что я и стараюсь делать.

При планировании работы с детьми важно опираться на их сильные стороны и увлечения, на то, что они в состоянии сделать.

Особое значение имеет взаимодействие обучающихся в социальной среде: на уровне класса, образовательного учреждения, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение. Активное включение в тему дает учащимся возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с проблемами в здоровье, на себе и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями, убеждениями.

К сожалению, часто бывает, что барьеры для детей с ОВЗ в школе создаются самими педагогами. Иногда не понимая, а иногда и вовсе не зная о проблемах ребенка, учитель ставит невыполнимые задачи.

Важную отрицательную роль играет отсутствие преемственности, когда классные руководители вновь созданных классов не владеют информацией об особенностях детей. В связи с этим желательно передавать портфолио учащихся 4 класса с содержанием полных характеристик.

В заключение хотелось бы дать несколько рекомендаций по работе с детьми с ОВЗ:

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.

2. Как можно чаще общайтесь с ребенком;

3. Избегайте переутомления;

4. Использовать упражнения на релаксацию;

5. Не сравнивать ребенка с окружающими;

6. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

7. Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что;

8. Обращаться к ребенку по имени;

9. Не предъявлять ребенку повышенных требований;

10. Стараться делать замечания как можно реже;

11. Оставаться спокойным в любой ситуации.

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».

Всеволод Петрович Кащенко



Благодарю за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!