Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии»
Понятие педагогической технологии
Понятие педагогической технологии
- Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок , определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)
- Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
- Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
- В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Основные требования (критерии) педагогической технологии, их структура
Структура педагогической технологии
В структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа ;
б) содержательная часть обучения:
- цели обучения - общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Качества педагогических технологий
- Концептуалъноетъ - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
- Системность - технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
- Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Качества педагогических технологий
- Эффективность - технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
- Воспроизводимость - возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Классификация педагогических технологий (по Г. К. Селевко)
1
2
3
4
- технологии развивающего обучения
- технологии развивающего обучения
- технологии проблемного обучения
- технологии проблемного обучения
- игровые технологии, компьютерные технологии
- игровые технологии, компьютерные технологии
- альтернативные технологии
- альтернативные технологии
групповое обучение
лекционно – семинарско - зачетная система обучения
развивающее обучение
технологию модульного и блочно- модульного обучения
технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Приоритетные технологии
проектные методы обучения
исследовательские методы
технология «дебаты»
технология развития «критического мышления»
проблемное обучение
технология использования в обучении игровых методов
коллективная система обучения
обучение в сотрудничестве
разноуровневое обучение
информационно – коммуникационные технологии
технология мастерских
система инновационной оценки «портфолио»
технология дистанционного обучения
здоровьесберегающие технологии